Контроль голосования в день выборов.
Одна из самых распространенных легенд связанных с выборами – легенда о подтасовках их результатов, которым якобы невозможно противодействовать. Рассказывают о тысячах напечатанных «левых» бюллетенях; о членах комиссий, ловко перекладывающих стопочки голосов реально победившего кандидата в стопочку «нужного»; о выключении электричества на участках в момент подсчета голосов. О подмене протоколов на пути из участковых комиссий в территориальные; об избиении наблюдателей милицией и многое, многое другое.
Так вот – все это правда. Кроме одного - того, что подтасовкам невозможно противодействовать.
Как уже говорилось, практика авторов сложилась так, что большинство кампаний нам пришлось проводить против кандидатов и партий, поддержанных административным ресурсам. И все перечисленные методы подтасовок встречались нам на практике. Случалось так, что на участках не только свет отключали, но и пожары устраивали. И каждый раз мы пытались активно бороться против подтасовок. Иногда успешно, иногда не очень. Но тот факт, что более половины кампаний против административного ресурса была нами выиграна, говорит о том, что с подтасовками бороться можно.
На самом деле значительная часть страшилок про подтасовки - это составная часть психологической войны партии власти против гражданского общества, чтобы заранее отбить у граждан надежду на успешную борьбу против её кандидатов. Все это дополняется рассказами кандидатов и технологов-неумех, проигрывающих кампании с разгромным счетом и оправдывающих столь прискорбные для них результаты просто-таки невероятными подтасовками.
За пятнадцать лет проведения избирательных кампаний в России процедура контроля достаточно хорошо отработана. Поэтому здесь мы ограничимся лишь несколькими краткими замечаниями. За более подробной информацией традиционно направляем читателей к работам В. Полуэктова [2].
В принципе закон позволяет кандидату выставить по разным каналам полдюжины контролеров на каждый избирательный участок: наблюдатели, члены избирательных комиссий с совещательным голосом; представители разных общественно-политических организаций, прессы и т.д. В реальности достаточно двух - трех контролеров, одним из которых обязательно должен быть участковый агитатор, отвечающий за работу на соответствующем участке. При этом агитатор должен отследить, чтобы на участок пришли и проголосовали все выявленные и зафиксированные в ходе кампании сторонники кандидата.
В распоряжении центрального и территориальных штабов должны находиться оперативные группы, позволяющие при возникновении нештатных ситуаций резко усилить контроль за тем или иным участком. Весьма желательно иметь в таких группах представителей СМИ.
Само собой, следует заранее позаботиться о том, чтобы все потенциальные контролеры (в том числе и входящие в состав оперативных групп) имели надлежащим образом оформленные удостоверяющие документы.
При организации контроля следует обратить внимание на следующие ключевые моменты.
Инструктаж. Все наблюдатели должны иметь детальные письменные инструкции; вплоть до заранее заготовленных бланков для подачи заявлений, протестов и т.д. Помимо раздачи письменных инструкций необходимо провести два-три собрания наблюдателей, посвященных отработке процедуры контроля.
Оперативная связь. Следует продумать систему связи, которая позволяла бы наблюдателям немедленно информировать штабы о конфликтных ситуациях. Об оперативных группах, которые могут быть направлены при необходимости на любой избирательный участок, мы уже говорили.
Контакты с другими контролерами. Контроль голосования – это тот случай, когда вы можете действовать совместно с большинством своих конкурентов. Не упускайте этой возможности, она сильно облегчит работу ваших наблюдателей. О взаимодействии с представителями других кандидатов на избирательных участках целесообразно договориться заранее.
Оперативное получение информации о результатах голосования на участках. Это очень важный момент: чем раньше вы будете знать официальные результаты голосования на участках – тем лучше. Продумайте и отработайте оперативную систему связи, которая позволила бы штабу кандидата сразу же получать необходимую информацию.
Наконец, о чисто бытовых вопросах. Работа наблюдателя на участке – это довольно тяжелый и утомительный труд, который длится много часов и часто заканчивается поздно ночью. Поэтому обязательно продумайте такие моменты, как питание наблюдателей, их периодическая смена и доставка по домам после окончания подсчета голосов.
Итак, как видно из сказанного, организация контроля голосования в день выборов – это достаточно объемная и, с учетом подготовки, растянутая во времени процедура. Поэтому организационно все мероприятия по контролю оформляют в виде специальной программы «Наблюдение», которая обычно утверждается руководством штаба не позднее, чем за месяц до дня голосования.