Тема 4 – Инновационная политика Республики Беларусь

Тема 4 – Инновационная политика Республики Беларусь

1 Необходимость, цели и задачи государственной инновационной политики в Республике Беларусь

2 Основные направления государственной инновационной политики Республики Беларусь

3 Стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь

Стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь

По мнению профессора А. Кулагина и академика Л. Леонтьева, высокая инновационная активность экономики обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке, в определении национальных приоритетов и активном воздействии государства на процесс инновационного развития через систему экономического стимулирования.

Организации, осуществляющие инновационную деятельность

Налог на прибыль

Льготируемая прибыль:

· прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем, определенным СМ РБ;

· прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем, определяемым СМ РБ по согласованию с Президентом РБ, в случае, если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет более 50 процентов общей суммы выручки, полученной от реализации;

Льготная налоговая ставка

· прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, облагается налогом на прибыль по ставке 10 процентов

Пятое направление. Стимулирование автора инноваций (новшество законодательства):

Условие Размер вознаграждения
производство и реализация новой продукции не менее 10 % годовой прибыли, полученной от реализации этой продукции
производство и реализация усовершенствованной продукции в зависимости от экономической значимости усовершенствования продукции
создание объектов интеллектуальной собственности не менее 40 % полученных по лицензионным договорам средств, оставшихся в распоряжении

Шестое направление. Основными мерами, обеспечивающими расширениекредитного регулирования инновационной сферы, являются:

· создание сети государственных инновационных банков и государственное стимулирование развития сети коммерческих и кооперативных инновационных банков;

· предоставление льготных кредитов на работы, связанные с разработкой, освоением и внедрением новой техники и технологии;

· гарантирование займов, предоставляемых на инновационную деятельность коммерческими банками;

· активное использование и поощрение в банковской системе лизинговых операций.

Научно-техническая политика является частью социально-экономической политики государства, выражающей отношение государства к научно-технической деятельности, определяющей цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Она формируется в зависимости:

· от требований и условий конкретного этапа развития экономики;

· под влияние объективных и субъективных факторов;

· с учетом действия законов и закономерностей общественного воспроизводства, цикличности развития, технологических укладов;

· от наличия и состояния научно-технического потенциала;

· от экономической устойчивости государства.

Государство через проводимую им научно-техническую политику создает наиболее благоприятные условия (правовые, организационные, экономические и др.) для научно-технической деятельности и инновационной активности.

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

· обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

· совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

· достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.

На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы - на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли.

Научно-техническая политика сориентирована на решениеглавной задачи - подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологий.

В связи с этим центр внимания государственной экономической политики сосредоточен на инновациях как факторе роста и совершенствования технологической структуры производственной сферы.

Проблемы и пути решения.

Состояние и уровень развития научной и инновационной деятельности находятся в прямой зависимости от научно-технического потенциала страны. Научно-технический потенциал –совокупность научно-технических кадров, накопленных знаний, материально-технических, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходимых для решения разнообразных задач в области научной и инновационной деятельности. Научно-технический потенциал отражает совокупные возможности научно-технической сферы, наиболее полное и эффективное использование которых позволяет получать результат, необходимый для дальнейшего развития хозяйственной системы.

Для анализа и оценки научно-технического потенциала используется система показателей, позволяющая отразить его структуру, имеющиеся ресурсы, полученные результаты.

В системе количественных показателей выделяют следующие группы.

1. Обобщающие показатели:

• затраты на науку и научное обслуживание (в % от общего объема расходов республиканского бюджета);

• наукоемкость валового внутреннего продукта (РБ – 0,81%, 1990г. – 2,27%; за рубежом – 2-3%).

2. Численность и структура научных организаций и занятых в научно-технической сфере.

• по секторам и отраслям науки;

• по отраслям народного хозяйства.

В стране функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тысяч человек, в их числе более 830 докторов наук и 3690 кандидатов наук (1990г. – 102,6 тыс. чел.). На 10 тыс. человек в РБ приходится менее 19 научных работников (в США – 52,4; Германия – 28,7; Израиле – 38).

В республике традиционно преобладают исследования и разработки в области технических наук. Основные кадровые и финансовые ресурсы (до 70%) сосредоточены в НАН РБ, министерствах образования, здравоохранения, промышленности, концерне «Белнефтехим».

3. Затратына науку и научное обслуживание и структура затрат:

• по секторам и отраслям науки;

• по отраслям народного хозяйства.

4. Материально-техническая база науки:

• обеспеченность приборами и установками;

• информационная инфраструктура;

• технический уровень и сроки службы оборудования.

5. Результаты научной и инновационной деятельности:

• число зарегистрированных открытий по отраслям науки;

• число изобретений;

• число патентов, авторских свидетельств;

• число созданных образцов новой техники по видам.

К показателям, позволяющим датькачественную характеристику научно-технического потенциала и отразить эффективность его использования, относятся:

• квалификационный состав работающих в сфере 1 и научного обслуживания, членство в международных организациях;

• число лауреатов нобелевских и других международных премий за определенный период;

• доля научно-технических разработок, соответствующих мировому уровню или превосходящих его;

• доля образцов новой техники, соответствующих мировому уровню;

• экспорт лицензий, патентов, наукоемких услуг;

• число освоенных образцов новой техники;

• доля наукоемкой продукции;

• экономия ресурсов от использования новой техники:

• численность безработных ученых;

• численность ученых, выехавших за рубеж.

Меры, направленные на поддержку и развитие научно-технического потенциала, характеризуются:

• наличием государственных фондов поддержки научно-технического потенциала;

• наличием негосударственных фондов поддержки, в той числе зарубежных;

• коммерциализацией прикладной науки:

• созданием негосударственных предприятий и кооперативов в науке и научном обслуживании;

• совместными исследованиями с зарубежными фирмам;'

• конверсией оборонной науки.

Тема 4 – Инновационная политика Республики Беларусь

1 Необходимость, цели и задачи государственной инновационной политики в Республике Беларусь

2 Основные направления государственной инновационной политики Республики Беларусь

3 Стимулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь

Наши рекомендации