Проблемы проведения политики стабилизации

Возможные дестабилизирующие эффекты активной политики управления спросом объясняются наличием лагов и неопределенностью эффекта этой политики. Рассмотрим эти проблемы подробнее.

а) Политика активного вмешательства: проблема лагов

Под лагом в экономической литературе понимается время, которое проходит между моментом осознании необходимости проведения этой политики и моментом, когда она дает конкретный результат. Обычно считают, что этот лаг является суммой внутреннего и внешнего.

Внутренний лагпредставляет собой время, которое проходит с момента осознания потребности в экономической политике до момента начала ее осуществления. К внутренним лагам относят:

– лаг распознавания – это период времени от момента шока до того момента, когда лицо принимающее решения осознает, что шок произошел. Этот лаг может отсутствовать (или быть отрицательным) в случае, если шок был заранее спрогнозирован. Например, мы можем прогнозировать сезонные колебания спроса (предложения) и предпринимать действия еще до того, как шок произошел.

– лаг принятия решения связан с временем, необходимым для прогнозирования последствий шок и выработки соответствующего решения. Наконец, требуется время для принятия решения. Например, чтобы изменить налоговую политику требуется выработать соответствующий закон и получить его одобрение в законодательных органах.

С точки зрения внутреннего лага денежная политика имеет несомненные преимущества. Проведение этой политики требует только решения Национального банка. Изменение бюджетно-налоговой политики может занять несколько месяцев, поскольку требуется решение правительства и его утверждение законодательными органами, после чего указ подписывает президент.

Внешний лаг— время, которое проходит с момента начала осуществления экономической политики до момента, когда она приносит результаты. Второй тип лагов связан с воздействием экономической политики на экономику. Этот лаг носит название внешнего лага или лага воздействия. После того, как решение принято и реализовано, внесенные изменения начинают постепенно воздействовать на экономику. Внешний лаг отличается от внутренних лагов тем, что это не столько время до того, как экономика начнет реагировать на те или иные изменения, сколько период в течении которого экономика реагирует на изменившиеся условия.

С точки зрения внешнего лага, с одной стороны, преимущество имеет фискальная политика, так как она влияет непосредственно на производство. Кредитно-денежная политика обладает большими внешними лагами. Ее воздействие на экономику опосредованное, оно связано с изменением ставок процента, которые, в свою очередь, влияют на инвестиционные решения. Однако эти решения пересматриваются не сразу, так как планируются заранее. Поэтому результатов кредитно-денежной политики можно ожидать довольно долго.

С другой стороны, сравнительная эффективность фискальной и кредитно-денежной политики зависит от соответствующих мультипликаторов. Поэтому выбор конкретной формы политики очень сложен, поскольку при ее проведении следует учитывать как лаги, так и мультипликаторы.

В среднем лаги фискальной и кредитно-денежной политики составляют 1-2 года. Если меры стимулирующего характера были приняты во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить экономический рост, увеличивая тем самым амплитуду колебаний. И наоборот, сдерживающая политика начнет оказывать воздействие на экономику после прохождения пика подъема. Тогда ее следствием может оказаться усиление спада. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.

Предположим, что первоначально экономика находится в состоянии выпускаобъема производства, соответствующего полной занятости. Пусть неожиданный негативный шок совокупного спроса привел к падению выпуска объема производства ниже уровня полной занятости. Поскольку этот шок оказался неожиданным, то никаких предупреждающих нейтрализующих мер принято не было. Правительству следует решить, предпринимать ли какие-то действия и, если да, то какие именно.

В первую очередь следует определить, является ли этот шок перманентным или временным, т.е. вызван ли он временным сокращением расходов (например, потребительских расходов) или эта неблагоприятная тенденция сохранится и в будущем. Если это временное сокращение спроса (например, длящееся только один период), то уже в следующем периоде экономика вернется в исходное положение и наилучшей политикой в этом случае будет политика невмешательства. Это объясняется тем, что даже предпринятые сегодня действия, направленные на сглаживание последствий шока, отразятся на экономике с определенным лагом и могут привести лишь к дополнительным отклонениям от потенциального выпуска, как изображено на рисунке 720.123.

Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru

Рис. 7.1220.3. Искажения, вызванные стабилизационной политикой при временном шоке.

Возможные дестабилизирующие эффекты активистской политики управления спросом объясняются наличием лагов и неопределенностью эффекта этой политики. Рассмотрим эти проблемы подробнее. Первая группа лагов, связанных с реализацией активистской политики управления спросом носит название внутренних лагов. Это лаги, связанные с выработкой и реализацией решения. К внутренним лагам относят:

1)лаг распознавания;

2)1)лаг принятия решения;

Лаг реализации решения.

Лаг распознавания – это период времени от момента шока до того момента, когда лицо принимающее решения осознает, что шок произошел. Этот лаг может отсутствовать (или быть отрицательным) в случае, если шок был заранее спрогнозирован. Например, мы можем прогнозировать сезонные колебания спроса (предложения) и предпринимать действия еще до того, как шок произошел.

Лаг принятия решения связан с временем, необходимым для прогнозирования последствий шок и выработки соответствующего решения. Наконец, требуется время для принятия решения. Например, чтобы изменить налоговую политику требуется выработать соответствующий закон и получить его одобрение в законодательных органах.

Второй тип лагов связан с воздействием экономической политики на экономику. Этот лаг носит название внешнего лага или лага воздействия. После того, как решение принято и реализовано, внесенные изменения начинают постепенно воздействовать на экономику. Внешний лаг отличается от внутренних лагов тем, что это не столько время до того, как экономика начнет реагировать на те или иные изменения, сколько период в течении которого экономика реагирует на изменившиеся условия.

Ожидания и реакция экономики.Проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической политики. Когда в политике правительства и Национального банкапроисходят изменения, то меняются и ожидания и поведение экономических агентов.

Для того чтобы эффективно управлять экономикой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для расчетов достаточно сложные экономические модели. Уравнения моделей должны изменяться в соответствии с изменениями в политике.

Однако обратное воздействие политики на формирование ожиданий очень сложно формализовать и просчитать. Поэтому любые макроэкономические модели в известной мере несовершенны и Р. Лукас критически оценивает их использование для оценки эффективности экономической политики. В самом общем виде содержание критики Лукаса сводится к тому, что традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.

Это особенно существенно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и разработок стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидаемой инфляции может быть рассчитан как сумма всех темпов инфляции прошлых лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характеризующем удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего:

Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru

ожидаемая адаптивный рациональный

инфляция (инерционный) компонент

компонент

где Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru - уровень инфляции прошлого года;

Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru - уровень инфляции двухгодичной давности;

Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru - уровень инфляции трехлетней давности и т.д.

Уравнение ожидаемой инфляции является составной частью общей модели равновесия «AD–AS». Внешними переменными модели являются государственные расходы, налоги, предложениеденег, ценовой шок. В результате решения модели выводятся вероятностные значения уровней занятости, объема производства, безработицы, инфляции, которые могут служить ориентирами для разработки альтернативных стратегий макроэкономической стабилизации.

При длительной инфляции экономические агенты перестают заблуждаться относительно последствий фискальной и кредитно-денежной экспансии. Они больше интересуются экономической информацией, быстро распознают цели и прогнозируют результаты действий политиков, что позволяет избежать былых ошибок при выработке своих решений. Это означает, что инерционная составляющая ожидаемой инфляции постепенно уменьшается и со временем исчезает вообще. Одновременно возрастает рациональный компонент ожидаемой инфляции, связанный с изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наиболее трудно количественно оценить, а это означает, что результаты решения модели AD-AS не смогут оказаться абсолютно достоверными, что осложняет выбор мер экономической стабилизации.

Реализуя ту или иную стабилизационную политику, лицам, принимающим решеправительствуния важно оценить, как сильно среагирует экономика, то есть, какова будет величина мультипликатора данной политики.

С этой точки зрения возникает две следующие проблемы:

–. Первая проблема состоит в неопределенностьи мультипликатора экономической политики. В силу неопределенности мультипликатора правительство не может точно оценить эффект от проводимой экономической политики..

– Вторая проблема связана с эконометрическимие моделями построения прогнозов, которых строятся на основе оценок за прошлыяе периоды, а эти оценки не учитывают, что предлагаемые изменения в экономической политики влияют на ожидания экономических агентов, а ожидания влияют на мультипликатор. Если с помощью этих моделей мы пытаемся предсказать, как экономическое равновесие отреагирует на то или иное изменение в экономической политике, то мы можем получить некорректные оценки. Это связано с тем, что проводимая политика при рациональных ожиданиях найдет отражение в ожиданиях экономических агентов, а значит те величины мультипликаторов, которые мы используем при построении прогноза, могут измениться вслед за изменением ожиданий индивидуумов. Рассуждение о неадекватности эконометрических прогнозов, не учитывающих изменения в ожиданиях агентов, в экономической литературе известно под названием «критика Лукаса».

– проблема непоследовательности во времени. Суть проблемы состоит в том, что правительство объявляет о проведении некоторой политики, которую считает наилучшей, затем частный сектор делает свой выбор относительно инвестиций и потребления, принимая во внимание политику, которую собирается проводить государство. Когда же частный сектор сделал свой выбор, то государство может найти выгодным отклонение от ранее объявленной политики.

Примером динамической непоследовательности фискальной политики может быть следующие действия правительства:

— для стимулирования инвестиционной активности правительство объявляет об освобождении доходов на капитал от налогообложения. Но, после того как капитал уже инвестирован, оно оказывается заинтересованным в отказе от своих обещаний, так как налоги на уже функционирующий капитал не подрывают экономических стимулов;

— правительство обещает сурово наказывать тех, кто уклоняется от уплаты налогов. Однако, после того как уклонение уже произошло и обнаружено, правительство может прибегнуть к налоговой амнистии, благодаря которой виновные смогут избежать тюремного заключения при условии выплаты ими всех налогов.

Можно проиллюстрировать данную проблему и на примере борьбы с инфляцией.Проблема неопределенности мультипликатора.

Проиллюстрируем, насколько важна проблема неопределенности мультипликатора на следующем примере. Предположим, что влияние монетарной политики на экономику может быть описано простым соотношением вида: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru где Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru - мультипликатор монетарной политики, Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru . – количество денег, а Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru - выпуск. Будем считать, что, выбирая экономическую политику, общество стремится минимизировать отклонения от выпуска при полной занятости ( Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru ): Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru . Подставляем в функцию потерь выражение для выпуска через денежную массу и мультипликатор и минимизируем потери, выбирая М. Условие первого порядка имеет вид: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru , откуда находим, что Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru , а потери при этом будут равны нулю. Итак, если, к примеру мультипликатор равен 1, то Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru Теперь обратимся к ситуации, когда величина мультипликатора точно не известна, но возможны два исхода: с вероятностью ½ мультипликатор будет равен 1,5 и с вероятностью ½ мультипликатор будет равняться 0,5. Это означает, что ожидаемая величина мультипликатора равна единице ( Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru ). Если мы формируем монетарную политику, основываясь на ожидаемом значении мультипликатора, то, как и в предыдущем случае, где мультипликатор был равен единице с определенностью, мы выберем Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru Если в действительности мультипликатор окажется равным 1,5, то потери общества будут равны Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru . Если же мультипликатор будет равен 0,5, то потери составят: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru , а ожидаемые потери будут равны Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

На самом деле, мы могли бы достичь лучшего результата, если бы минимизировали ожидаемые потери: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

В этом случае условие первого порядка имеет вид: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru , откуда находим Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru или Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru . В результате потери общества составят Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru , что еньше, чем при использовании ожидаемого мультипликатора.

Ожидания и оценка эффекта макроэкономической политики.

Как мы видели, в силу неопределенности мультипликатора правительство не может точно оценить эффект от проводимой экономической политики. На практике для оценки эффекта проводимой политики правительство прибегает к помощи эконометрических моделей. Однако большинство эконометрических моделей используют оценки параметров, построенные на основе данных за предыдущие периоды. Если с помощью этих моделей мы пытаемся предсказать, как экономическое равновесие отреагирует на то или иное изменение в экономической политике, то мы можем получить некорректные оценки. Это связано с тем, что проводимая политика при рациональных ожиданиях найдет отражение в ожиданиях экономических агентов, а значит те величины мультипликаторов, которые мы используем при построении прогноза, могут измениться вслед за изменением ожиданий индивидуумов. Приведенные выше рассуждение о неадекватности эконометрических прогнозов, не учитывающих изменения в ожиданиях агентов, в экономической литературе известно под названием «критика Лукаса».

Проясним смысл критики Лукаса на следующем примере. Рассмотрим модель совокупного спроса- совокупного предложения, где кривая совокупного спроса получена из уравнения количественной теории денег, а кривая совокупного предложения представлена кривой предложения Лукаса.

Итак, пусть кривая совокупного спроса в терминах логарифмов имеет вид: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru . Прологарифмировав кривую совокупного спроса Лукаса: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru получим: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

Итак, равновесие в экономике определяется равенством совокупного спроса и совокупного предложения: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru , откуда находим равновесный вектор цен и равновесный выпуск:

(1) Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

(2)(1) Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

Проиллюстрируем, как прогноз, основанный на уравнениях (1-2), может привести к некорректной оценке, если не принимаются во внимание изменение ожиданий. Итак, предположим, что Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru и при этом ожидаемый уровень цен равен Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru . Подставляя эти параметры в (1) и (2), находим:

Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru и Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

Таким образом, получается, что, закладывая первоначально ожидания уровня цен Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru , мы прогнозируем, что уровень цен будет равен 5. Подобный подход к построению прогнозов очевидно не рационален, поскольку предполагает, что экономические агенты имеют ожидания, не совместимые с моделью. Согласно концепции рациональных ожиданий ожидания должны быть согласованы с моделью, что в рассматриваемом нами примере означает, что Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru и, подставляя в уравнение (1), находим:

(3)(1) Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru или Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru ,

что в частности для вышерассмотренного примера означает, что агенты будут ожидать Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

Из правила формирования ожиданий (3), в частности, следует, что, если правительство решит изменить денежную массу, то это найдет непосредственное отражение в ожиданиях экономических агентов.

Дискреционная политика: проблема временной несогласованности.

Помимо описанных выше проблем, связанных с лагами и неопределенностью мультипликатора, дискреционная политика приводит к проблеме несогласованности во времени. Суть проблемы состоит в том, что правительство объявляет о проведении некоторой политики, которую считает наилучшей, затем частный сектор делает свой выбор относительно инвестиций и потребления, принимая во внимание политику, которую собирается проводить государство. Когда же частный сектор сделал свой выбор, то государство может найти выгодным отклонение от ранее объявленной политики.

Рассмотрим проблему несогласованности выбора на примере Барро-Гордона (1983). Будем считать, что общество минимизирует следующую функцию потерь:

(4)(1) Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru ,

где Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru - выпуск (логарифм выпуска) при полной занятости. Выражение Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru можно интерпретировать, как целевой уровень выпуска. Итак, мы будем считать, что лицо принимающее решения имеет те же предпочтения, что и общество и минимизирует вышеописанную функцию потерь, то есть стремится минимизировать инфляцию и отклонения от целевого выпуска. Параметр Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru в функции потерь отражает вес, который придает обществу проблеме инфляции, относительно проблеме отклонения выпуска от целевого уровня. Тот факт, что коэффициент Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru считается большим единицы, является принципиальным. Объясняется это предположение тем, что искажения, вызываемые налогами или несовершенной конкуренцией, приводят к «занижению» уровня выпуска при полной занятости.

Будем считать, что власти минимизируют потери (1), выбирая уровень инфляции, хотя на самом деле выбирается не уровень инфляции, а кредитно-денежная или фискальная политика, т.е. в последующем анализе мы будем считать, что инфляция находится под полным контролем властей. Как мы знаем, инфляция в краткосрочном периоде тесно связана с уровнем выпуска, и эта зависимость описывается функцией предложения Лукаса, которую мы рассматривали в ранее Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru . Перепишем функцию предложения Лукаса в терминах логарифмов: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru

(5)(1) Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru ,

где Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru - ожидаемый темп инфляции. Таким образом, выпуск может превышать выпуск при полной занятости, если темп инфляции выше, чем ожидавшийся.

В долгосрочном периоде, как мы знаем, кривая предложения вертикальна, поскольку нет проблемы асимметриичной информации, то есть выпуск объем производства всегда соответствует уровню полной занятости, а потому минимизация издержек общества означает выбор нулевого уровня инфляции. Однако, если лицо принимающее решенияправительство объявит о следовании политики выпуска при полной занятости и нулевой инфляции, то несмотря на оптимальность этой политики с точки зрения долгосрочного периода, в краткосрочном периоде у него появится стимул отклониться от этой политики.

Покажем, что это действительно так, рассмотрев следующую игру, в которой участвуют две стороны: население и лицо принимающее решения (ЛПР). Итак, вВзаимодействие осуществляется в несколько этапов.

1) На первом этапе ЛПР правительство объявляет о том, какую экономическую политику намерены осуществлять власти, то есть, объявляет некий целевой уровень инфляции (например, нулевой уровень).

2) На втором этапе, населения, принимая во внимание намерения властей, формируют свои ожидания относительно уровня инфляции ( Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru ), причем будем считать, что население имеет рациональные ожидания. Формируя свой выбор, население принимает во внимание связь между инфляцией и выпуском, описываемую кривой краткосрочного предложения (2).

3)1) ЛПР Правительство выбирает и реализует наилучший вариант экономической политики, то есть, уровень инфляции, который минимизирует издержки (1) при ограничении (2) при заданных ожиданиях населения, то есть положение краткосрочной кривой предложения теперь зафиксировано на уровне, соответствующем сформированными населением ожиданиями.

3)

Таким образом, мы имеем дело с динамической игрой, поэтому в качестве концепции решения будем пользоваться концепцией равновесия по Нэшу, совершенного по отношению к подыграм. Такое равновесие может быть найдено методом обратной индукции, то есть, рассматривая игру с конца, мы будем на каждом шаге искать наилучшие стратегии для игроков.

Итак, начнем поиск равновесия с третьего шага, то есть при данных ожиданиях населения найдем наилучший с точки зрения ЛПР уровень инфляции, решая следующую задачу:

Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru

Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

Подставив Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru из ограничения в целевую функцию, получим задачу безусловной минимизации:

(6) Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

Условие первого порядка для этой задачи имеет вид:

(7) Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru ,

а условие второго порядка выполнено автоматически в силу выпуклости функции относительно Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru . Преобразовав условие (7), находим, что:

(8) Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

В силу рациональных ожиданий население выбирает ожидаемый уровень инфляции, который соответствует данной модели, т.е. Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru . Подставляя вместо Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru ожидаемый уровень инфляции в условие (8), мы находим Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru :

(9) Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru ,

где Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru - обозначение для равновесного темпа инфляции при дискреционной политике. Итак, единственный равновесный уровень инфляции в данной модели описывается условием (9), то есть, это тот уровень, который, будучи объявлен на первом шаге, не создает в дальнейшем стимулов к отклонению, то есть, в действительности и будет реализован. Заметим, что это означает, что в действительности инфляция будет положительной. Кроме того, чем больше коэффициент Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru (то есть, чем более пологая краткосрочная кривая предложения) и чем меньше коэффициент Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru в функции потерь (относительная важность проблемы инфляции для общества), тем выше в результате будет инфляция. Подставив значение инфляции (9) в функцию потерь (6), мы найдем величину потерь при дискреционной политике ( Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru ):

(10)(1) Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

Таким образом, мы видим, что Ростувеличение параметра Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru отражающего значение, которое придается обществом проблеме инфляции, относительно проблемы отклонения объема производства от заданного уровня, снижает величину потерь при дискреционной политике, хотя и увеличивает вес потерь от инфляции. Это объясняется тем, что с ростом данного параметра Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru падает равновесный уровень инфляции и этого оказывается достаточно, чтобы перевесить прямой эффект от увеличения общественной значимости инфляционных потерь в общих потерях.

Сравним величину равновесных потерь при дискреционной политике с величиной потерь в случае, если бы государство смогло убедить общество в своем намерении установить нулевой уровень инфляции и действительно реализовало бы эти намерения. В этом случае: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru и потери составили бы: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru . Сравнивая Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru и Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru , мы находим, что Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru , то есть, равновесный уровень потерь при дискреционной политике не является минимальным. Проблема в том, что нулевой темп инфляции приводит к меньшим потерям, но не может быть равновесием в рассмотренной игре, поскольку обещание государства следовать нулевой инфляции в глазах населения не выглядит правдободобным. Действительно, если население поверит государству, и будет ожидать нулевой уровень инфляции, то согласно условию (8) государству будет выгодно отклониться от стратегии нулевой инфляции и выбрать положительный темп инфляции:

(11)(1) Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru .

Таким образом, государство сталкивается с проблемой, называемой проблемой несогласованности во времени: государству выгоден нулевой уровень инфляции, но, когда приходит время выбирать вариант экономической политики, то государство находит оптимальным отклониться от стратегии нулевой инфляции.

Эту проблему можно проиллюстрировать графически (смотри рис.20.42). Общество предпочитает находиться в точке А с нулевой инфляцией и полной занятостью. В точке А правительство обещает, а общество, соответственно, ожидает нулевую инфляцию. В результате экономика будет в краткосрочном периоде находится на кривой совокупного спроса, проходящей через точки А и В. Предположим, что экономика действительно оказалась в точке А, тогда у правительства возникает желание, допустив небольшую инфляцию, добиться выпускаобъема производства, превышающего уровень полной занятости, то есть сдвинуться в точку В, где предельные потери от инфляции равны предельной выгоде от увеличенияроста выпускапроизводства. В точке В инфляция будет положительна, то есть, превысит ожидавшуюся и, в результате, кривая краткосрочного предложения сдвинется вверх, а экономика переместится в точку С, где инфляция окажется выше, чем в исходной точке А, а выпускобъем производства –- прежний. Правительство обещает вернуться в точку А, но все осознают, что у правительства нет стимулов придерживаться этого обещания, поэтому общество не меняет своих ожиданий относительно инфляции и экономика остается в точке С.

Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru

Рис. 20.42. Иллюстрация проблемы несогласованности во времени при дискреционной политике

Проведение стабилизационной политики также осложняется тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. Эти сложности макроэкономического прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих предсказать динамику основных показателей экономического развития. Индекс опережающих индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики. Он включает в себя следующие показатели:

1. Средняя продолжительность рабочей недели. Сокращение в длительности рабочей недели указывает на возможное сокращение в будущем объема ВВП.

2. Первичные заявки на получение страховки по безработице. Увеличение числа первичных требований на получение пособия связано с падающим уровнем занятости и производства.

3. Новые заказы на поставку потребительских товаров. Сокращение числа таких заказов предшествует сокращению ВВП.

4. Цены рынка акций. Снижение цен акций является отражением ожидаемого сокращения продаж корпораций и падения объема прибыли, а также вызывает сокращение потребительских расходов и делает выпуск новых акций менее привлекательным для фирм, что может вызвать падение ВВП.

5. Контракты и заказы на новые машины и оборудование. Сокращение объема заказов на производственное оборудование и другие инвестиционные товары означает сокращение в будущем объема ВВП.

6. Число лицензий на строительство жилья. Сокращение этого показателя предшествует сокращению инвестиций и ВВП.

7. Выполнение заказов на поставки материалов и комплектующих изделий. Улучшение деятельности торговых предприятий по своевременной поставке покупателям материалов и комплектующих изделий свидетельствует о сокращении спроса со стороны сектора «бизнес» и о потенциально снижающемся ВВП.

8. Изменение портфеля заказов на товары длительного пользования. Сокращение объема портфеля заказов свидетельствует о сокращении совокупного спроса и последующем снижении ВВП.

9. Изменение цен па некоторые виды сырья. Снижение цен на сырье нередко предшествует падению объема ВВП.

10. Предложение денег. Сокращение предложения денег в соответствии с моделью монетаристов ассоциируется с будущим падением ВВП.

11. Индекс потребительских ожиданий. Падение доверия потребителей, характеризуемое этим индексом, предвещает сокращение потребительских расходов и ВВП.

Если на протяжении трех месяцев подряд идет сокращение ли повышение этого средневзвешенного индекса, то это означает, что экономика в целом будет развиваться в том же направлении. Однако данный индекс не является безукоризненным барометром экономической конъюнктуры и не гарантирует от «ошибок» при проведении макроэкономической политики.

Еще одним критическим аргументом против дискреционной политики является возможность оппортунистического поведения лиц, принимающих решения. Они могут,

во-первых, быть некомпетентны;

во-вторых, преследовать собственные интересы в ущерб общественным;

в-третьих, проводить политику, направленную на сохранение политической власти, не заботясь об экономических последствиях.

При изучении эмпирических фактов, относящихся к циклическому поведению экономики, многие экономисты обращали внимание на тот факт, что большинству современных циклов, как правило, предшествовали значительные изменения количества денег в обращении. Поэтому в ряде современных теорий как вероятный источник циклических колебаний часто рассматривается кредитно-денежная политика. Частые колебания в денежной политике некоторые экономисты объясняют сменой политических ориентиров выборных высших органов власти. Они утверждают, что большинство политиков пытаются повлиять на экономическую активность в надежде завоевать популярность и обеспечить себе повторную победу на новых выборах. В их арсенале кредитно-денежная политика, реализующая выбор между инфляцией и безработицей как основными макроэкономическими ориентирами (кривая Филлипса). Если перед выборами основной проблемой является безработица, то проводится стимулирующая кредитно-денежная политика; если инфляция. В описанном примере экономические циклы возникают благодаря нерациональности избирателей и оппортунистическому поведению политиков.

Подробнее влияние политических циклов на развитие экономики рассмотрено в курсе микроэкономики.

7.

Подходы к решению проблемы несогласованности во времени.

1.Приобретение репутации.

Одним из вариантов решения проблемы могло бы служить приобретение государством репутации агента, поддерживающего нулевую инфляцию. В этом случае появился бы стимул продолжать политику нулевой инфляции для поддержания сложившейся репутации. Формально можно продемонстрировать это решения, перейдя от статической игры к повторяющейся игре. Действительно проблема выбора экономической политики возникает перед государством не только сегодня (в текущем периоде), но с ней придется иметь дело и во все последующие периоды. Перейдем к многопериодной модели с бесконечным временным горизонтом. Тогда власти минимизируют следующую функцию приведенных потерь: Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru , где Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru а Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru -дисконтирующий множитель ( Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru ). Предположим, что, если государство придерживалось до настоящего момента времени нулевой инфляции, то население ожидает, что государство будет следовать этой политике и в дальнейшем. Если же государство в какой-то момент отклонилось от политики нулевой инфляции, то его репутация приверженности нулевой инфляции теряется навсегда, и игроки переключаются на равновесные стратегии в статической игре. Таким образом, отклоняясь от нулевой инфляции, государство получает однопериодный выигрыш, но затем несет убытки во все последующие периоды в силу возвращения к инфляции при дискреционной политике. Обозначив однопериодные потери общества в момент отклонения через Проблемы проведения политики стабилизации - student2.ru , мы можем проиллюстрировать ситуацию с помощью следующей таблицы.

Нам нужно сопоставить приведенные потери общества в случае, если государство придерживается нулевой инфляции с приведенными потерями при отклонении в некоторый момент времени t. Заметим, что потери до момента t в каждом периоде совпадали, поэтому можно начинать сравнение лишь с периода t. Наша задача найти условия, при которых государство сочтет отклонение невыгодным, то есть, при котором выигрыш в период отклонения будет меньше, чем издержки, связанные с ростом потерь в последующие периоды. Это условие может быть найдено из следующего неравенства: