Основные направления государственной инновационной политики

Инновационная стратегия промышленных предприятий на современном этапе развития государства должна быть ориентирована на освоение базисных инноваций, которые позволяют перейти к новой технологической и товарной структуры производства, обеспечить конкурентоспособность предприятий на внешнем и внутреннем рынках.

Следует признать, что не все идеи, которые возникают с развитием научно-технического прогресса, востребованы рынком на данном этапе. Однако само их появление способствует укреплению потенциала государства, так как служит источником для развития фундаментальной науки.

Таким образом, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА тесно связана с инвестиционной политикой и представляет собой комплекс мер и решений, направленных на установление равновесия между спросом на инновации и их предложением.

Повышение научно-технической и инновационной активности способствует усилению соответствующего потенциала и, как следствие, вызывает появление у субъектов хозяйствования новых возможностей и рост творческого потенциала. Осознание этого факта выявило острую необходимость в определении направленности научно-технической и инновационной деятельности государства, что нашло отражение в законодательных и нормативных актах государства. В качестве главной цели государственной инновационной политики было выбрано создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечение внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.

Главной целью государственной инновационной политики является создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечение внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.В современном мире существует множество форм государственного регулирования инновационных процессов. Отдельные компании и корпорации также проводят собственную инвестиционную политику в приемлемой для них форме. Однако во всех случаях основными целями инновационной политики выступают стимулирования инновационной активности и развитие научно-технического потенциала.Государственная инновационная политика должна быть направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и имеет связывать между собой сферу "чистой" (академической) науки и задачи производства. Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется путем:- определение и поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности;- формирования и реализации государственных, отраслевых, региональных и местных инновационных программ;- создание нормативно-правовой базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования инновационной деятельности;- защиты прав и интересов субъектов инновационной деятельности;- финансовой поддержки выполнения инновационных проектов;- стимулирование коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, кредитующих выполнение инновационных проектов;- установление льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности;- поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры.Роль государства в сфере поддержки инноваций, как правило, сводится к выполнению таких функций:1) содействие развитию науки и ее практического применения;2) подготовка научных и инженерных кадров;3) осуществление различного рода программ, направленных на повышение активности инновационного бизнеса, в рамках единой государственной программы;4) государственные заказы - главным образом в форме контрактов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые обеспечивают начальный спрос;5) стимулирование роста эффективности и необходимости принятия инновационных решений отдельными фирмами со стороны государственных финансовых учреждений и других органов исполнительной власти;6) посредничество в деле эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, а также стимулирование кооперации промышленных корпораций и университетов в сфере НИОКР.

Формы влияния государства в инновационной сфере делятся на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и выбором в связи с этим концепции государственного регулирования. Последняя может быть ориентирована на рыночные отношения или направлена на централизованное воздействие.

Прямые методы государственного регулирования инновационной деятельности осуществляются в административной и целевой формах. Административная форма регулирования представляет собой прямое дотационный финансирования через государственные целевые программы поддержки нововведений, в том числе и на малых наукоемких фирмах, создание системы государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, предоставление кредитных льгот фирмам для реализации новых идей.

Целевое финансирование – это один из элементов системы контрактных отношений, при которых заключаются сделки между заказчиками и подрядчиками.

Косвенные методы нацелены на стимулирование инновационных программ и создание благоприятных условий для новаторской деятельности. К ним относятся:

- либерализация налоговой и амортизационной политики (так, в США налоговые и амортизационные льготы покрывают до 20% общих затрат на НИОКР);- создание социальной инфраструктуры, включая формирование единой информационной системы страны. Основными принципами государственной инновационной политики является: - ориентация на инновационный путь развития экономики государства;- определение государственных приоритетов инновационного развития;- формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности;- создание условий для сохранения, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала;- обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;- эффективное использование рыночных механизмов для содействия инновационной деятельности, поддержка предпринимательства в научно-производственной сфере;- осуществление мероприятий в поддержку международной научно-технологической кооперации, трансфера технологий, защиты отечественной продукции на внутреннем рынке и ее продвижение на внешний рынок;- финансовая поддержка, осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инновационной деятельности;- содействие развитию инновационной инфраструктуры;- информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности;- подготовка кадров в сфере инновационной деятельности.

Какие же направления инновационно-инвестиционной деятельности можно считать приоритетными, первоочередными, заслуживающих государственной поддержки?

Есть три главных объективные источники формирования приоритетов:

1. Растущая ограниченность производственных ресурсов и возникновение на этой основе проблем текущей и предполагаемой несбалансированности в народном хозяйстве. Чем больше ограниченней какой-то вид ресурса, тем в большей степени научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на экономии и замещении данного вида ресурса.

2. Создание и внедрение новейших технологий, организационно-технических мероприятий, которые позволят обеспечить достижение более высоких результатов развития за минимальный промежуток времени.

3. Устранение или уменьшение степени воздействия социальных ограничений, связанных со здоровьем, условиями труда и быта человека, необходимость поддержания экологического равновесия

Среди приоритетов, имеющих большое значение для инновационного развития экономики можно выделить:

1) научно-технические приоритеты высшего порядка. Основным критерием их отбора является соответствие конкретным целям развития общества в ближайшей и более отдаленной перспективе;

2) отдельные инновационные проекты, связанные с решением задач краткосрочного характера, но имеют большую актуальность для отрасли, субъектов хозяйствования;

3) важнейшие виды импорта технологий, то есть использования политики заимствования важнейших технологических разработок или закупки предприятий "под ключ". Основные требования заключаются в том, чтобы обеспечивалась быстрая окупаемость валютных мер, и достигался "прорыв" по конкретному направлению НТП.

Кроме государственных направлений формируются аналогичные им на уровне регионов. Среди них выделяются:

- ресурсосберегающие технологии, новые материалы и источники энергии;

- повышение конкурентоспособности продукции машиностроения и радиоэлектроники, расширение экспорта и занятие новых ниш мирового рынка; импортозамещающие производства;

- информатика, телекоммуникации и связь; энергетика и транспорт; переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; охрана окружающей среды.

Выбор пути инновационного развития и формирования государственной инновационной политики для правительства любого государства начинается с определения приоритетов как основных, базовых элементов государственной политики, с которых начинается ее формирования и которыми определяются ее магистральные направления.

Как показывает опыт технологически развитых стран, глубоко продуманный механизм обоснования и определения приоритетов на государственном уровне и надежный мониторинг их реализации становятся обязательным условием эффективности инновационной политики.

СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРИОРИТЕТНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИдолжны стать:

- освоение новых, в том числе возобновляемых источников энергии, внедрение ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий, технологий транспортировки энергии;

- обеспечение развития высокотехнологичных отраслей промышленности, освоение новых сверхточных технологий производства материалов, их обработки и соединения, создание индустрии наноматериалов;

- технологическое обновление агропромышленного комплекса;

- повышение качества медицинского обслуживания путем внедрения новейших технологий и оборудования;

- широкое применение технологий охраны окружающей природной среды;

- широкое применение современных информационных технологий.

Прежде всего, это массовое жилищное строительство. Речь не идет о виллах для богачей, поскольку они сами способны найти для себя средства. Главное в другом, в создании тактически выверенной, продуманной стратегической политики распределения массового жилищного строительства не только в районах большого скопления людей, но и по территории всей Украины, с учетом необходимости развития или восстановления отдельных стратегически важных районов страны.

Второй приоритет – создание и модернизация транспортных и информационных сетей.Сейчас быстро стареет, становится непригодным подвижной состав на железных дорогах, авиалиниях, морском, речном и автомобильном транспорте, многочисленные трубопроводные сети. Падает скорость и надежность доставки грузов и пассажиров, растет число катастроф, вносят десятки тысяч человеческих жизней, наносят непоправимый ущерб окружающей среде. Телефонная и радиотелевизионная сети работают с перегрузками и все чаще дают сбои. Транспортное машиностроение, промышленность средств связи почти не получают государственной поддержки и находятся на грани ликвидации. Если вовремя не устранить эти тенденции, то через год-два наступит транспортная разруха, для преодоления которой потребуются огромные средства и значительные года. Здесь не обойтись частными инвестициями, необходимы большие государственные и межгосударственные капиталовложения.

Третий приоритет – высокие технологии на базе конверсии. Жизненно важно, опираясь на элементы пятого технологического уклада, сконцентрированные в военно-промышленном комплексе, организовать производство высокотехнологичных, конкурентоспособных на мировых рынках и импортозамещающих товаров.

Четвертый приоритет – ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.Сейчас главное не в том, чтобы приостановить падение добычи минеральной и лесного сырья и наращивать их экспорт, ускоряя истощение полезных ископаемых и загрязняя окружающую среду, а в том, чтобы использовать новейшие научно-технические достижения и уже известные технологии для более полного видобуття минеральных богатств с недр и глубокой комплексной переработки природного сырья.

Пятый приоритет – экологически чистое продовольствие на базе поддержки сети фермерских и личных подсобных хозяйств, занимающихся переработкой и торговых предприятий, освоивших технологии производства, переработки, упаковки, транспортировки, сбыта и контроля за строгим соблюдением стандартов по экологически чистому продовольствию и продуктам с лечебными добавками. Речь идет прежде всего о широкую гамму продуктов для детей и молодежи, поставляемых в детские дошкольные учреждения, школы, вузы, о продуктах с пектиновыми добавками, которые выводят из организма радионуклиды и тяжелые металлы, о выпуске лечебного хлеба, чая, других продуктов с лечебными травами, ягодами т.д.

Перечисленные приоритеты должны лечь в основу системы государственных, региональных и отраслевых инновационно-инвестиционных программ и получать первоочередную государственную поддержку в виде прямых инвестиций, льготных кредитов, налоговых льгот и т.п..

Наши рекомендации