Раздел 2. Политическая власть и ее носители.
Политология
Б1. В.2
Учебно-методический комплекс
(программа и методические указания по изучению курса)
для студентов бакалавриата направления 030900.01 Юриспруденция
профиля «Гражданское право»
Чита
Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ»
УДК 32.01
ББК 66.017
У 51
Печатается по решению УМК Читинского института (филиала) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
(протокол № ___ от ___ ________ 2015г.)
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры истории и политологии (протокол № 1 от сентября 2015 г.)
Составитель старший преподаватель О.В. Ульянова
Рецензент к.п.н., доцент А.А. Алюшина
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедройГражданское право и процесс, к.ю.н., доцент О.А. Маркова
___ ______________ 2015 г.
Декан Юридического факультета, к.п.н., доцент О.М. Немерова
___ ______________ 2015 г.
Начальник УМО О.А. Захарова
___ ______________ 2015 г.
Зам. директора по учебной работе Л.А. Болтовская
___ ______________ 2015 г.
У 51 Политология: учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентовбакалавриата направления 030900.01 Юриспруденцияпрофиля «Гражданское право» / сост. О.В. Ульянова. – Чита: Изд-во ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015. – 50с.
Учебно-методический комплекспо дисциплине составлен на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата030900.01 Юриспруденция, утвержденного 4 мая 2010 г. Содержит программу и методические указания по изучению курса.
Предназначен для студентов очной и заочной форм обучения.
ББК 66.017
© Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.. 4
1.1. Цели освоения дисциплины.. 4
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 4
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4
2. Структура дисциплины.. 9
2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура. 9
2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения. 9
3. Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы.. 15
3.1. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению.. 15
3.2. Список рекомендуемой литературы.. 43
3.2.1. Основная литература. 43
3.2.2. Дополнительная литература. 43
3.2.3. Электронные ресурсы.. 44
4. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 45
4.1. Организация текущего контроля. 45
4.2.Форма и правила проведения промежуточной аттестации (зачета, экзамена) 46
4.3. Перечень вопросов к зачету, экзамену. 46
4.4. Образцы экзаменационных тестов, заданий. 47
Пояснительная записка
УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 030900.01 Юриспруденцияи в соответствии с учебным планом профиля «Гражданское право», утвержденного ученым советом вуза.
1.1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины Политология является формирование у студентов правильного понимания политической власти и ее значения, раскрытие содержания политических систем, способов их функционирования, объяснение роли личности человека в современной политике и ознакомление с условиями стабильности, эволюции или кризисов государственных институтов, обучение студентов способам оценки различных политических явлений, способствование воспитанию патриотизма.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1. Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), прежде всего Философия, Экономика, Основы общей и социальной психологии, Социология; а также в процессе изучения дисциплин профессионального цикла Б.3 Теория государства и права.
Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: История экономических учений, Социология.
Изучение дисциплины Политология дополняет последующее освоение дисциплин: История политико-правовых учений, История государства и права России, История государства и права зарубежных стран.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Компетентностная карта дисциплины
Код компетенции | Компетенция |
ОК-3 | овладение культурой мышления, обобщение, анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор путей ее достижения |
ОК-4 | способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь |
ОК-5 | обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
ОК-7 (частично) | стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
ОК-8 (частично) | способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных и социальных задач |
ОК-9 (частично) | способность к анализу социально значимых проблем и процессов |
Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины являются ОК-3, ОК-4, ОК-5.
Уровневое описание признаков компетенции ОК-3:
Овладение культурой мышления, обобщение, анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор путей ее достижения
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Умеет сопоставлять политические системы различных государств, определять принадлежность конкретного государства к тому или иному типу политической системы, формы правления или устройства, анализировать программы политических партий, самостоятельно выявлять тенденции современного политического процесса, участвовать в дискуссии, умеет выразить и обосновать свою позицию, самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делает осознанный политический выбор, анализирует текущую ситуацию в стране |
Базовый (71 – 90 баллов) | Знает характеристику современного российского государства, структуру российской политической системы и политического процесса; имеет представление о эволюции, особенностях политической мысли России, о связи политологии с другими гуманитарными дисциплинами, о динамике отношений гражданского общества и государства, о специфике и целях политического прогнозирования, основные этапы формирования партийной системы в России |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Умеет пересказать учебный материал по политологии, имеет представление о истории развития политической мысли, этапах становления науки политологии, знает основные понятия, употребляемые, в политологии, о геополитическом положении и внешней политике современной России; знает основные разновидности политических систем и режимов, имеет представление о сущности власти, знает основные школы современной политической теории, типы избирательных систем |
Уровневое описание признаков компетенции ОК-4:
способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Знает о взаимозависимости и неразрывности частей гуманитарного цикла, имеет представление о новой роли России в современной международной политике, определяет степень актуальности различных политических концепций и платформ для современной России, знает и умеет выделять теоретические и прикладные, аксиологически и инструментальные компоненты политической науки |
Базовый (71 – 90 баллов) | Умеет приводить примеры из Отечественной истории, разбирается в системе международных отношений, геополитической обстановке, национально-государственных интересах России, выражает свою позицию в условиях плюралистического общества |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Имеет представление о методах и функциях политологии, об истории дисциплины, об основных этапах развития политической мысли, исторических типах политики, знает место и роль политологии в системе общественных наук, об основных методах регулирования региональных и этнических конфликтов и кризисов, умеет самостоятельно решать теоретические и практические задачи по проблемам политической жизни общества |
Уровневое описание признаков компетенции ОК-5:
обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами,
работе в коллективе
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Умеет проводить сравнительный анализ взаимоотношений и взаимовлияния гражданского общества и государства, давать оценку своеобразию политического развития России, прогнозировать возможные варианты эволюции политической системы современной России, развитых государств Запада |
Базовый (71 – 90 баллов) | Умеет устно и письменно излагать свое понимание политических процессов, обладает навыками анализа, сопоставления и оценки информации из различных источников, может определить степень актуальности различных политических концепций и платформ для современной России |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Имеет навыки самостоятельной библиографической и информационной работы с бумажными и электронными источниками политических знаний, владеет информацией о политической развитии нашего общества, о сущности власти, политической жизни, политических отношениях, процессах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- теоретические основы политологии, методы, функции, объект, субъект, основные ключевые термины курса;
- исторические типы политики, основные этапы развития политической мысли;
- особенности политической мысли и развития политической науки в России;
- классические, общепринятые в мировой политической науке концепции и подходы;
- основные характеристики российского государства и его политической системы;
- типы избирательных систем, особенности избирательной системы современной России;
- о связи политологии с другими предметами гуманитарного цикла.
Уметь:
- сопоставлять политические системы различных государств;
- выделять теоретические и прикладные аксиологические и инструментальные компоненты политической науки;
- самостоятельно решать теоретические и практические задачи по проблемам политической жизни общества;
- выражать свою позицию в условиях плюралистического общества;
- анализировать текущую политическую ситуацию в стране;
- определять степень актуальности различных политических концепций для современной России;
- определять принадлежность конкретного государства к тому или иному типу политической системы, формы правления или устройства.
Владеть:
-в общих чертах навыками прогнозирования возможных вариантов эволюции политической системы современной России, развитых стран Запада;
- навыками сравнительного анализа взаимозависимостей и взаимовлияния гражданского общества и государства;
- навыками устного и письменного изложения своего понимания политических процессов;
- навыками самостоятельной библиографической работы с бумажными и электронными источниками политических знаний;
- навыками анализа особенностей отечественного политического процесса.
2. Структура дисциплины
2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Очное обучение | Заочное обучение | Заочное обучение в сокращенные сроки | ||
на базе СПО | на базе ВПО | |||
Курс | ||||
Семестр | 1.3 | 1.2 | ||
Лекции | ||||
Практические занятия | - | |||
Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | ||||
Курсовая работа | - | - | ||
Зачет (семестр) | 1.3 | 1.2 (4ч.) | ||
Экзамен (семестр) | - |
2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения
Форма обучения очная
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
Лекции | Семинар | Самост. Раб. | ||||
Раздел I Введение | ||||||
1. | Политология как наука.Предмет, метод политической науки, функции. Многообразие определений политики, история политической мысли (Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время,российская политическая мысль). Основные парадигмы политологии. | Обсуждение рефератов, представление презентаций | ||||
Раздел II Политическая власть и ее носители | ||||||
2. | 1. Человеческое измерение политики.Мораль и политика, цели методы и средства в политике. Понятие и история прав человека, важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире, права человека в международной политике. | Дискуссионная игра | ||||
3. | 2. Власть как социально-политический феномен.Природа власти, понятие, структура, агенты власти, функции, механизм осуществления политической власти. Объект, субъект, ресурсы и виды власти, их классификация. Легитимность власти, типология, взаимосвязь легитимности и эффективности власти. | Письменная работа, устный опрос | ||||
4. | 3. Социальные субъекты власти. Понятие социальной стратификации, виды. Гражданское общество: понятие, структура, функции. Политическая элита: понятие, структура, теории элит (классические и современные), функции, способы рекрутирования. Политическое лидерство: понятие, природа, функции, типы и стили, теории лидерства. Группы интересов: понятие, структура, функции и типы. | Представление докладов и презентаций, устный опрос | ||||
Раздел III Политическая система и ее функционирование | ||||||
5. | 1. Механизм формирования и функционирования политической власти.Понятие политической системы, основные концепции, структура и функции, типология. Политическая стабильность и риск. Политический режим: понятие, характерные черты, проблемы классификации. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Теории и модели демократии. | Контрольная работа | ||||
6. | 2. Избирательные системы.Сущность, типология выборов, избирательная процедура и избирательная кампания. Пропорциональная и мажоритарная системы подсчета и учета голосов. Выборы и избирательная система современной России. PR- технологии. | Тестирование, дискуссия | ||||
Раздел IV Политические институты | ||||||
7. | 1. Государство как институт политической системы.Особенности государства, формы государственного устройства и правления. Понятие федерализма, основные принципы, проблемы российского федерализма. Правовое и социальное государство: ценности и принципы, «государство всеобщего благоденствия». | Тестирование | ||||
8. | 2. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения.Понятие политической партии, генезис, типология, функции, выполняемые в качестве политического института. Сущность и разновидности партийных систем. Понятие, структура и типы общественно-политических движений. Становление многопартийности в России. | Представление и анализ программ политических партий | ||||
Раздел V Политическая культура и идеология | ||||||
9. | 1. Политическая культура и социализация.Понятие политической культуры, сущность и типы. Политическое поведение и участие, их влияние на политическую культуру, типология, электоральное поведение в России. Политическая социализация: сущность, этапы, функции, основные факторы. | Устный опрос и письменная работа. Представление докладов | ||||
10. | 2. Политическая идеология.Политическое сознание: уровни, функции, формы. Структура, функции и уровни политической идеологии. Идеологические течения современности: либерализм, консерватизм, социализм. | Представление докладов, составление сравнительной таблицы | ||||
Раздел VI Политические процессы | ||||||
11. | 1. Политическое развитие и модернизация.Политическое развитие: понятие и критерии, сущность политической модернизации, ее типология. Понятие демократизации, «волны» демократизации. Политическая модернизация в современной России. | Подготовка презентаций, представление эссе на тему: «Модернизация и Россия» | ||||
12. | 2. Политический процесс и политическое решение.Понятие, структура, стадии (фазы) политического процесса, типология. Политические действия.Сущность политических решений, процесс принятия политического решения, этапы реализации. | Тестирование | ||||
13. | 3. Политический конфликт.Конфликт как социальное явление, классификация, причины и развитие конфликтов. Политический конфликт: сущность, стадии и способы урегулирования. Политические кризисы. Политические конфликты в современной России. | Контрольная работа | ||||
14. | 4. Национальный интерес и национальная политика.Понятие национального интереса, совпадение и расхождение национального и государственного интересов, национальные интересы России. Понятие национальной политики, основные черты, национальный вопрос в условиях существования различных общественных систем, проблемы межнациональных отношений в рамках федерации. Этнополитические конфликты. Национальный вопрос в России. | Представление эссе на темы: «Национальный вопрос в современной России», «Национальные интересы современной России» | ||||
ИТОГО |
Форма обучения заочная
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
Лекции | Семинар | Самост. Раб. | ||||
Раздел I Введение | ||||||
1. | Политология как наука.Предмет, метод политической науки, функции. Многообразие определений политики, история политической мысли (Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время,российская политическая мысль). Основные парадигмы политологии. | Обсуждение рефератов, представление презентаций | ||||
Раздел II Политическая власть и ее носители | ||||||
2. | 1. Человеческое измерение политики.Мораль и политика, цели методы и средства в политике. Понятие и история прав человека, важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире, права человека в международной политике. | Тестирование | ||||
3. | 2. Власть как социально-политический феномен.Природа власти, понятие, структура, агенты власти, функции, механизм осуществления политической власти. Объект, субъект, ресурсы и виды власти, их классификация. Легитимность власти, типология, взаимосвязь легитимности и эффективности власти. | Тестирование | ||||
4. | 3. Социальные субъекты власти. Понятие социальной стратификации, виды. Гражданское общество: понятие, структура, функции. Политическая элита: понятие, структура, теории элит (классические и современные), функции, способы рекрутирования. Политическое лидерство: понятие, природа, функции, типы и стили, теории лидерства. Группы интересов: понятие, структура, функции и типы. | Представление докладов и презентаций, устный опрос | ||||
Раздел III Политическая система и ее функционирование | ||||||
5. | 1. Механизм формирования и функционирования политической власти.Понятие политической системы, основные концепции, структура и функции, типология. Политическая стабильность и риск. Политический режим: понятие, характерные черты, проблемы классификации. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Теории и модели демократии. | Контрольная работа | ||||
6. | 2. Избирательные системы.Сущность, типология выборов, избирательная процедура и избирательная кампания. Пропорциональная и мажоритарная системы подсчета и учета голосов. Выборы и избирательная система современной России. PR- технологии. | Тестирование, обсуждение рефератов | ||||
Раздел IV Политические институты | ||||||
7. | 1. Государство как институт политической системы.Особенности государства, формы государственного устройства и правления. Понятие федерализма, основные принципы, проблемы российского федерализма. Правовое и социальное государство: ценности и принципы, «государство всеобщего благоденствия». | Тестирование | ||||
8. | 2. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения.Понятие политической партии, генезис, типология, функции, выполняемые в качестве политического института. Сущность и разновидности партийных систем. Понятие, структура и типы общественно-политических движений. Становление многопартийности в России. | Представление и анализ программ политических партий | ||||
Раздел V Политическая культура и идеология | ||||||
9. | 1. Политическая культура и социализация.Понятие политической культуры, сущность и типы. Политическое поведение и участие, их влияние на политическую культуру, типология, электоральное поведение в России. Политическая социализация: сущность, этапы, функции, основные факторы. | Тестирование | ||||
10. | 2. Политическая идеология.Политическое сознание: уровни, функции, формы. Структура, функции и уровни политической идеологии. Идеологические течения современности: либерализм, консерватизм, социализм. | Представление сравнительной таблицы | ||||
Раздел VI Политические процессы | ||||||
11. | 1. Политическое развитие и модернизация.Политическое развитие: понятие и критерии, сущность политической модернизации, ее типология. Понятие демократизации, «волны» демократизации. Политическая модернизация в современной России. | Тестирование | ||||
12. | 2. Политический процесс и политическое решение.Понятие, структура, стадии (фазы) политического процесса, типология. Политические действия.Сущность политических решений, процесс принятия политического решения, этапы реализации. | Тестирование | ||||
13. | 3. Политический конфликт.Конфликт как социальное явление, классификация, причины и развитие конфликтов. Политический конфликт: сущность, стадии и способы урегулирования. Политические кризисы. Политические конфликты в современной России. | Тестирование | ||||
14. | 4. Национальный интерес и национальная политика.Понятие национального интереса, совпадение и расхождение национального и государственного интересов, национальные интересы России. Понятие национальной политики, основные черты, национальный вопрос в условиях существования различных общественных систем, проблемы межнациональных отношений в рамках федерации. Этнополитические конфликты. Национальный вопрос в России. | Представление эссе на темы: «Национальный вопрос в современной России», «Национальные интересы современной России» | ||||
ИТОГО | - |
1. 3. Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы
Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1. Политология как наука. Предмет, методы политической науки (общая группа методов, логическая группа и эмпирическая), функции (описательная, объяснительная, инструментальная, прогностическая) политологии. Структура науки о политике: политическая философия, политическая история, теория международной политики, политическая география, политическая социология, политическая психология.
Многообразие определений политики, история развития политической мысли (Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время,российская политическая мысль). Основные парадигмы политологии – теологическая, натуралистическая, социальная, рационально-критическая. Многообразие определений политики (социологические, субстанциональные и научно-сконструированные).
Содержание лекционных занятий по теме
№ п/п | Тема лекционного занятия | Содержание |
1. | Политология как наука | Предмет, метод политической науки, функции. Многообразие определений политики, история политической мысли (Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время,российская политическая мысль). Основные парадигмы политологии. |
Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы
Занятие 1. Политология как наука
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Подготовка реферата и его устная защита по одному из указанных вопросов. Подготовка презентаций.
Темы для реферата:
1. Идейные истоки политологии, зарождение политической науки.
2. Различные подходы к определению предмета политологии.
3.Политология в системе профессиональной подготовки специалистов.
4. Логические, теоретические и эмпирические методы в политической науке.
5. Основные парадигмы политологии.
6. Политика как общественное явление.
7. «Идеальные государства» Платона, Аристотеля и Цицерона.
8. Т.Гоббс о власти и формах государства.
9. Проблема разделения властей в теоретическом наследии Ш.-Л. Монтескье.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Анохин А.М. О предмете и содержании политологии. // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №4.
2. Воробьев д.М. Политология в СССР: оформление и развитие научного сообщества. // Полис. – 2004. - №3-4.
3. Иногуч Т. Политическая наука в трех демократиях: «нелояльной» (Япония), демократии «третьей волны» (Южная Корея) и «зарождающейся» (Китай). // Полис. – 2004. - №5.
4. Ким Хон Монт. Задачи политической науки в условиях рынка. // Полис. – 2001. - №5.
5. Клингеманн Х.-Д. Сравнительный анализ развития политической науки в западной Европе. //Полис. – 2008. - №3.
6. Ковалев А.Н. Предмет, законы и категории политики как науки. // Вестник МГУ, серия 12. – 1998. - №5.
7. Козырев Г. И. Политика как общественное явление. // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - №1.
8. Пляйс Я.А. Новый этап в развитии политической науки в России. // Полис. – 2007. - №3.
9. Политическая наука в России: вчера, сегодня, завтра (Материалы научного семинара). // Полис. – 2006. - №1.
10.Щербинин А.И. Что же будет с Родиной и с нами? (Предвзятые заметки о российской политической науке и проблемы политического образования). // Полис. – 2003. - №4.
Образцы тестовых и контрольных заданий:
1.Прогностическая функция политологии заключается
а) в магическом предсказании будущего;
б) в разработке эффективных способов преобразования политической и иных сфер общества;
в) в выработке способности рационально оценивать политические процессы;
г) в разработке возможных альтернатив развития политических процессов.
2.В какой исторический период политическая наука оформилась как самостоятельная научная дисциплина?
а) XVIIв.;
б) XIV в.;
в) середина ХХ в.;
г) конец XIX в.
3. Какой метод относится к общелогическим?
а) системный;
б) дедукция;
в) контент-анализ;
г) бихевиористский.
Используемая образовательная технология:
Время на устное сообщение по реферату, сопровождаемое презентацией – до 5 минут, время обсуждения – до 5 минут.
Содержание лекционных занятий по теме
№ п/п | Тема лекционного занятия | Содержание |
1. | Власть как социально-политический феномен | Природа власти, понятие, структура, агенты власти, функции, механизм осуществления политической власти. Объект, субъект, ресурсы и виды власти, их классификация. Легитимность власти, типология, взаимосвязь легитимности и эффективности власти. |
2. | Социальные субъекты власти (I) | Понятие социальной стратификации, виды. Гражданское общество: понятие, структура, функции. Политическая элита: понятие, структура, теории элит (классические и современные), функции, способы рекрутирования. |
3. | Социальные субъекты власти (II) | Политическое лидерство: понятие, природа, функции, типы и стили, теории лидерства. Группы интересов: понятие, структура, функции и типы. |
Содержание семинарских занятий
№ занятия | Содержание и формы проведения |
Занятие.1 Власть как социально политический феномен | Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. 1. Определение природы власти в различных социологических и политических теориях. 2. Природа подчинения. 3.Политическая власть: специфика, принципы, функции. 4. Субъект и объект власти. 5. Ресурсы и виды власти. 6. Легитимность и эффективность власти. Кризисы легитимности и эффективности |
Занятие 2. Социальные субъекты политики. | Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Представление докладов по вопросам темы. 1. Социальная стратификация. а) Сущность, виды, понятие социальной мобильности. б) Средний класс в России и на Западе. 2. Гражданское общество. а) Понятие, история развития идеи, принципы. б) Гражданское общество в России. |
Занятие 3. Социальные субъекты политики. | Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Представление докладов по вопросам темы. 3. Политическая элита. а) Понятие, признаки, функции, типология. б) Теории элит (классические и современные концепции), система рекрутирования элит. в) Российская политическая элита. 4. Политическое лидерство. а) Понятие, природа, функции. б) Теории политического лидерства. в) Типы и стили лидерства. |
Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы
Занятие 2. Власть как социальный феномен
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре.
1.Дайте сущностные характеристики политической власти. Отличия от других видов власти.
2. Перечислите различные трактовки власти (телеологическая, реляционистская, системная, структурно-функциональная, бихевиористская).
3. Что такое объект, субъект, ресурсы, механизм властвования?
4. Каков механизм осуществления политической власти?
5. Легитимность и эффективность власти как два основных фактора функционирования власти.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеенкова Е.С., Сергеев В.М. Темный колодец власти. // Полис. – 2008. - №3.
2. Букреева О.В. Образ российской власти и политических лидеров в концептуальном пространстве демотивационных постеров. // Полис. – 2011. - №5.
3. Гурюкин А. Политическая власть в России: опыт парадигмального анализа. // Власть. - 2012. - №7.
4. Дубовцев В.А. Природа «русской власти»: от метафор к концепции. // Полис. – 2007. - №3.
5.. Кочетков А.П. Власть и элиты в глобальном информационном обществе. //Полис. – 2011. - №5
6. Крыштановская О.В. Форматы российской власти. // Полис. – 2010. – №1.
7. Липкин А.И. Российская самодержавная система управления. // Полис. – 2007. - №3
8. Нежданов Д. Референдум легитимности-2012: технологии легитимации результатов выборов президента России. // Власть. – 2012. - №10-11.
9. Ривера Д., Ривера Ш.В. Ельцин, Путин и президентская власть. // Полис. – 2012. - №3.
10. Смолин М. Самобытность идеала русской государственной власти. // Власть. – 2012. - №7.
11. Розов Н.С. Специфика русской власти, ее ментальные структуры, ритуальные практики и институты. // Полис. – №2011. - №1.
12. Шестопал Е.Б. Повестка дня для российской власти и ее восприятие гражданами. // Полис. – 2011. - №2.
13. Шестопал Е.Б. Сдвиги в восприятии политиков российскими гражданами после выборов 2012г. // Власть. – 2012. - №12.
Образцы тестовых и контрольных заданий:
1.Как понимал легитимное господство М.Вебер:
а) господство, признанное со стороны управляемых индивидов;
б) наследование законного представителя династии;
в) гармоничное сосуществование различных общественных групп;
г) власть, опирающаяся на насилие.
2.Рассмотрите основные функции власти. Какие функции политическая власть не должна выполнять в демократическом обществе?
3. Французский политолог М.Доган утверждает, что харизматический тип господства, выделенный М.Вебером не пригоден для анализа власти в современном обществе. Можно ли согласиться с такой точкой зрения?
Используемая образовательная технология:
Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Проводится как обсуждение вопросов по предложенному плану.
Занятие 3. Человеческое измерение политики.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Необходимо определить собственную позицию по вопросам темы, аргументировать ее.
Темы для дискуссий:
1. Каким должно быть соотношение морали и политики, на Ваш взгляд? Аргументируйте свою позицию.
2. Существует ли у политики и морали функциональная общность?
3. Считаете ли Вы, что в политике при достижении благой цели оправданы любые средства?
4. Раскройте суть идей прав человека в Античности и Средневековье.
5. Что пр