Сущность и роль благотворительности в современном российском обществе
В наше время благотворительность часто приобретает отличный от традиционного смысл и значение. Например, А.Лебедев считает, что она испытывает влияние захватившего общество и культуру «рыночного фундаментализма» (выражение Джорджа Сороса). Гуманитарная помощь нередко выполняет роль инструмента геополитического влияния. Часто благотворительность превращается в род рекламной деятельности, в фактор влияния на рынок его субъектов, и это хорошо, так как «делается что-то реально полезное не только для фирм, утверждающих собственный копирайт, но для общества в целом»[19].
По мнению О.В.Папковой, предприятия используют спонсорство и благотворительность как способ влияния на общественное мнение, а также «для активного диалога с представителями государства в процессе продвижения бизнесом своих интересов в сферу законодательного регулирования»[20].
Можно с уверенностью утверждать, что сегодня благотворительность является одним из главных видов социальной ответственности бизнеса.
Благотворительность – это колоссальная работа, требующая максимум затрат как материальных так и душевных. Людей, занимающихся благотворительностью по праву можно назвать «героями нашего времени». Для успешной благотворительной деятельности необходимо сначала разработать программу, обеспечить ее юридическую безупречность, привлечь людей, которые способны помочь каждый в своей области, изыскать средства в добросовестных источниках, подготовить техническую сторону, проанализировать всю ситуацию
Проблемы российской благотворительности заключаются в следующем[21]:
- во-первых, это плохое освещение в прессе и иных видах СМИ темы меценатства, благотворительной деятельности;
- во-вторых, российская благотворительность не имеет пока систематического характера.
Часто благотворительные акции совершаются эпизодически перед какими-либо важными событиями, например, политические партии вспоминают о благотворительности перед выборами. Организациям целесообразно действовать через благотворительные фонды, которые собирают денежные пожертвования (например, фонд «Союз Возрождения», «Благотворительный Резервный фонд», а также множество других фондов), а потом распределяют их в соответствии с имеющимися заявками. Многие коммерческие банки сегодня уже идут по этому пути, перечисляя средства в программы существующих благотворительных фондов или создавая собственные структуры и самостоятельно определяя политику и практику благотворительности[22].
Конечно, благотворительность не может и не должна подменять собой социальную политику государства, но «она может способствовать ее формированию с помощью механизма социального заказа»[23]. Государство должно активно взаимодействовать с бизнесом в решении социальных проблем, в частности, стимулируя благотворительность.
В России влиятельные люди помогают в основном деньгами, так же как и в Европе. Также существуют многочисленные волонтерские организации, помогающие старикам и инвалидам.
Решение проблем социального благополучия общества напрямую зависит от обеспечения комплексного подхода и уровня взаимодействия всех министерств, ведомств и организаций, ответственных за решение актуальных проблем. Именно эффективное взаимодействие социально-ориентированного бизнеса, общественных объединений и органов государственной власти – основа реализации социальной политики республики. Большую роль в этом играет развитие благотворительности и добровольчества.
Анализ регионального законодательства ряда субъектов Российской Федерации показывает, что в последние десятилетия благотворительность получила активное развитие. В частности, установлены налоговые льготы и предоставляются субсидии, созданы общественные Советы по вопросам благотворительности при исполнительных органах власти, утверждены почетные знаки и награды «За милосердие и добровольчество», проводятся благотворительные марафоны, конкурсы СМИ на лучшее освещение благотворительной деятельности и др.
Развитие благотворительности в России сегодня возможно только при осознании как власти, так и самого гражданского общества, что обусловлено общественным пониманием, что только за счет действия рыночных механизмов и государственных расходов невозможно решение всех социальных вопросов, и прежде всего, обеспечить преодоление главной социальной проблемы - бедности.
Для предпринимательского сообщества благотворительность является одним из инструментов маркетинга. В сложившейся устойчивой высоко конкурентной рыночной среде социальная ответственность становится одним из факторов успешного бизнеса. Благотворительные программы фирм используются как аргументы для завоевания доверия клиентов и роста репутации[24].
Государство должно создавать благоприятные условия для осуществления благотворительной деятельности, понимая, что это увеличивает поток частных средств на социальные программы, которые обычно финансируются из бюджетов. В дополнение к этому неправительственные организации должны рассматриваться государством как исполнители государственных программ, финансирование которых строится на конкурсной основе через гранты и тендеры. Для поддержания высокой конкуренции и эффективности расходования общественных ресурсов в интересах самой власти, необходимо создавать наиболее благоприятные правовые экономические возможности для деятельности, развития и укрепления благотворительной организации.
За десятки лег в развитых гражданских обществах сформировался устойчивый сектор благотворительных организаций. Этот сектор следит за социальной ситуацией на самом нижнем общинном уровне, гибко и оперативно сигнализирует государству о его «болевых точках». Благотворительные организации осуществляют давление на обеспеченную часть общества, привлекая пожертвования на реализуемые ими проекты; вовлекают добровольцев в безвозмездную деятельность. Являясь посредниками между жертвователями и благополучателями, они обеспечивают прозрачный и эффективный механизм перераспределения общественных благ[25].
Таким образом, благотворительность превратилась в специфическую индустрию со своей инфраструктурой, средствами влияния на власть и общественное мнение, инструментами генерации необходимых ресурсов и профессиональными кадрами.
Исторически благотворительные организации успешно функционируют в обществах, где появлялся избыточный общественный ресурс, который мог быть использован не на личное потребление, а на общественные нужды.
Наиболее значительным фактором институциональной благотворительности являются религиозные организации. Этому способствовали их политическое и имущественное положение в обществе, духовные доктрины и потребность в расширении паствы.
Последние десять лет двадцатого столетия благотворительность развивалась в нашей стране, переживая взлеты и падения, удачи и разочарования. С 1995 по 2005 год число общественных и некоммерческих организаций увеличилось в 10–12 раз. Сегодня в России по данным Госкомстата действует более 500 тысяч некоммерческих организаций, более 14 из них (согласно заявленным целям) занимаются социально ориентированной деятельностью, более 6 тысяч из которых зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ как благотворительные. В некоммерческом секторе работает около полумиллиона трудоспособного населения в качестве сотрудников, добровольцев и консультантов[26].
Результатом их деятельности стало оказание помощи и услуг для десятков миллионов человек. Ежегодно эти организации только официальным путем привлекают в социальную сферу в виде пожертвований, грантов и иных целевых поступлений 60-70 млрд. рублей из внебюджетных источников[27].
Главной целью развития благотворительности является создание таких условий в Российском государстве и обществе, которые позволят значительно увеличить объем ресурсов, поступающих в благотворительную сферу, за счет более полного использования частного и корпоративного потенциала, ресурсов общественных объединений, некоммерческих благотворительных организаций, скромных, но многочисленных пожертвований отдельных граждан, а также поступлений от крупных меценатов для поддержки самых обездоленных и наиболее уязвимых слоев населения, повысить эффективность и установить прозрачность благотворительной деятельности.
Для достижения этой цели необходимы совместные усилия государства, гражданского общества в лице всех его институтов, и прежде всего, предпринимательских объединений, признающих принципы и стандарты социальной ответственности и партнерства, по трансформации благотворительности в эффективный инструмент социальной политики.
Этому может способствовать решение следующих основных задач, которые для себя определила Комиссия Общественной палаты РФ по развитию благотворительности, милосердия и волонтерства[28]:
- Проведение анализа и экспертно-аналитических исследований по инвентаризации состояния благотворительности, милосердия и волонтерства в России, реально действующих в этой сфере благотворительных организаций, фондов, общественных и некоммерческих объединений и создание соответствующей электронной информационно-справочной базы данных.
- Совершенствование действующего российского «законодательства в области благотворительности, милосердия и волонтерства (подготовка предложений к принятию новой редакции ФЗ № 135 от 11.08.1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», поправок к сопрягаемым с ним законам, прежде всего, Налоговому и Гражданскому кодексам, а также дополнений и поправок к иным законам, связанных как с определением четких условий и форм контроля за финансовой деятельностью некоммерческих организаций, так и предоставлением льгот и преференций на благотворительную деятельность, в частности, введения льгот).
Ключевое направление благотворительности 21-го века, по нашему мнению, - глобализация, и эта тенденция еще усилится при помощи филантропов-граждан мира, то есть людей, способных видеть не только локальные нужды. Глобальные современные средства коммуникации – еще один фактор расширения благотворительности в смысле ее охвата и целей.