Налоги в системе бюджетно-налоговой политики

Под бюджетно-налоговой политикой понимается изменение доходов и расходов государства в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики. Она осуществляется через государственные финансы, являющиеся частью финансовой системы страны. Под финансовой системой понимается совокупность экономических отношений, проявляющаяся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в народном хозяйстве. Под финансовыми ресурсами понимают доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами. В широком смысле к финансовым ресурсам относят и кредитные ресурсы банков. Разница между ними заключается в том, что финансовая система в узком смысле понятия осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозмездно и безвозвратно, а кредитная система - это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и за плату.

Вся совокупность финансовых ресурсов делится на централизованные (общегосударственные), которые концентрируются в госбюджете и во внебюджетных централизованных фондах, и децентрализованные, представленные финансовыми ресурсами предприятий и организаций.

Проводя бюджетно-налоговую политику государство может ставить следующие цели:

а) борьба с безработицей;

б) стабилизация экономического роста;

в) борьба с инфляцией;

г) осуществление структурных сдвигов в экономике;

д) перераспределение доходов в обществе с целью реализации принципа социальной справедливости;

е) стимулирование территориального размещения производства;

ж) воздействие на состояния платежного баланса.

Основными параметрами макроэкономическогорегулирования в большинстве стран являются:

· доля налоговых изъятий в ВВП;

· доля налогов в личных доходах и прибыли;

· доля налогов в объеме продаж потребительских товаров;

· доля налогов в объеме внешнеторговой деятельности;

· социальные отчисления;

· уровень налогообложения недвижимости, доходов по акциям, экологических загрязнений;

· льготы по государственным приоритетам.

Именно эти параметры позволяют регулировать макроэкономические показатели, имеющие стабилизационное воздействие: потребительский спрос, инвестиции, экспорт, НТП, социальные расходы, затраты на охрану окружающей среды и другие.

В неоклассической теории фискальная политика рассматривается как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций. В данной точке зрения неоклассики опираются на идею Д.Рикардо о том, что инструменты бюджетно-налоговой политики только перераспределяют имеющиеся в стране финансовые ресурсы и не могут оказать воздействия на реальные процессы в экономике.

Кейнсианство рассматривает фискальную политику как основной инструмент воздействия на совокупный спрос и через него на реальные процессы в экономике.

Источником доходов государственного бюджета являются налоги. Под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня государственной власти установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законом. В любой стране создается налоговая система – совокупность налогов, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость товаров, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законом.

При установлении налогов возникают такие понятия как налоговое бремя, налоговая база, налоговые льготы.

Налоговое бремя – величина суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, уровнем доходов.

Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.

Налоговая льгота – основной инструмент оперативного использования налоговой системы. Существуют следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога;

- понижение ставок налога;

- вычет налоговой базы;

- налоговый кредит;

Налогообложение в любой стране должно строиться на учете следующих принципов:

1) учет возможностей налогоплательщика;

2) обязательность;

3) простота и удобство расчетов;

4) однократность налогообложения;

5) гибкость налоговой системы;

6) эффективность с точки зрения перераспределения средств.

Налоги выполняют следующие функции

1) фискальная, которая означает, что за счет налогов обеспечивается финансирование государственного бюджета;

2) социальная функция, которая заключается в поддержании равновесия в обществе;

3) регулирующая функция, проявляется в том, что государство с помощью налогов воздействует на состояние экономики;

4) контрольная, так как позволяет контролировать деятельность фирм, распределение и использование финансовых и других ресурсов;

5) распределительная, т.е. с помощью налогов можно перемещать финансовые ресурсы между отраслями, регионами, социальными группами, организационными структурами;

6) стимулирующая, т.е. через налоговые льготы и дифференциацию ставок налогов государство может поощрять развитие определенных отраслей, производств, видов продукции, регионов страны.

Различают две группы налогов: прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы и факторы производства, косвенные – налоги на товары и услуги.

Прямые налоги строятся по прогрессивной шкале. К прямым налогам относят налог на прибыль, зарплату, на дивиденды. Эти налоги выполняют функцию стабилизаторов конъюнктуры, так как в период кризиса поступления от них автоматически снижаются, а в условиях подъема – растут. Прямые налоги непосредственно вносят и выплачивают налогоплательщики.

Косвенными налогами являются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз и т.д. Они выплачиваются при реализации товаров покупателями, так как представляют собой надбавку к цене, а вносятся в бюджет продавцами или производителями товаров. Косвенные налоги, как правило, носят регрессивный характер, так как изымают у бедных слоев большую часть их дохода, чем у богатых. Косвенные налоги, выполняют, прежде всего, фискальную функцию. Они позволяют расширить базу налогообложения, так как их бремя переносится практически на всех конечных потребителей.

Рассматривая налоги, следует различать налоги, устанавливаемые центральными и местными органами власти. Республиканские налоги устанавливает высший законодательный орган страны. Местные налоги устанавливают местные органы власти в пределах своей компетенции. Часть республиканских налогов поступает в местный бюджет для решения местных задач.

Налогообложение бывает прогрессивное, когда ставка налога увеличивается быстрее, чем растет доход и регрессивным, когда сумма налога увеличивается меньше, чем величина дохода; пропорциональное предполагает одинаковое изменение дохода и налога.

В экономической теории существует понятие кривой Лаффера, которая увязывает ставку налога и объем средств, который поступает в государственный бюджет (Рис. 20.5). Выступая за сокращение государственных расходов, представители неоклассического направления требуют снижения налогов, объясняя это с помощью кривой Лаффера. Такая зависимость объясняется тем, что первоначально рост ставки налога приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны. Однако, достигнув максимального значения при оптимальном уровне налогообложения, доходы бюджета начнут сокращаться, т.к. дальнейшее увеличение ставки налога приведет:

а) к формированию теневой экономики за счет сокрытия деятельности от налоговых служб;

б) прекращению деятельности фирмами ввиду ее неэффективности.

Общепринятым является утверждение, что оптимальная ставка налога существует на уровне 30-35%.

Идея о том, что снижение налоговых ставок ведет к росту государственных доходов, играет решающую роль в теории предложения. Сокращение налогов в краткосрочном периоде приводит к росту доходов госбюджета в долгосрочном в результате роста накопления, инвестиций и экономического подъема в стране. По мнению Дж.Бьюкенена и других экономистов существует краткосрочная и долгосрочная кривая Лаффера. Долгосрочным периодом считается период времени, которого достаточно для приспособления налогоплательщиков к любому изменению ставки налога. Кривая Лаффера долгосрочного периода более пологая, чем краткосрочного, а это означает, что для долгосрочного периода максимальная ставка налога ниже, чем в краткосрочном периоде. Поэтому ставку налога долгосрочного периода и следует сокращать, что обеспечит дополнительные налоговые поступления, но правительство этому будет сопротивляться, так как сокращаются поступления налогов в краткосрочном периоде.

Налоги в системе бюджетно-налоговой политики - student2.ru

Налоги в системе бюджетно-налоговой политики - student2.ru

Рис.20.53 Кривая Лаффера

В области государственного регулирования экономики представители экономики предложения выступали за то, чтобы государственная политика носила долгосрочный характер с упором на стимулирование совокупного предложения товаров, услуг и капитала. Предлагали провести налоговую реформу с целью снижения уровня налогообложения, сократить расходы государства, соблюдать бездефицитный госбюджет. Логика рассуждений следующая:

1) Снижение ставки налога на доходы от собственности ведет к росту склонности к сбережениям за счет текущего потребления, увеличивает предложение ссудного капитала и снижает ставку процента, что способствует оживлению инвестиционной активности.

2) Снижение налога на прибыль корпораций, введение налоговых и амортизационных льгот стимулирует инвестиционный процесс двумя путями:

а) увеличивается уровень выплачиваемых дивидендов, что повышает рыночную стоимость активов и способствует привлечению внешних источников финансирования;

б) создается дополнительный источник внутренних ресурсов накопления.

3) Сокращение налогов на доходы собственников труда способствует росту предложения рабочей силы, что позволяет:

а) обеспечить процесс накопления капитала необходимым приростом труда;

б) сократить расходы государства на социальные выплаты, так как рост производительности труда приведет к росту заработной платы в национальном доходе, росту уровня жизни населения.

Такая зависимость объясняется тем, что первоначально рост ставки налога приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны. Однако, достигнув максимального значения при оптимальном уровне налогообложения, доходы бюджета начнут сокращаться, т.к. дальнейшее увеличение ставки налога приведет:

а)к формированию теневой экономики за счет сокрытия деятельности от налоговых служб;

б)а)прекращению деятельности фирмами ввиду ее неэффективности.

Общепринятым является утверждение, что оптимальная ставка налога существует на уровне 30-35%.

Наши рекомендации