Основные направления государственной инновационной политики в Республике Беларусь
КОНЦЕПЦИЯ Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы
Основные положения Концепции в части прогнозирования и регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности соответствуют Указу Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2015 г. № 166 «О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы», Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030), проекту Концепции Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, Концепции «Беларусь 2020: наука и экономика», Научному прогнозу «Беларусь 2030: экономика знаний».
Основными направлениями государственной инновационной политикиреспублики на 2016-2020 годы должны стать:
- организация разработки и реализации инновационных проектов, имеющих государственное значение;
- инновационное развитие регионов;
- развитие инновационного предпринимательства;
- повышение эффективности управления НИС;
- повышение эффективности коммерциализации результатов НТД и формирование рынка НТП;
- развитие инновационной инфраструктуры;
- формирование институциональной среды, стимулирующей инновационную деятельность;
- создание системы технологического прогнозирования и повышение эффективности научно-технической деятельности;
- развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;
- кадровое обеспечение инновационного развития национальной экономики.
Организация разработки и реализации инновационных проектов, имеющих государственное значение, предполагает:
- концентрацию научно-технологического потенциала республики на формировании и развитии высокотехнологичных секторов национальной экономики, базирующихся на разработках V и VI технологических укладов (информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, робототехника, медицинская техника, лесохимия), с приоритетным финансированием инновационных проектов в данных секторах;
- разработку и реализацию инновационных проектов, предусматривающих коммерциализацию результатов НТД, полученных в ходе выполнения ГНТП в 2011–2015 годах, внедрение которых позволит занять новые рыночные ниши и повысить конкурентоспособность Республики Беларусь на мировом рынке;
- организацию инновационных производств по выпуску экспорто-ориентированной продукции, в том числе созданной на основе зарубежных лицензий и патентов;
- формирование кластерных структур, обеспечивающих эффективную цепочку реализации инновационных идей от ее разработки до нахождения конкретного потребителя.
Инновационное развитие регионов предполагает:
- изучение возможностей развития регионов, оценку коммерческой значимости регионального научно-технического потенциала с выделением наиболее перспективных направлений, способных дать наибольший коммерческий эффект;
- динамичное развитие производств в регионах, основанных на глубокой технологической переработке местных сырьевых ресурсов (деревообработка, лесохимия, целлюлозно-бумажное производство, производство удобрений и пищевых продуктов на основе биотехнологий, композитных материалов для нужд строительства и машиностроения), формирование сырьевых зон сельхозпродукции и производств региональных инновационных промышленных кластеров и точек роста экономики регионов;
- ускоренное развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в регионах;
- развитие региональной сети субъектов инновационной инфраструктуры регионов (технопарков, центров трансфера технологий, венчурных организаций) и повышение эффективности их деятельности.
Развитие инновационного предпринимательства предполагает:
- создание сети малых инновационных предприятий, функционирующих в рамках существующих и вновь создаваемых кластеров;
- развитие инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, направленной на обеспечение интеграции науки, образования и производства;
- обеспечение доступности для субъектов инновационной деятельности материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
- развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности.
Повышение эффективности управления НИС предполагает:
- укрепление структурных подразделений республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющих реализацию отраслевой (региональной) научно-технической и инновационной политики, квалифицированными специалистами;
- укрепление структурных подразделений организаций, ответственных за научно-техническую и инновационную деятельность, охрану и управление интеллектуальной собственностью квалифицированными специалистами;
- создание системы государственной поддержки формирования инновационно-промышленных кластеров в высокотехнологичном секторе;
- совершенствование системы оценки инновационного развития республики с учетом международных подходов;
- повышение эффективности индикативного планирования инновационного развития страны на основе усиления регулирующей, координирующей и стимулирующей роли Государственной программы.
Повышение эффективности коммерциализации результатов НТД и формирование рынка НТП предполагает:
- стимулирование внутреннего спроса на результаты НТД, в том числе созданные с использованием бюджетных средств;
- развитие системы трансфера технологий;
- активизация деятельности субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, центров трансфера технологий) по вопросам коммерциализации результатов НТД посредством реализации кластерной и межкластерной форм взаимодействия;
- совершенствование механизма передачи прав на результаты НТД, созданные за счет бюджетных средств, в сферу частного предпринимательства для коммерческого использования;
- – обеспечение охраны, защиты и управления объектами интеллектуальной собственности на внутреннем и международном рынках;
- развитие системы публичных мероприятий и платформ по содействию коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (выставки, ярмарки, биржи, аукционы), информационно-консультационного и методологического обеспечения коммерциализации результатов НТД;
- распространение практики проведения и повышение эффективности ярмарок инновационных разработок как платформ деловых контактов разработчиков и потребителей НТП.
Развитие инновационной инфраструктуры предполагает:
- обеспечение ускоренного развития в качестве площадок для организации инновационных производств Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка, а также Национального научно-технологического парка «БелБиоград» в случае принятия соответствующего Указа Президента Республики Беларусь о его создании;
- создание новых и развитие действующих субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, центров трансфера технологий), укрепление их материально-технической базы и кадрового потенциала;
- формирование сети инжиниринговых организаций (подразделений) для сопровождения научных проектов, комплексного внедрения технологий и разработки инновационных проектов;
- создание на базе научных организаций и учреждений высшего образования отраслевых лабораторий для научного обеспечения, опытно-промышленной апробации и внедрения в производство полученных результатов НТД;
- формирование сети центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием с приданием им статуса субъектов инновационной инфраструктуры.
Формирование институциональной среды, стимулирующей инновационную деятельность, предполагает:
- совершенствование системы нормативного правового регулирования инновационной деятельности;
- создание венчурной системы финансирования;
- создание многоуровневой системы популяризации интеллектуального творчества и инновационного предпринимательства в качестве государственно-значимой и социально-престижной сферы деятельности;
- развитие и государственная поддержка изобретательства и инженерно-технического творчества молодежи;
- развитие и государственная поддержка стартап-движения, включая оказание организационной, информационной и финансовой поддержки организациям, осуществляющим подготовку и проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в инновационную и предпринимательскую деятельность, на установление профессионально-деловых связей изобретателей и начинающих инновационных предпринимателей с потенциальными инвесторами и деловыми партнерами;
- развитие системы технического регулирования, стандартизации и сертификации, ориентированной на создание благоприятных условий для разработки и внедрение в производство, и продвижение на рынок продукции, созданной с использованием технологий V - VI технологических укладов;
- проведение стимулирующей инновационную деятельность организаций бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и инвестиционной политики;
- организация государственными органами информационно-разъяснительной работы по вопросам применения инструментов стимулирования инновационной деятельности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Создание системы технологического прогнозирования и повышение эффективности научно-технической деятельности предполагает:
– создание системы технологического прогнозирования;
- формирование целевых государственных программ для реального сектора экономики с обязательными разделами научного обеспечения, предусматривающими организацию новых производств и экспорт инновационной продукции;
- проектный принцип внедрения инноваций разработчиком, предусматривающий реализацию им полного цикла работ (идея, НИОК(Т)Р, испытания, освоение, создание новых производств, экспорт продукции).
- приоритетное выделение бюджетных средств на выполнение заданий научно-технических программ (государственных, отраслевых, региональных), разделов научного обеспечения государственных программ при условии создания в их рамках новых технологических линий и (или) элементов новых производств с финансированием до 100 процентов их сметной стоимости. Также необходимо формирование системы заказов на создание новой продукции по принципу «сверху-вниз» от государственного заказчика;
- создание института государственных экспертов в целях обеспечения единой государственной экспертизы научной, научно-технической и инновационной сферы деятельности;
- формирование на базе современных информационно-телекоммуникационных технологий единой сети научно-технической и инновационной информации Республики Беларусь, направленной на обеспечение координации развития научно-технической и инновационной сферы в соответствии с приоритетными направлениями и полное удовлетворение информационных потребностей отечественных субъектов научной, научно-технической и инновационной сферы.
Развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности предполагает:
- формирование единого научно-технического пространства в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС);
- активизацию участия организаций республики в реализации международных научных, научно-технических и инновационных проектов, в том числе на основе создания совместных лабораторий, предприятий и элементов инновационной инфраструктуры, а также привлечения ученых-соотечественников, проживающих или работающих за рубежом;
- активизацию участия отечественных учреждений высшего образования, научных и производственных организаций в международных программах;
- обеспечение привлечения зарубежных инновационных компаний и транснациональных корпораций в качестве стратегических инвесторов.
Кадровое обеспечение инновационного развития национальной экономики предполагает:
- создание учебно-научно-производственных комплексов (кластеров), осуществляющих непрерывную подготовку специалистов, в том числе навыкам инновационной деятельности;
- развитие многоуровневой системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности, в том числе в сфере охраны и управления интеллектуальной собственностью;
- расширение подготовки инженерно-технических специалистов и научных работников высшей квалификации по приоритетным специальностям, обеспечивающим развитие высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам;
- организацию обучения, в том числе посредством реализации проектов международной технической помощи, навыкам инновационной деятельности менеджеров, предпринимателей и специалистов;
- развитие в учреждениях высшего образования системы формирования предпринимательских компетенций у студентов.
Реализацией этих мер на практике занимаются различные органы государственной власти и управления:
Президент Республики Беларусь в сфере государственного регулирования инновационной деятельности: определяет основные направления государственной инновационной политики; утверждает государственную программу инновационного развития Республики Беларусь; определяет уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности; др.
Совет Министров РБвыносит на рассмотрение Парламента законодательные акты; создает правовой, экономический и организационный механизмы реализации инновационной политики; организует разработку прогнозов развития инновационной деятельности; обосновывает выбор приоритетных направлений; утверждает порядок финансирования НИОКР и распределяет средства республиканского бюджета, выделенные на развитие науки и техники.
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларуськоординирует деятельность всех субъектов в области научной и инновационной деятельности; разрабатывает и обеспечивает реализацию государственной политики в области науки и технологий; осуществляет контроль за выполнением законодательства РБ по вопросам развития науки и технологий, за использованием государственных финансовых средств; обеспечивает развитие научно-технического потенциала и эффективность его использования.
Национальная академия наук Беларуси обеспечивает развитие и координацию фундаментальных научных исследований; участвует в формировании и реализации государственной политики, проведении экспертизы научно-технических программ и инновационных проектов.
Для обеспечения реализации целей, задач и показателей Государственной программы предусматривается:
- определение экономически обоснованных дифференцированных индикативных показателей инновационного развития;
- формирование и обеспечение реализации перечня инновационных проектов, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь.
Приоритеты инновационного развития:
информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии;
био- и нанотехнологии;
в области медицины – превентивная персонифицированная медицина, телемедицина, внедрение дистанционных форм мониторинга здоровья;
разработка и внедрение мехатронных систем и технологий, робототехнических комплексов с интеллектуальными системами управления;
создание и развитие производств, основанных на глубокой технологической переработке местных возобновляемых сырьевых ресурсов (деревообработка, лесохимия);
применение новых энергоэффективных технологий в различных отраслях и сферах деятельности, в том числе в сфере производства, транспортировки и потребления энергии.
В рамках Государственной программы в отраслях и регионах предстоит реализовать проекты по следующим основным направлениям: машиностроение, станкостроение, металлургия, радиоэлектроника и телекоммуникации, микроэлектроника, растениеводство и животноводство, переработка сельскохозяйственной продукции, контроль безопасности сельскохозяйственной продукции, лечение и диагностика заболеваний, микробиология и фармацевтика, атомная энергетика, использование местных и возобновляемых источников энергии, создание торгово- и транспортно-логистической инфраструктуры, лесохимия, производство удобрений, нефтехимия.
- создание Национального агентства трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности при ГКНТ и наделение субъектов инновационной инфраструктуры функциями в области коммерциализации результатов НТД;
- целевое финансирование правовой охраны объектов промышленной собственности в странах предполагаемого экспорта в рамках средств, выделяемых из бюджета на финансирование научно-технических программ (государственных, отраслевых, региональных);
- создание действенной системы стимулирования участия и успешной реализации мероприятий Государственной программысубъектами инновационной деятельности, в том числе негосударственной формы собственности, за счет:
- направления на создание принципиально новых прорывных разработок, технологий и производств, относящихся к V–VI технологическим укладам в рамках проектов (заданий), в ходе выполнения которых существует вероятность отклонения от запланированных технико-экономических параметров создаваемого объекта инноваций, не менее 20 % от общего объема расходов республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность.
- использования инструментов бюджетного финансирования мероприятий (проектов) Государственной программы, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», с приоритетнымфинансированием развития отраслей высокотехнологичного сектора национальной экономики (V и VI технологических укладов).
- сохранения преференциального режима субъектам инновационной деятельности на основе существующих налоговых стимулов (льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, недвижимость и земельному налогу), а также сохранения действующего льготного налогового режима для субъектов инновационной инфраструктуры;
- совершенствования механизма кредитования отечественными и зарубежными финансовыми организациями инновационных проектов Государственной программы, в том числе под гарантии Правительства Республики Беларусь.
- обеспечения финансирования создания инженерной и транспортной инфраструктуры для объектов инновационных проектов Государственной программы в рамках Государственной инвестиционной программы Республики Беларусь;
- создания и реализации преимуществ новых для республики инструментов финансирования инновационной деятельности, включая венчурного. Предусматривается создание совместных с зарубежными организациями венчурных компаний (фондов), в том числе российско-белорусской венчурной компании на базе Белорусского инновационного фонда и Российской венчурной компании.
- реализации потенциала финансирования совместных инновационных проектов за счет средств (фондов) ЕАЭС, Союзного государства, других международных интеграционных объединений.