Формирование и развитие идей гражданского общества и правового государства.
18. Гражданское общество и правовое государство.
Основные признаки правового государства.
Истоки, роль и назначение теории разделения властей.
Соотношение права и закона.
Понятие, признаки и виды государственных органов.
Принципы организации и деятельности механизма государства.
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О системе государственной службы Российской Федерации"
Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);
законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
равный доступ граждан к государственной службе;
единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Типология государства и права, возможные основания и подходы.
Типология права — это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов.
В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.
В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.
Достоинство:
-— продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество.
Слабая сторона:
— формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.
В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права:
национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей
правовой идеологии отдельного государства);
правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования). Различают следующие правовые семьи:
общего права,
романо-германская,
славянская,
мусульманская,
индусская и др.
Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право.
Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.
Понятие и элементы формы государства.
Монархия: понятие и виды.
Республика: отличительные признаки и виды.
27. Формы государственного устройства.
Классификация государств по форме государственного устройства.
Политический режим: понятие и виды.
29. Форма правления в Российской Федерации.
Проблемы реализации принципа властей
Подходы к пониманию права в современной России.