Становление и функционирование партийной системы Республики Беларусь
Среди особенностей становления политических партий в республике можно выделить следующее: сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократическому, глубокий экономический и политический кризис, недоверие народа к полезности деятельности политических партий и др.
Первым вестником политического плюрализма в Белоруссии было Постановление Верховного Совета от 28 июля 1990 г. «О регистрации общественных объединений в Белорусской ССР», в соответствии с которым Совету Министров поручалось разработать и принять документ, регламентирующий образование и деятельность общественных объединений в Беларуси. Предусматривался судебный порядок обжалования отказа в регистрации общественных объединении, а также закреплялось их право на осуществление производственно-хозяйственной деятельности в целях выполнения уставных задач.
Согласно пункту 7 Положения, учредителями политических партий могли быть граждане Белоруссии в количестве не менее 100 человек. Положение закрепляло порядок регистрации партий, включая норму о недопустимости отказа в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания. Устанавливалась также возможность обжалования в Верховный Суд отказа в регистрации партии.
К началу 90-х годов ХХ в. в Республике Беларусь насчитывались десятки различного рода «неформальных» образований и движений. С 24 марта 1991 г. Министерством юстиции Республики Беларусь началась регистрация новых политических партий и движений, начался процесс преобразования более или менее широких массовых объединении. Официально открывалась эпоха многопартийности. В 1991 г. уже было зарегистрировано 5 партий, в 1992 и 1993 — по 6, в 1994 — 16. По данным Министерства юстиции, к началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь 13-го созыва в 1995 г. в стране было зарегистрировано 34, а на начало 1998 г. — 41 политическая партия.
Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДГIБ), которая образовалась в ноябре 1900 г. на базе ряда организаций общедемократической направленности, критически оценивших деятельность КГIСС-КГГБ. Крупнейшей из них в Беларуси была Демократическая платформа КПСС, которая после ХХУШ съезда КПСС заявила о своем выходе из рядов компартии и создании отдельной партии. На учредительном съезде в ноябре 1990 г. Демократическая партия (Минск), Радикально-демократическая партия (Минск), Демократическая партия (Брест), Либерально-демократическая партия (Витебск) создали Объединенную демократическую партию Беларуси.
Второй по счету в апреле 1991 г. в республике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БКП), которая объявила о защите крестьянства и фермерства и выступила против сохранения колхозно-совхозного строя в сельском хозяйстве.
Третья по счету новая политическая партия в республике была зарегистрирована в мае 1991 г. Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ). Ее основа — традиции белорусской социал-демократии. Она считала себя частью международного социал- демократического движения, преемницей возникшей в 1902 г. Белорусской социалистической громады. Создатели БСДГ — в основном представители творческой интеллигенции, группировавшейся вокруг Белорусского народного фронта. Эта партия считается как «левоцентристская партия парламентского типа».
В марте 1994 г. была принята новая Конституция Республики Беларусь, в которой впервые в конституционной истории белорусского государства был закреплен принцип политического плюрализма. Согласно статье 4 Конституции, «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений». Статья 5 Конституции гласит: «Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах». Конституция четко запрещает создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственного изменения конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Развитию политических партий в Беларуси способствовал принятый 4 октября 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь закон «О политических партиях», который впервые в истории белорусского законодательства закрепил порядок образования и деятельности политических партий. Закон значительно ужесточил процедуру образования партий. Если раньше для регистрации партии было достаточно 100 человек, то по новому законодательству необходимо не менее 500. Согласно закону численность политической партии не может быть меньше, чем число ее основателей. Законом запрещено создавать структуры политических партий, преследующих политические цели, в государственном аппарате.
Закон от 4 октября 1994 г. благотворно сказался на росте численности политических партий. За период с октября 1994 г. по 1-е июля 1997 г. в республике была зарегистрирована 41 политическая партия, но фактически действовало только 36, остальные 5 реорганизовывались, объединялись, разъединялись и т.д. В итоге 5 политических партий: Гражданская партия, Белорусская социалистическая громада, Белорусская гуманитарная партия, Партия народной згоды, Экологическая партия самоликвидировались. К концу 1998 г. 7 политических партий: Народная партия возрождения, Партия Белорусский научно-производственный конгресс, Партия всебелорусского единства и согласия, Партия любителей пива, Белорусская объединенная спортивная партия, Партия очищений и Белорусская партия за социальную справедливость были ликвидированы по решению Верховного суда Республики Беларусь.
В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. проведена перерегистрация политических партий и их символики. Согласно декрету для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и Минска. В итоге перерегистрации в республике Минюстом зарегистрировано 18 политических партий, в том числе 2 партии БНФ: Консервативно-христианская Партия БНФ (Позняк) и Партия БНФ (Вечерка).
Наряду с количественным сокращением самих политических партий произошло сокращение их численности. По состоянию на начала 1998 г. самой многочисленной среди политических партий была Белорусская патриотическая партия — около 38 тыс., членов (начала 1999 г. —9 тыс., на сегодня — 1103), Партия коммунистов Белоруссии — 20 тыс. (к началу1999 г. — около 9 тыс., ныне 7154), Аграрная партия — 12 тыс. (начала 2004 г. -7692), Коммунистическая партия Беларуси — около 8 тыс. (к началу2004 г. — 5026), Либерально-демократическая партия - 6 тыс. (к началу 2004 — 22374), Республиканская партия — к началу 2004 г. 9779 членов. К началу 2004 г. численность следующих политических партий составила: Объединенная гражданская партия — 3163 членов, Социал-демократическая партия Народного согласия — 2219 членов, Белорусская социал-демократическая партия (Народная громада) — 2197 членов. Численность остальных 10-и партий от 1100 до 1400 членов, что незначительно превышает установленную законом минимальную численность для политической партии. Следовательно, только 5 политических партий насчитывают в своих рядах свыше пяти тысяч и три партии более двух тысяч членов.
Процесс консолидации политических сил продолжается и в настоящее время. В сентябре 1998 г. на политической арене республики появилась новая сила — Белорусский народно-патриотический союз, объединивший партии и организации лево-патриотического толка. В него вошли Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская патриотическая партия, Либерально-демократическая партия, Славянский Собор «Белая Русь», Белорусский союз офицеров, Движение «За демократию, социальный прогресс и справедливость» (ДСРС) и более десятка других общественных объединений.
Цель нового союза — защита конституционного строя республики в соответствии с волей народа, высказанной на референдуме 1996 г. и участие в качестве единого предвыборного блока в грядущих выборах в местные Советы, в Национальное собрание Республики Беларусь и выборах Президента Республики Беларусь, предусмотренные Конституцией в редакции 1996 г.. Уже сегодня новый союз заявляет, что на президентских выборах он намерен выдвигать единого кандидата — Александра Лукашенко. Исполнительным секретарем нового союза утвержден В. Чикин, его первым заместителем — С. Гайдукевич.
При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества, следуя известной типологии, по идейно-политической направленности, существующие политические партии в республике можно разделить на следующие группы: партии левого толка, левый центр, правый центр ипартии правого толка.
К левому спектру можно отнести Партию коммунистов Беларуси, Коммунистическую партию Беларуси, Республиканскую партию труда и справедливости, Белорусскую социалистическую партию и др. Они ориентируются на социалистический путь развития, построение бесклассового общества, социальную справедливость, на активную роль государства в регулировании экономики, на сильный государственный сектор.
Между этими партиями есть и серьезные разногласия: КГIБ поддерживает по большинству вопросов Президента страны, ГIКБ находится в непримиримой оппозиции к Президенту.
К левоцентристскому политическому блоку примыкают такие партии, как Аграрная, Либерально-демократическая. Данные партии выступают за построение демократического гражданского общества, создание правового государства. В сфере материального производства— за регулируемую государством рыночную экономику, которая предусматривает функционирование всех видов собственности. В основу их программ положены идеалы свободы, демократии. Партии отвергают насилие в политической деятельности, считая гуманные методы в реформировании общества единственно возможными.
Правый спектр политической шкалы складывают Партия Белорусского народного фронта, Консервативно-Христианская партия, Объединенная гражданская партия. Данные партии сориентированы на защиту независимости и суверенитета Республики Беларусь, создание демократического государства с самостоятельной внешней политикой. Своей программной целью они ставят форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновывая необходимость включения страны в «мировую цивилизацию». Партии этого типа являются приверженцами введения частной собственности как основы экономической независимости, высокой эффективности труда и политической свободы личности. Это партии антисоциалистической направленности.
Лидером правых сил республики является БНФ. В повседневной деятельности особое внимание уделяется популистским лозунгам, умышленной гиперболизации существующих в республике проблем.
БНФ стал координирующим политическим центром всех антиправительственных сил. Основные методы работы: митинги, демонстрации, конфронтация с органами власти, ставка на популизм, «митинговую демократию».
Сущность каждой политической партии определяет ее программа. Но, увы, большинство из них даже сами себя не способны организовать, даже своих членов не способны сплотить одной идеей. В первую очередь политические партии для привлечения к себе внимания пытаются использовать привлекательность своих программ. Политологический анализ программных документов политических партии позволяет выделить некоторые характерные черты для многих из них.
Для подавляющего большинства партийных программ характерна слабая теоретическая и аналитическая база, бедность и заимствование друг у друга основных теоретических положение. Объяснение этому -отсутствие в партиях теоретически подготовленных кадров.
Анализ программных документов политических партий позволяет сделать вывод о том, что главные проблемы жизни белорусского общества — социально-экономические, внешнеполитические не нашли четкого отражения. В некоторых программах они вообще отсутствуют.
Проведенные исследования позволяют дать ответ на один из главных вопросов: может ли в настоящее время какая-либо политическая партия Белоруссии реально претендовать на государственную власть? Ответ однозначен: конечно - нет. Поэтому вполне закономерно, что партии на будущих многопартийных выборах образуют блоки, которые способны рассчитывать на победу. Контуры подобных предвыборных объединений уже достаточно четко просматриваются в настоящее время.
Анализ социально-политической обстановки в республике также показал, что многие люди (почти половина жителей республики) не верят ни одной политической партии. «Они борются за власть, - говорят респонденты, - а мы живем с каждым днем все хуже и хуже». Однако, как показал социологический анализ, большинство из этих людей поддерживают левые силы республики.
Безусловно, поиск политических компромиссов во взаимоотношениях политических партий, попытки конструктивного сотрудничества в условиях поляризации сил осуществляется в нестабильном демократическом климате. Становление политических партий идет трудно. Идет поиск форм и методов работы, попытки возродить теоретические основыпартий. В центре внимания всех партий — сложности перехода к рынку. С течением времени меняются тактика и программные документы ряда политических партий. Меняется и степень их влияния на политические процессы в республике. Все это необходимо учитывать при анализе сложившегося положения в Белоруссии.