Основные черты и особенности формирования финансовой системы России. Проблемы финансовой стабилизации.

Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом СССР. До 1991 г. она включала финансы: общегосударственные (госбюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит); финансы материального производства; финансы непроизводственной сферы. Госбюджет СССР объединял союзный бюджет, госбюджеты союзных республик, госбюджет социального страхования. Союзный бюджет составлял более 50% общего объема ресурсов госбюджета, в распоряжении бюджетов республик находилось около 35%, менее 15% – в местных бюджетах.

Современная финансовая системы РФ состоит в целом из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов; финансов хозяйствующих субъектов.

История развития отечественной финансовой системы, как и экономики в целом, показывает, что критерии её эффективности зачастую были не удачными, вследствие неверной постановки задач, что не могло не привести к системному кризису 1998 года. Например, в начале 90-х гг. ставилась задача поиска оптимальных источников финансирования дефицита бюджета, а к ним относили выпуск государственных ценных бумаг в отличие от займов Минфина РФ в Центробанке в предыдущие годы. Бумаги стали выпускать, начиная с 1993г., но при этом никто не компенсировал отвлечение средств из реального сектора экономики. Напротив, расходы федерального бюджета на финансирование народного хозяйства снижались все годы, в течение которых осуществлялся выпуск государственных ценных бумаг.

В результате, в такой важной сфере финансовой системы, как «Финансы хозяйствующих субъектов» наблюдался рост числа убыточных организаций, снижение объёмов производства, рост недоимки по платежам в бюджет. Отвлечение ресурсов из реального сектора экономики не было компенсировано ни увеличением объёмов государственного финансирования, ни льготным налогообложением, ни созданием возможностей для более широкого использования банковских кредитов.

Восстановление российских финансовых рынков после системного кризиса в августе 1998г. произошло лишь в 2002г. – основные рыночные показатели именно тогда достигли предкризисных уровней. Состояние национальной экономики, в первую очередь реального сектора, выдвинуло уже новые, более высокие требования к российской банковской системе и финансовым рынкам – с точки зрения формирования сбережений основных экономических агентов, возможностей банковской системы предоставлять кредиты (средне- и долгосрочные) предприятиям реального сектора, эффективности функционирования финансовых рынков, в том числе и с позиции регулирования процентных ставок в экономике.

Следствием стабилизации экономики стал увеличивающийся сальдированный финансовый результат организаций. При этом доля чистой прибыли, являющейся сегодня одним из двух основных источников финансирования инвестиций, в ВВП в среднем за 2000-е гг. составляла всего немногим более 10%, тогда как доходы федерального бюджета составляли более 20% ВВП. Темпы роста доли доходов в ВВП такого базового звена финансовой системы, как финансы предприятий, должны быть хотя бы такими же, как у государственных финансов. Плачевное состояние основных фондов во многих отраслях требует 7-10 трлн. руб. ежегодных инвестиций в основной капитал

Финансовая стабилизация – комплекс мер финансовой политики, направленный на преодоление дефицита государственного бюджета, высокой инфляции и гиперинфляции.

В стране продолжается финансовая стабилизация, продолжаются реформы, в том числе реформы финансовой системы. Для реформирования финансовой системы в целях финансовой стабилизации в России необходимо решить следующие проблемы:

-недостаточные темпы развития экономики;

-диспропорции развития экономической системы;

-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др

Чтобы обуздать инфляцию, надо сократить дефицит госбюджета, для этого можно принять следующие меры:

– резко урезать расходы бюджета, сократив расходы на оборону, на социальные пособия, на выплаты бюджетникам;

– ввести новые налоги или повысить имеющиеся, чтобы повысить доходы бюджета;

– занять средства на внутреннем и/или внешних рынках для неэмиссионного покрытия дефицита бюджета.

Наши рекомендации