Вопрос) Создание и функционирование парламентской системы в СССР в 1989-1991 гг. Система Съезда народных депутатов и Верховного совета и их функции. Съезд народных депутатов РСФСР.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ

Законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР

Функции: принимал законы, ратифицировал договоры, назначал членов правительства (до 1991) и судей, объявлял амнистию (состоялась одна амнистия - 18 июня 1992).

В 1991-1992 ВС рассматривал (с правом отклонения) указы Президента по вопросам экономической реформы, противоречащие действующему законодательству (право издавать такие указы было предоставлено Президенту Съездом народных депутатов сроком с 1 ноября 1991 до 1 декабря 1992).

Законы: Принимались Верховным Советом, в тот же день подписывались Председателем ВС (без права вето). После 10 июля 1991 законы подписывались в 14-дневный срок Президентом, получившим право отлагательного вето, преодолеваемого простым большинством голосов (с обязанностью Президента подписать принятый повторно закон в 3-дневный срок). С 31 мая 1990 по 22 сентября 1993 приняты и официально опубликованы 333 закона РСФСР (Российской Федерации). 10 из них - об изменениях и дополнениях Конституции - приняты Съездом народных депутатов.

Нормативные акты принимались также в форме постановлений.

Система съезда народных депутатов их функции

В 1989-1991 годах в Съезд народных депутатов был Высшим органом государственной власти в СССР. На Девятнадцатой конференции КПСС (28июня — 1 июля 1988) было принято решение демократизировать советскую политическую систему, вернув советам власть, утраченную «в условиях узурпации государственных функций партийными органами».
Съезд народных депутатов призван был обеспечить более широкую представительность всех слоев населения в органах государственной власти. Благодаря Съезду народных депутатов СССР к участию в руководстве государственными и общественно-политическими делами должны были прийти новые люди, демократически мыслящие, в своем большинстве не связанные с партийной номенклатурой, сторонники перестройки общественной жизни, политических и экономических реформ.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев предложил изменить порядок их выборов высших органов госвласти: ввести двухуровневую систему их формирования. Это потребовало внесения поправок в Конституцию СССР. Осенью 1988 года проекты конституционных поправок обсуждались в госструктурах и в печати и 1 декабря 1988 внеочередная 12-я сессия Верховного Совета СССР приняла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «Закон о выборах народных депутатов СССР».
Съезд народных депутатов СССР состоял из 2250 депутатов, 750 из которых избирались от территориальных избирательных округов, 750 — от национально-территориальных избирательных округов (32 — от каждой союзной, 11 — автономной республики, по 5 — отавтономных областей и по одному — от каждого автономного округа) и 750 — от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным законом о выборах народных депутатов СССР. Народные депутаты СССР должны были избираться сроком на 5 лет. Помимо очередных ежегодных съездов, закон предусматривал случаи созыва народных депутатов внеочередных съездов. Съезд имел право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению СССР. Кроме того, только съезд мог принимать и вносить изменения в Конституцию СССР, принимать решения по вопросам национально-государственного устройства СССР, определять границы государства и союзных республик, определять основные направления внутренней и внешней политики СССР, утверждать госпланы и общесоюзные социально-экономические программы, избирать Верховный Совет СССР и его председателя, утверждать председателя Совета министров СССР и других высших чиновников, избирать Комитет конституционного надзора СССР, а также отменять акты, принятые Верховным Советом СССР и принимать решений о проведении всенародного голосования (референдума). Съезд был вправе принимать законы СССР. Руководил работой Съезда народных депутатов председатель Верховного Совета СССР.
В остальном законодательные, распорядительные и контрольные функции возлагались на формируемый Съездом и относительно небольшой по численности Верховный Совет СССР. Такая система позволяла создавать видимость демократизма на уровне мало приспособленного к практической деятельности Съезда народных депутатов (в частности из-за большой численности депутатов) и проводить предварительный отбор членов Верховного Совета СССР, на который возлагалась основная нагрузка законодательной деятельности.
Компания по выборам народных депутатов СССР проходила остро и необычно для советского избирателя, вовлекая его в политическую жизнь. Предвыборная борьба принимала неожиданные формы: страну захлестнула волна телевизионных дебатов, многотысячных митингов, стали проводиться социологические опросы. 26 марта 1989 года на избирательные участки пришло 172 млн. человек, что составило почти 90% всех избирателей СССР. В некоторых округах имели место повторные выборы. На волне подъема демократических настроений народными депутатами были избраны Андрей Сахаров, Анатолий Собчак, Галина Старовойтова и другие.
Всего было созвано пять Съездов народных депутатов СССР. Первый прошел в Москве с 25 мая по 9 июня 1989 года. Накануне съезда состоялся пленум ЦК КПСС, рекомендовавший для избрания председателем Верховного Совета генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Съезд должен был обсудить процедурные вопросы, избрать ряд высших должностных лиц. Демократически настроенные депутаты сформировали оппозицию, которая получила название Межрегиональной депутатской группы (МДГ). Ее составвошли 362 народных депутатов. Лидер МДГ Андрей Сахаров потребовал передачи всей власти Советам, отмены шестой статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе, предложил проект нового договора между республиками, превращавшего СССР в конфедерацию.
Второй съезд народных депутатов СССР прошел 12-24 декабря 1989 года. Ключевой темой стали меры по оздоровлению экономики, в том числе этапов экономической реформы и подходов к разработке очередного пятилетнего плана. Несмотря на предложенную МДГ альтернативную программу, после дебатов была принята программа правительства. Кроме того, были приняты законы о статусе народного депутата СССР, о конституционном надзоре в СССР, постановления об избрании Комитета конституционного надзора, о политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан.
Третий съезд народных депутатов СССР (12-15 марта 1990) получил статус внеочередного. Главным итогом его работы стало учреждение в СССР поста президента и избрание на этот пост Михаила Горбачева. Третий съезд народных депутатов СССР отменил шестую статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе.
Одним из основных вопросов Четвертого съезда народных депутатов СССР (17-27 декабря 1990) стало сохранение СССР как союзного государства. Решениями съезда было сохранено его название, объявлено о проведении референдума о сохранении самого государства, как «обновленной федерации равноправных суверенных республик». С этой целью был принят закон о всенародном голосовании (референдуме) СССР. Съезд утвердил пост вице-президента, на который был избран Геннадий Янаев.
Пятый съезд народных депутатов СССР состоялся в начале сентября 1991 года после Августовских событий в Москве. Съезд принял закон «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период», который уже не предусматривал сохранения съезда народных депутатов в структуре государственной власти, и самораспустился. Официально полномочия народных депутатов считались действительными до прекращения существования СССР в декабре 1991 года.





СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР

высший орган государственной власти РСФСР, учрежденный в рамках конституционной реформы 27 октября 1989г. Впервые избран в марте 1990 г. Начал работать в мае 1990 г. Распущен Указом Президента РФ от 21 сентября 1993г.№ 1400. С.н.д. состоял из 1068 народных депутатов РСФСР. 900 депутатов избиралось от территориальных, 168 - от национально-территориальных округов (4 - от каждой республики в составе РСФСР, 2 - от каждой автономной области, 1 - от каждого автономного округа, 84 депутата - от краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

С.н.д. РСФСР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. К исключительному ведению Съезда относились: принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений; определение внутренней и внешней политики РСФСР; ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции РСФСР; принятие решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесенный к ведению РСФСР; решение вопросов об изменении границ РСФСР; утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития РСФСР, ее военного строительства; формирование Верховного Совета РСФСР; избрание Председателя Верховного Совета РСФСР; избрание Первого заместителя и 3 заместителей Председателя Верховного Совета РСФСР; утверждение Председателя Совета Министров РСФСР; утверждение Генерального прокурора РСФСР, Председателя ВС РСФСР, Председателя ВАС РСФСР; избрание КС РСФСР;

принятие решения об отрешении от должности Президента РСФСР; отмена актов, принятых Верховным Советом РСФСР, а также указов и распоряжений Президента РСФСР; принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума). Съезд был вправе принимать законы РСФСР. Очередные заседания проводились раз в год.

С.н.д. РСФСР сыграл немаловажную роль в демократических преобразованиях в России. Им принимались законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию РСФСР, отражавшие политический плюрализм, возможности предпринимательства и частную собственность в России, включение в Конституцию основных прав и свобод человека и гражданина, соответствующих международным стандартам, развитие парламентаризма в России, введение поста Президента РСФСР, КС, современного федеративного устройства РФ, институтов местного самоуправления.

36. Система управления в российской федерации 1991-1993.

Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х гг. Суверенная Россия, Российская Федерация после провозглашения своей независимости 12 июня 1990 г. включала в себя 89 регионов, в том числе и 21 национальное образование. Устанавливалась двухступенчатая система органов представительной власти - Съезд народных депутатов и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин, он же был Главнокомандующим Вооружёнными силами страны. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд Российской Федерации.

События октября 1993 г. различные слои общества восприняли по-разному, но это были трагические страницы посткоммунистической российской истории. "Чёрный октябрь" разрушил систему Советов. Всенародное голосование по доработанному проекту новой Конституции должно было дать ответ на вопрос, что придёт на смену Советам.

На 12 декабря были назначены выборы в новый парламент и референдум по вопросу о принятии Конституции России. Между политическими партиями развернулась борьба за голоса избирателей. Ни одна из политических партий, поддерживающих курс президента, не набрала более 15% от общего числа избирателей. Неожиданностью стал успех Либерально - демократической партии В.В. Жириновского (ей отдали голоса более 25% голосов).

Новым органом законодательной власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, а Государственную Думу I созыва возглавил И.П. Рыбкин. Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения. В течение 1993 - 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Подавляющая часть из них была подписана президентом.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся всенародно избираемый президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краёв, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им также принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира.

Вторым итогом года явилась ликвидация вертикали законодательных органов от Центра до мест, выражавшихся в системе Советов. Теперь представительные институты в Центре и на местах стали различаться по своему типу, названиям, функциям. Высший представительный орган - двухпалатное Федеральное Собрание - отличается от бывшего Верховного Совета тем, что обе палаты его действуют самостоятельно, различаются по функциям, составу, способам формирования и связям с избирателями.

В субъектах Федерации на смену Советам или Верховным Советам пришли Законодательные собрания республик, краёв, областей. Это уже не подчинённые, а самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их - тоже самостоятельные муниципальные органы власти, занимающиеся местными делами.

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

Заключение

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, чтом1991 - 1993 гг. показали, что для перехода России к демократии нужны более глубокие преобразования, чем простое заимствование элементов духовной и материальной культуры Запада. Потребовалось отделить друг от друга разные социальные сегменты – государство, собственность и наемный труд, а для этого создать соответствующее законодательство и независимый суд. Пришлось выработать далеко идущую программу социальных реформ, направленных на ликвидацию насущных общероссийских бед, таких как демографическая, экологическая, жилищная проблема, сельское хозяйство, развитие мелкого и среднего предпринимательства и т.п.

В борьбе за целостность России федеральная власть, с одной стороны, зачастую шла по пути перераспределения собственности и власти в пользу республик в ущерб краев и областей, а с другой - она допустила трагическое противостояние в Чечне.

Слабость государственной власти в постсоветской России объяснялась недостаточным качеством и ритмом законодательной деятельности. Многие из принятых в середине 90- годов законов не относились к числу особо необходимых, отражали зачастую ведомственные или корпоративные интересы. В большой степени бессистемность законодательной деятельности была обусловлена отсутствием ясных представлений о необходимой структуре и содержании российского правового пространства.

Правовой беспредел привел к тому, что в некоторых субъектах федерации не было официальных текстов региональных законов, в результате чего в ряде мест одновременно действовали прямо противоречащие друг другу нормативные акты. Имели место случаи прямой отмены властями субъектов федерации принципиальных нормативных актов федеральной власти или издание правовых актов по предметам исключительного ведения Российской Федерации.

Новая Конституция России, закрепившая равноправие субъектов Российской Федерации, верховенство Основного закона и федеральных законов на всей территории страны, впервые открыла дорогу настоящему эволюционному строительству подлинной федерации.

Призидентско - парламенская республика в России.

Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская, либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту[2]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Управленческий кризис 1993г

Конституция Российской Федерации 1993 года – Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения первой правовой науки .Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей ,она не лишена недостатков и, вероятно в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита – главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 года закрепила смешанную форму правления – президентско – парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

Конституция РФ выполняет ряд функций :

1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций : политических партий, общественных организаций, объединений ;

2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства;

3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Как основной закон Конституция 1993 года имеет правовые признаки, которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:

· Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить;

· Закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;

· Конституцию отличает прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения;

Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вноситься изменения в гл. 3-8 . За них должны проголосовать не менее 2/3 общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл.1,2,9 должно быть поддержано 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет.

Структура Конституции Российской Федерации 1993 года.

Конституция Российской федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятиях Конституции. Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.

Президентская республика в России и её управленческие структуры в 1993-2000г

Первым президентом России был избран в 1991 г. Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой. Сохранялись съезд народных депутатов (формально высшая власть в стране) и Верховный Совет РСФСР (председатель — Р. И. Хасбулатов). В 1992 г. начались экономические реформы (под руководством Е. Т. Гайдара): отпущены цены, стала проводиться приватизация. Выросли внутренние долги, резко упало производство. Инфляция поглотила сбережения граждан в сберкассах. Жизненный уровень большинства населения упал, а "средним классом" стала узкая группа, воспринимаемая большинством как высший класс.

Весной 1993 г. началась борьба за власть и изменение Конституции между президентом Ельциным и Верховным Советом, кончившаяся незаконным роспуском последнего 21 сентября 1993 г. указом президента. Сопротивление сторонников Верховного Совета было подавлено и закончилось жестоким расстрелом здания Верховного Совета 4 октября. В декабре 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России, согласно которой президент Ельцин получил решающие полномочия (право назначения министров, роспуска парламента, издания указов в обход парламента и др.). Должность вице-президента была упразднена. Создан законодательный орган — двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума). Выборы в Государственную Думу прошли в 1993, 1995 и1999 гг.

Нынешний председатель Совета Федерации — С. Миронов, Государственной Думы — Г. Н. Селезнёв. Крупнейшие партии и блоки — КПРФ, "Яблоко", ЛДПР, с 1999 г. — "Союз правых сил", "Единство — вся Россия" и др. В 1996 г. Ельцин был переизбран на второй срок, с 2000 г. президентом стал В. В. Путин. Нынешний премьер-министр — М. М. Касьянов (в 1992-1998 гг. — В. С. Черномырдин, 1998 г. — С. В. Кириенко, в 1998-1999 гг. — Е. М. Примаков, 1999 гг. — В. С. Степашин, 1999-2000 гг. — Путин).

Наши рекомендации