Раздел 2. Политическая власть и ее носители.

Политология

Б1. В.2

Учебно-методический комплекс

(программа и методические указания по изучению курса)

для студентов бакалавриата направления 030900.01 Юриспруденция

профиля «Гражданское право»

Чита

Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ»

УДК 32.01

ББК 66.017

У 51

Печатается по решению УМК Читинского института (филиала) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»

(протокол № ___ от ___ ________ 2015г.)

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры истории и политологии (протокол № 1 от сентября 2015 г.)

Составитель старший преподаватель О.В. Ульянова

Рецензент к.п.н., доцент А.А. Алюшина

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедройГражданское право и процесс, к.ю.н., доцент О.А. Маркова

___ ______________ 2015 г.

Декан Юридического факультета, к.п.н., доцент О.М. Немерова

___ ______________ 2015 г.

Начальник УМО О.А. Захарова

___ ______________ 2015 г.

Зам. директора по учебной работе Л.А. Болтовская

___ ______________ 2015 г.

У 51 Политология: учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентовбакалавриата направления 030900.01 Юриспруденцияпрофиля «Гражданское право» / сост. О.В. Ульянова. – Чита: Изд-во ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015. – 50с.

Учебно-методический комплекспо дисциплине составлен на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата030900.01 Юриспруденция, утвержденного 4 мая 2010 г. Содержит программу и методические указания по изучению курса.

Предназначен для студентов очной и заочной форм обучения.

ББК 66.017

© Издательство ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ», 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.. 4

1.1. Цели освоения дисциплины.. 4

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 4

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4

2. Структура дисциплины.. 9

2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура. 9

2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения. 9

3. Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы.. 15

3.1. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению.. 15

3.2. Список рекомендуемой литературы.. 43

3.2.1. Основная литература. 43

3.2.2. Дополнительная литература. 43

3.2.3. Электронные ресурсы.. 44

4. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 45

4.1. Организация текущего контроля. 45

4.2.Форма и правила проведения промежуточной аттестации (зачета, экзамена) 46

4.3. Перечень вопросов к зачету, экзамену. 46

4.4. Образцы экзаменационных тестов, заданий. 47

Пояснительная записка

УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 030900.01 Юриспруденцияи в соответствии с учебным планом профиля «Гражданское право», утвержденного ученым советом вуза.

1.1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины Политология является формирование у студентов правильного понимания политической власти и ее значения, раскрытие содержания политических систем, способов их функционирования, объяснение роли личности человека в современной политике и ознакомление с условиями стабильности, эволюции или кризисов государственных институтов, обучение студентов способам оценки различных политических явлений, способствование воспитанию патриотизма.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1. Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), прежде всего Философия, Экономика, Основы общей и социальной психологии, Социология; а также в процессе изучения дисциплин профессионального цикла Б.3 Теория государства и права.

Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: История экономических учений, Социология.

Изучение дисциплины Политология дополняет последующее освоение дисциплин: История политико-правовых учений, История государства и права России, История государства и права зарубежных стран.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции Компетенция
ОК-3 овладение культурой мышления, обобщение, анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор путей ее достижения
ОК-4   способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ОК-5 обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе
ОК-7 (частично) стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-8 (частично) способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных и социальных задач
ОК-9 (частично) способность к анализу социально значимых проблем и процессов

Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины являются ОК-3, ОК-4, ОК-5.

Уровневое описание признаков компетенции ОК-3:

Овладение культурой мышления, обобщение, анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор путей ее достижения

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) Умеет сопоставлять политические системы различных государств, определять принадлежность конкретного государства к тому или иному типу политической системы, формы правления или устройства, анализировать программы политических партий, самостоятельно выявлять тенденции современного политического процесса, участвовать в дискуссии, умеет выразить и обосновать свою позицию, самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делает осознанный политический выбор, анализирует текущую ситуацию в стране
Базовый (71 – 90 баллов) Знает характеристику современного российского государства, структуру российской политической системы и политического процесса; имеет представление о эволюции, особенностях политической мысли России, о связи политологии с другими гуманитарными дисциплинами, о динамике отношений гражданского общества и государства, о специфике и целях политического прогнозирования, основные этапы формирования партийной системы в России
Минимальный (41 – 70 баллов) Умеет пересказать учебный материал по политологии, имеет представление о истории развития политической мысли, этапах становления науки политологии, знает основные понятия, употребляемые, в политологии, о геополитическом положении и внешней политике современной России; знает основные разновидности политических систем и режимов, имеет представление о сущности власти, знает основные школы современной политической теории, типы избирательных систем

Уровневое описание признаков компетенции ОК-4:

способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) Знает о взаимозависимости и неразрывности частей гуманитарного цикла, имеет представление о новой роли России в современной международной политике, определяет степень актуальности различных политических концепций и платформ для современной России, знает и умеет выделять теоретические и прикладные, аксиологически и инструментальные компоненты политической науки
Базовый (71 – 90 баллов) Умеет приводить примеры из Отечественной истории, разбирается в системе международных отношений, геополитической обстановке, национально-государственных интересах России, выражает свою позицию в условиях плюралистического общества
Минимальный (41 – 70 баллов) Имеет представление о методах и функциях политологии, об истории дисциплины, об основных этапах развития политической мысли, исторических типах политики, знает место и роль политологии в системе общественных наук, об основных методах регулирования региональных и этнических конфликтов и кризисов, умеет самостоятельно решать теоретические и практические задачи по проблемам политической жизни общества

Уровневое описание признаков компетенции ОК-5:

обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами,

работе в коллективе

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) Умеет проводить сравнительный анализ взаимоотношений и взаимовлияния гражданского общества и государства, давать оценку своеобразию политического развития России, прогнозировать возможные варианты эволюции политической системы современной России, развитых государств Запада
Базовый (71 – 90 баллов) Умеет устно и письменно излагать свое понимание политических процессов, обладает навыками анализа, сопоставления и оценки информации из различных источников, может определить степень актуальности различных политических концепций и платформ для современной России
Минимальный (41 – 70 баллов) Имеет навыки самостоятельной библиографической и информационной работы с бумажными и электронными источниками политических знаний, владеет информацией о политической развитии нашего общества, о сущности власти, политической жизни, политических отношениях, процессах

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- теоретические основы политологии, методы, функции, объект, субъект, основные ключевые термины курса;

- исторические типы политики, основные этапы развития политической мысли;

- особенности политической мысли и развития политической науки в России;

- классические, общепринятые в мировой политической науке концепции и подходы;

- основные характеристики российского государства и его политической системы;

- типы избирательных систем, особенности избирательной системы современной России;

- о связи политологии с другими предметами гуманитарного цикла.

Уметь:

- сопоставлять политические системы различных государств;

- выделять теоретические и прикладные аксиологические и инструментальные компоненты политической науки;

- самостоятельно решать теоретические и практические задачи по проблемам политической жизни общества;

- выражать свою позицию в условиях плюралистического общества;

- анализировать текущую политическую ситуацию в стране;

- определять степень актуальности различных политических концепций для современной России;

- определять принадлежность конкретного государства к тому или иному типу политической системы, формы правления или устройства.

Владеть:

-в общих чертах навыками прогнозирования возможных вариантов эволюции политической системы современной России, развитых стран Запада;

- навыками сравнительного анализа взаимозависимостей и взаимовлияния гражданского общества и государства;

- навыками устного и письменного изложения своего понимания политических процессов;

- навыками самостоятельной библиографической работы с бумажными и электронными источниками политических знаний;

- навыками анализа особенностей отечественного политического процесса.

2. Структура дисциплины

2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

  Очное обучение Заочное обучение Заочное обучение в сокращенные сроки
на базе СПО на базе ВПО
Курс    
Семестр 1.3 1.2    
Лекции    
Практические занятия -    
Самостоятельная работа    
Всего часов    
Курсовая работа - -    
Зачет (семестр) 1.3 1.2 (4ч.)    
Экзамен (семестр) -      

2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения

Форма обучения очная

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинар Самост. Раб.
Раздел I Введение
1. Политология как наука.Предмет, метод политической науки, функции. Многообразие определений политики, история политической мысли (Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время,российская политическая мысль). Основные парадигмы политологии. Обсуждение рефератов, представление презентаций
Раздел II Политическая власть и ее носители
2. 1. Человеческое измерение политики.Мораль и политика, цели методы и средства в политике. Понятие и история прав человека, важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире, права человека в международной политике.     Дискуссионная игра
3. 2. Власть как социально-политический феномен.Природа власти, понятие, структура, агенты власти, функции, механизм осуществления политической власти. Объект, субъект, ресурсы и виды власти, их классификация. Легитимность власти, типология, взаимосвязь легитимности и эффективности власти. Письменная работа, устный опрос
4. 3. Социальные субъекты власти. Понятие социальной стратификации, виды. Гражданское общество: понятие, структура, функции. Политическая элита: понятие, структура, теории элит (классические и современные), функции, способы рекрутирования. Политическое лидерство: понятие, природа, функции, типы и стили, теории лидерства. Группы интересов: понятие, структура, функции и типы. Представление докладов и презентаций, устный опрос
Раздел III Политическая система и ее функционирование
5. 1. Механизм формирования и функционирования политической власти.Понятие политической системы, основные концепции, структура и функции, типология. Политическая стабильность и риск. Политический режим: понятие, характерные черты, проблемы классификации. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Теории и модели демократии. Контрольная работа
6. 2. Избирательные системы.Сущность, типология выборов, избирательная процедура и избирательная кампания. Пропорциональная и мажоритарная системы подсчета и учета голосов. Выборы и избирательная система современной России. PR- технологии.   Тестирование, дискуссия
Раздел IV Политические институты
7. 1. Государство как институт политической системы.Особенности государства, формы государственного устройства и правления. Понятие федерализма, основные принципы, проблемы российского федерализма. Правовое и социальное государство: ценности и принципы, «государство всеобщего благоденствия».   Тестирование
8. 2. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения.Понятие политической партии, генезис, типология, функции, выполняемые в качестве политического института. Сущность и разновидности партийных систем. Понятие, структура и типы общественно-политических движений. Становление многопартийности в России. Представление и анализ программ политических партий
Раздел V Политическая культура и идеология
9. 1. Политическая культура и социализация.Понятие политической культуры, сущность и типы. Политическое поведение и участие, их влияние на политическую культуру, типология, электоральное поведение в России. Политическая социализация: сущность, этапы, функции, основные факторы.   Устный опрос и письменная работа. Представление докладов
10. 2. Политическая идеология.Политическое сознание: уровни, функции, формы. Структура, функции и уровни политической идеологии. Идеологические течения современности: либерализм, консерватизм, социализм.   Представление докладов, составление сравнительной таблицы
Раздел VI Политические процессы
11. 1. Политическое развитие и модернизация.Политическое развитие: понятие и критерии, сущность политической модернизации, ее типология. Понятие демократизации, «волны» демократизации. Политическая модернизация в современной России.     Подготовка презентаций, представление эссе на тему: «Модернизация и Россия»
12. 2. Политический процесс и политическое решение.Понятие, структура, стадии (фазы) политического процесса, типология. Политические действия.Сущность политических решений, процесс принятия политического решения, этапы реализации.     Тестирование
13. 3. Политический конфликт.Конфликт как социальное явление, классификация, причины и развитие конфликтов. Политический конфликт: сущность, стадии и способы урегулирования. Политические кризисы. Политические конфликты в современной России.     Контрольная работа
14. 4. Национальный интерес и национальная политика.Понятие национального интереса, совпадение и расхождение национального и государственного интересов, национальные интересы России. Понятие национальной политики, основные черты, национальный вопрос в условиях существования различных общественных систем, проблемы межнациональных отношений в рамках федерации. Этнополитические конфликты. Национальный вопрос в России.       Представление эссе на темы: «Национальный вопрос в современной России», «Национальные интересы современной России»
  ИТОГО    

Форма обучения заочная

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинар Самост. Раб.
Раздел I Введение
1. Политология как наука.Предмет, метод политической науки, функции. Многообразие определений политики, история политической мысли (Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время,российская политическая мысль). Основные парадигмы политологии.   Обсуждение рефератов, представление презентаций
Раздел II Политическая власть и ее носители
2. 1. Человеческое измерение политики.Мораль и политика, цели методы и средства в политике. Понятие и история прав человека, важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире, права человека в международной политике.     Тестирование
3. 2. Власть как социально-политический феномен.Природа власти, понятие, структура, агенты власти, функции, механизм осуществления политической власти. Объект, субъект, ресурсы и виды власти, их классификация. Легитимность власти, типология, взаимосвязь легитимности и эффективности власти.   Тестирование
4. 3. Социальные субъекты власти. Понятие социальной стратификации, виды. Гражданское общество: понятие, структура, функции. Политическая элита: понятие, структура, теории элит (классические и современные), функции, способы рекрутирования. Политическое лидерство: понятие, природа, функции, типы и стили, теории лидерства. Группы интересов: понятие, структура, функции и типы.   Представление докладов и презентаций, устный опрос
Раздел III Политическая система и ее функционирование
5. 1. Механизм формирования и функционирования политической власти.Понятие политической системы, основные концепции, структура и функции, типология. Политическая стабильность и риск. Политический режим: понятие, характерные черты, проблемы классификации. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Теории и модели демократии.     Контрольная работа
6. 2. Избирательные системы.Сущность, типология выборов, избирательная процедура и избирательная кампания. Пропорциональная и мажоритарная системы подсчета и учета голосов. Выборы и избирательная система современной России. PR- технологии.       Тестирование, обсуждение рефератов
Раздел IV Политические институты
7. 1. Государство как институт политической системы.Особенности государства, формы государственного устройства и правления. Понятие федерализма, основные принципы, проблемы российского федерализма. Правовое и социальное государство: ценности и принципы, «государство всеобщего благоденствия».     Тестирование
8. 2. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения.Понятие политической партии, генезис, типология, функции, выполняемые в качестве политического института. Сущность и разновидности партийных систем. Понятие, структура и типы общественно-политических движений. Становление многопартийности в России.   Представление и анализ программ политических партий
Раздел V Политическая культура и идеология
9. 1. Политическая культура и социализация.Понятие политической культуры, сущность и типы. Политическое поведение и участие, их влияние на политическую культуру, типология, электоральное поведение в России. Политическая социализация: сущность, этапы, функции, основные факторы.   Тестирование
10. 2. Политическая идеология.Политическое сознание: уровни, функции, формы. Структура, функции и уровни политической идеологии. Идеологические течения современности: либерализм, консерватизм, социализм.     Представление сравнительной таблицы
Раздел VI Политические процессы
11. 1. Политическое развитие и модернизация.Политическое развитие: понятие и критерии, сущность политической модернизации, ее типология. Понятие демократизации, «волны» демократизации. Политическая модернизация в современной России.     Тестирование
12. 2. Политический процесс и политическое решение.Понятие, структура, стадии (фазы) политического процесса, типология. Политические действия.Сущность политических решений, процесс принятия политического решения, этапы реализации.     Тестирование
13. 3. Политический конфликт.Конфликт как социальное явление, классификация, причины и развитие конфликтов. Политический конфликт: сущность, стадии и способы урегулирования. Политические кризисы. Политические конфликты в современной России.     Тестирование
14. 4. Национальный интерес и национальная политика.Понятие национального интереса, совпадение и расхождение национального и государственного интересов, национальные интересы России. Понятие национальной политики, основные черты, национальный вопрос в условиях существования различных общественных систем, проблемы межнациональных отношений в рамках федерации. Этнополитические конфликты. Национальный вопрос в России.     Представление эссе на темы: «Национальный вопрос в современной России», «Национальные интересы современной России»
  ИТОГО   -  

1. 3. Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы

Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Политология как наука. Предмет, методы политической науки (общая группа методов, логическая группа и эмпирическая), функции (описательная, объяснительная, инструментальная, прогностическая) политологии. Структура науки о политике: политическая философия, политическая история, теория международной политики, политическая география, политическая социология, политическая психология.

Многообразие определений политики, история развития политической мысли (Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время,российская политическая мысль). Основные парадигмы политологии – теологическая, натуралистическая, социальная, рационально-критическая. Многообразие определений политики (социологические, субстанциональные и научно-сконструированные).

Содержание лекционных занятий по теме

№ п/п Тема лекционного занятия Содержание
 
1. Политология как наука Предмет, метод политической науки, функции. Многообразие определений политики, история политической мысли (Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время,российская политическая мысль). Основные парадигмы политологии.

Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы

Занятие 1. Политология как наука

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Подготовка реферата и его устная защита по одному из указанных вопросов. Подготовка презентаций.

Темы для реферата:

1. Идейные истоки политологии, зарождение политической науки.

2. Различные подходы к определению предмета политологии.

3.Политология в системе профессиональной подготовки специалистов.

4. Логические, теоретические и эмпирические методы в политической науке.

5. Основные парадигмы политологии.

6. Политика как общественное явление.

7. «Идеальные государства» Платона, Аристотеля и Цицерона.

8. Т.Гоббс о власти и формах государства.

9. Проблема разделения властей в теоретическом наследии Ш.-Л. Монтескье.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анохин А.М. О предмете и содержании политологии. // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №4.

2. Воробьев д.М. Политология в СССР: оформление и развитие научного сообщества. // Полис. – 2004. - №3-4.

3. Иногуч Т. Политическая наука в трех демократиях: «нелояльной» (Япония), демократии «третьей волны» (Южная Корея) и «зарождающейся» (Китай). // Полис. – 2004. - №5.

4. Ким Хон Монт. Задачи политической науки в условиях рынка. // Полис. – 2001. - №5.

5. Клингеманн Х.-Д. Сравнительный анализ развития политической науки в западной Европе. //Полис. – 2008. - №3.

6. Ковалев А.Н. Предмет, законы и категории политики как науки. // Вестник МГУ, серия 12. – 1998. - №5.

7. Козырев Г. И. Политика как общественное явление. // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - №1.

8. Пляйс Я.А. Новый этап в развитии политической науки в России. // Полис. – 2007. - №3.

9. Политическая наука в России: вчера, сегодня, завтра (Материалы научного семинара). // Полис. – 2006. - №1.

10.Щербинин А.И. Что же будет с Родиной и с нами? (Предвзятые заметки о российской политической науке и проблемы политического образования). // Полис. – 2003. - №4.

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1.Прогностическая функция политологии заключается

а) в магическом предсказании будущего;

б) в разработке эффективных способов преобразования полити­ческой и иных сфер общества;

в) в выработке способности рационально оценивать политические процессы;

г) в разработке возможных аль­тернатив развития политичес­ких процессов.

2.В какой исторический период политическая наука оформилась как самостоятельная научная дисциплина?

а) XVIIв.;

б) XIV в.;

в) середина ХХ в.;

г) конец XIX в.

3. Какой метод относится к общелогическим?

а) системный;

б) дедукция;

в) контент-анализ;

г) бихевиористский.

Используемая образовательная технология:

Время на устное сообщение по реферату, сопровождаемое презентацией – до 5 минут, время обсуждения – до 5 минут.

Содержание лекционных занятий по теме

№ п/п Тема лекционного занятия Содержание
 
1. Власть как социально-политический феномен Природа власти, понятие, структура, агенты власти, функции, механизм осуществления политической власти. Объект, субъект, ресурсы и виды власти, их классификация. Легитимность власти, типология, взаимосвязь легитимности и эффективности власти.
2. Социальные субъекты власти (I) Понятие социальной стратификации, виды. Гражданское общество: понятие, структура, функции. Политическая элита: понятие, структура, теории элит (классические и современные), функции, способы рекрутирования.
3. Социальные субъекты власти (II) Политическое лидерство: понятие, природа, функции, типы и стили, теории лидерства. Группы интересов: понятие, структура, функции и типы.

Содержание семинарских занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие.1 Власть как социально политический феномен   Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. 1. Определение природы власти в различных социологических и политических теориях. 2. Природа подчинения. 3.Политическая власть: специфика, принципы, функции. 4. Субъект и объект власти. 5. Ресурсы и виды власти. 6. Легитимность и эффективность власти. Кризисы легитимности и эффективности
Занятие 2. Социальные субъекты политики. Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Представление докладов по вопросам темы. 1. Социальная стратификация. а) Сущность, виды, понятие социальной мобильности. б) Средний класс в России и на Западе. 2. Гражданское общество. а) Понятие, история развития идеи, принципы. б) Гражданское общество в России.
Занятие 3. Социальные субъекты политики. Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Представление докладов по вопросам темы. 3. Политическая элита. а) Понятие, признаки, функции, типология. б) Теории элит (классические и современные концепции), система рекрутирования элит. в) Российская политическая элита. 4. Политическое лидерство. а) Понятие, природа, функции. б) Теории политического лидерства. в) Типы и стили лидерства.

Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы

Занятие 2. Власть как социальный феномен

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре.

1.Дайте сущностные характеристики политической власти. Отличия от других видов власти.

2. Перечислите различные трактовки власти (телеологическая, реляционистская, системная, структурно-функциональная, бихевиористская).

3. Что такое объект, субъект, ресурсы, механизм властвования?

4. Каков механизм осуществления политической власти?

5. Легитимность и эффективность власти как два основных фактора функционирования власти.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеенкова Е.С., Сергеев В.М. Темный колодец власти. // Полис. – 2008. - №3.

2. Букреева О.В. Образ российской власти и политических лидеров в концептуальном пространстве демотивационных постеров. // Полис. – 2011. - №5.

3. Гурюкин А. Политическая власть в России: опыт парадигмального анализа. // Власть. - 2012. - №7.

4. Дубовцев В.А. Природа «русской власти»: от метафор к концепции. // Полис. – 2007. - №3.

5.. Кочетков А.П. Власть и элиты в глобальном информационном обществе. //Полис. – 2011. - №5

6. Крыштановская О.В. Форматы российской власти. // Полис. – 2010. – №1.

7. Липкин А.И. Российская самодержавная система управления. // Полис. – 2007. - №3

8. Нежданов Д. Референдум легитимности-2012: технологии легитимации результатов выборов президента России. // Власть. – 2012. - №10-11.

9. Ривера Д., Ривера Ш.В. Ельцин, Путин и президентская власть. // Полис. – 2012. - №3.

10. Смолин М. Самобытность идеала русской государственной власти. // Власть. – 2012. - №7.

11. Розов Н.С. Специфика русской власти, ее ментальные структуры, ритуальные практики и институты. // Полис. – №2011. - №1.

12. Шестопал Е.Б. Повестка дня для российской власти и ее восприятие гражданами. // Полис. – 2011. - №2.

13. Шестопал Е.Б. Сдвиги в восприятии политиков российскими гражданами после выборов 2012г. // Власть. – 2012. - №12.

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1.Как понимал легитимное господство М.Вебер:

а) господство, признанное со стороны управляемых индивидов;

б) наследование законного представителя династии;

в) гармоничное сосуществование различных общественных групп;

г) власть, опирающаяся на насилие.

2.Рассмотрите основные функции власти. Какие функции политическая власть не должна выполнять в демократическом обществе?

3. Французский политолог М.Доган утверждает, что харизматический тип господства, выделенный М.Вебером не пригоден для анализа власти в современном обществе. Можно ли согласиться с такой точкой зрения?

Используемая образовательная технология:

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Проводится как обсуждение вопросов по предложенному плану.

Занятие 3. Человеческое измерение политики.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Необходимо определить собственную позицию по вопросам темы, аргументировать ее.

Темы для дискуссий:

1. Каким должно быть соотношение морали и политики, на Ваш взгляд? Аргументируйте свою позицию.

2. Существует ли у политики и морали функциональная общность?

3. Считаете ли Вы, что в политике при достижении благой цели оправданы любые средства?

4. Раскройте суть идей прав человека в Античности и Средневековье.

5. Что пр

Наши рекомендации