Основные методологические принципы социального прогнозирования
Концепция прогнозирования и моделирования социальных процессов базируется на нескольких методологических принципах.
Первый методологический принцип — не ограничиваться одной реализовавшейся траекторией цивилизации, государства или этноса, а предполагать «поле возможностей».
Последние достижения науки, в том числе науки управления, позволяют с большой эффективностью разрабатывать вариативные модели социальных систем, путей достижения социального результата.
Стратегия перестройки советского общества была чередой преднамеренных и случайных ошибок, приведших к глубокой дискредитации в обществе не только политики перестройки, но и идей социализма, и привела к системному затяжному кризису. Между тем при взвешенном, научно выверенном подходе к поиску других траекторий развития возможно достижение действительно ожидаемых социальных результатов.
В конце XX в. социал-демократы вошли (или возглавили) правительства почти всех стран Европейского Союза. «Левый переворот» в Великобритании и Германии стал результатом трансформации этих стран; лейборист Тони Блэр стал премьером, а социал-демократ Герхард Шредер — канцлером. В середине 1999 г. они опубликовали совместный документ программного стратегического характера «Европа: третий путь — Новая середина»1. 1 Более подробно см.: Социал-демократия перед лицом глобальных проблем. — М., 2000. – с. 20.
Как когда-то в «Манифесте коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, в этой декларации анализируется грядущее глобальное общество, делается попытка определить «третий путь» между олигархическим капитализмом и тотальным социализмом и обосновать новые возможности средних слоев современного общества.
Французские социалисты подчеркивали в декларации «На пути к более справедливому миру», что в современных условиях «капитализм выступает иррациональной силой, которая марширует, но не знает, куда именно, увеличивая неравенство между нациями и внутри их, маргинализируя многие общества»1. В этой связи тот «третий путь», который выбрал Китай, вселяет определенные надежды на возможность использования капитализма в целях достижения — совместно с коммунистической ориентацией общества -социальной справедливости.
Второй методологический принцип - признание превалирующей роли в социальном развитии субъективного фактора, т.е. разумной, целенаправленной деятельности людей, опирающейся на накопленный научный потенциал и определенные нравственно-этические и моральные ценности. А в связи с этим и признание их способности выбирать, определять ориентиры общественного развития и пути достижения обозначенных целей. Демократизация в качестве наиболее значимой своей функции предполагает более широкое участие народа в решении всех социально значимых проблем.
Сегодня как никогда необходим интегрированный системный анализ общественного развития, позволяющий увидеть и проследить тенденции, ход и динамику социальных процессов, попытаться при этом, во-первых, отделить реальные события от субъективных реакций, эмоций, намерений, предположений; и, во-вторых, выявить роль и значение лидеров в политике, социальной жизни, понимание ими глубины социальных процессов и своих возможностей влиять на ход событий; исследовать идеалы, средства, с помощью которых они предполагают достижение социальных результатов.
Без умения учитывать совокупность ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений не только в данной исследуемой области, но и в смежных областях, когда речь идет о социальных процессах, могут возникать негативные явления, своего рода цепная реакция, которая отрицательно скажется на положении дел в других сферах и на обществе в целом.
Прогнозировать изменения и развитие объективных факторов, действующих в социально-политической области, значительно легче, чем предвидеть роль и действие субъективных факторов, поскольку первые могут быть легче определены, измерены, оценены и учтены, последние же могут быть лишь с той или иной степенью достоверности прослежены в будущем. Исторический опыт свидетельствует как о позитивном, так и негативном влиянии лидеров на ход общественного развития.
Третий методологический принцип прогнозирования — отношение к социально-политической действительности как к объективной реальности.
В качестве объективной реальности может и должна рассматриваться социальная система той или иной страны с характерными для нее социальными, классовыми отношениями. Как объективная реальность могут рассматриваться в прогнозировании и существующая в той или иной стране в определенный период политическая надстройка, государство, вся система социальных отношений.
Для российского общества обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием стало одной из актуальнейших задач как в области теоретических разработок, так и в области практики. Данная проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, сопровождающийся острым кризисом во всех сферах жизни, делает эту задачу особенно актуальной.
Со всей очевидностью выдвигается новая задача — анализировать и учитывать взаимодействие всех факторов жизнедеятельности людей не только на микросоциальном уровне, но и в макросоциальных изменениях. В связи с этим и поиски конструктивного влияния на социальное развитие предполагают необходимость объединения ученых и специалистов-практиков, способных обеспечить системный подход к анализу социальной ситуации и тем более к определению путей позитивного общественного развития.
Отличительной чертой современного мирового социального пространства является его разбалансированностъ, нарастание кризисов и катастроф. И естественно возникает вопрос. «Это норма или аномалия!».
Социальные катаклизмы и конфликты не являются достоянием отдельно взятой страны. Международная общественность, государства мира пришли к выводу, что существующая парадигма развития земной цивилизации является ущербной, гибельной для будущего и нуждается в смене концептуального видения. Принятие Конституции стран Европейского Союза -- подтверждение поисков более гарантированного, стабильного и эффективного развития системы государства.
В России в условиях реформ положение усугубляется тем, что уничтожение ранее сложившихся механизмов социального воспроизводства не привело к созданию новых, отсутствует ясное представление о том, как его организовать, нет концептуального видения дальнейшего развития общества. Поэтому объективно возрастает роль науки. Прогнозированию в этом процессе принадлежит особое место.
Как известно, прогнозирование требует от исследователей высокого профессионализма в решении многих и теоретических, и организационно-практических проблем.
Первый блок проблем связан со сложностью объекта исследования. Исследование социальных процессов невозможно без уточнения таких категорий, как «социальное пространство», «социальный процесс», «социальная ситуация», «социальное развитие», «социальная деятельность», «социальная политика» и др., так как это предопределяет успех научных поисков.
Второй блок проблем связан с тем, что социальное знание предполагает и новые методы достижения социального результата, оптимизации их в соответствии с поставленными целями. В частности, возникает необходимость междисциплинарного научного сотрудничества, своеобразного синтеза знаний, необходимых для исследования социальных процессов и в целом социального развития.
Казалось бы, сама постановка вопроса таким образом не нова. Известно, что специализация, без которой невозможны современные профессиональные достижения в различных областях знания, свидетельствует о развитии, достижения в области естествознания — физики, математики — не подлежат сомнению. Но все это привело к изолированности знаний, к их атомизации, не позволяющей увидеть мир в его единстве. Наука росла, а широта перспектив развития сужалась.
В области общественных наук произошла потеря широкой альтернативы. Мир усилиями определенного круга ученых и политиков предстает в двухтональном изображении: в темном — социалистическая ориентация, в светлом — капиталистический путь развития. В действительности же он многоцветен; форм общественного устройства множество. Нужно только учитывать историко-географические, этно-национальные, традиционно-культурные, нравственно-психологические и другие факторы.
Открытым остается принципиально важный методологический вопрос о назначении исследований: или это выявление отдельных, пусть и важных проблем предстоящего развития и оценка социальных последствий их реализации (разрешения или неразрешенности), т.е. рассмотрение будущего как строго детерминированного состояния, или это рассмотрение будущего как создаваемого человеком и в связи с этим направление исследований на поиск путей достижения будущего.
Будущее при «втором варианте» рассматривается не как нечто уже предрешенное и постепенно раскрывающее себя, а как то, что должно быть создано. Данный «деятельностный» методологический подход к прогнозированию будущего не исключает проектно-социологического подхода по выявлению текущих проблем и их социальных последствий; он синтезирует оба начала, учитывая и детерминированность социальных процессов, и возможность конструирования альтернативных моделей будущего на основе признания важности сознательной деятельности человека, роли политической воли, базирующейся на знании предполагаемого социального развития и целесообразности его достижения.
Концепция переходных периодов разработана в отечественной науке недостаточно и не учитывает сути происходящих социальных изменений в российском обществе. Ныне не просто осуществляется смена одних этапов, отношений, состояний, процессов другими, а фактически продолжается процесс уничтожения существовавших отношений без своевременной их замены на новые.
Формируется новое социальное пространство с во многом иными сущностными характеристиками (социальными институтами, структурами, отношениями и т.п.). Существенно видоизменяются и образуются новые социальные связи как «признаваемые совокупности взаимоотношений между активными индивидами или группами в некоем социальном пространстве» или как «структура периодически воспроизводящихся взаимодействий».
Происходящие трансформации в социальной сфере нашего общества не укладываются в существующие схемы социального объяснения и требуют переосмысления на ином уровне с использованием всего пространства социального информационного поля, включая и процессы морально-нравственного типа. Все это, безусловно, сказывается на состоянии и развитии теории и практики формирования социальной политики, социальной деятельности как на уровне Федерации, так и на региональном уровне. Недооценка теоретической обоснованности социально-политической практики ведет к ошибкам, неэффективной трате сил и средств, а в результате — к усилению социальной напряженности, увеличению негативных последствий.
Ранее существовавшая теоретическая основа анализа социальных процессов базировалась на таких обобщенных субъектах, как «народ», «партия», «класс», «политические и социальные институты» и т.п., ныне акцент переносится на личность, призванную отвечать за собственное жизнеустройство.
С учетом этого коренным образом меняется вся система ценностных ориентации личности и основная задача социальных институтов российского общества, призванных выступать как комплекс учреждений и организаций, соответствующих им формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, а также учреждений и организаций, регулирующих деятельность человека и различных сферах социума и организующих систему социальных ролей и статусов, которая образует собственно социальную систему.
Это лишь некоторый срез сложности предмета анализа, что, в свою очередь, определяет и сложность проблемы выбора методологии и методов исследования. В уточнении нуждаются и сами термины «методология» и «метод».
Мы будем исходить из следующих постулатов:
1) происходит постепенное исчезновение существенных различий между «количественными» и «качественными» методологиями;
2) в каждом случае присутствует «неуниверсальный» характер
любых методологий, часть из которых может доминировать в определенной области, где проявляет себя наиболее адекватно;
3) возрастает ценность мультиметодного анализа социальных проблем.
Существует несколько методологических подходов, применимых к прогнозированию и моделированию социальной деятельности, в том числе функциональный, системный и структурно-функциональный.
Функциональный подход — это рассмотрение отдельных элементов или подсистем системы без учета их существенных взаимосвязей и влияния друг на друга в системе. Системный подход - это функциональный подход, дополненный учетом структуры системы. В известном смысле можно считать, что при функциональном подходе акцент делается на анализе элементов системы, тогда как при системном подходе — на синтезе системы из элементов. При этом практическое использование того или иного методологического подхода при прогнозировании и моделировании социальной деятельности существенное влияние оказывают различные социальные ограничения, как изначально заданные, так и принятые уже в ходе проведения собственно прогнозного социального исследования. В ряде случаев выбор конкретных методологий и методик исследования и моделирования носит субъективный характер, не детерминированный на систематической основе накопленными ранее социальными знаниями. В конечном счете все это ограничивает количество точек зрения на тот или иной социальный феномен ввиду исключения из поля зрения исследователя целого ряда взаимосвязей последнего.
Социальная политика как вид государственного управления является одной из наиболее системных моделей человеческой деятельности. В связи с этим логично предположить, что и метод исследования ее должен быть диалектическим, системным.
Этот тезис можно подкрепить следующими рассуждениями и выводами. В социальной теории и практике имеются проблемы первостепенной важности и второстепенные вопросы. Чем более важна и актуальна социальная проблема, тем сложнее комплекс причин, ее вызвавших. Когда причины сложны, разнообразны и многочисленны, возникает реальная необходимость в их междисциплинарном исследовании на основе системного подхода. Большинство современных социальных инноваций и технологий возникают на стыке различных научных дисциплин и специальностей и носят системный характер. Следует учитывать и то, что социальная деятельность сама по себе является системообразующим фактором.
В специальной литературе существуют различные определения понятия «система», что объясняется широким применением его в Различных областях науки и практики.
В отечественной практике находит применение метод модульного анализа социальных систем, который является расширением структурно-функционального подхода и позволяет более полно и точно описывать, объяснять и прогнозировать строение, функционирование и развитие социальных систем (в том числе социальной политики).
В соответствии с постулатами структурно-функционального подхода любой социальный объект должен изучаться по четырем основаниям:
во-первых, необходимо выявить качественную специфику данного объекта;
во-вторых, установить количество частей, из которых он состоит;
в-третьих, следует изучить отношения между частями (их координацию и субординацию);
в-четвертых, установить ведущую функцию данного объекта, в том числе и функции частей.
Детальная модель выявляет необходимость совместного согласованного определения и решения общих проблем социальной политики, предполагая при этом, что задачи и цели более высокого деятельностного уровня должны функционально включать в себя в той или иной постановке соответствующие задачи и цели, реализуемые более низким иерархическим уровнем в рамках единой модели социальной деятельности. Иными словами, для успешного решения тех или иных социальных проблем необходимо, чтобы разрабатываемая и реализуемая социальная политика государства создавала требуемые условия и возможности эффективного функционирования всех государственных и коммерческих систем и структур социального управления. Инициатива и творчество, новые подходы, формы и методы, конкретный опыт социальной деятельности на местах должны всесторонне анализироваться и учитываться при разработке и корректировке социальной политики, использоваться в качестве определенных отправных точек при подготовке и реализации социальных программ. Все это, вместе взятое, позволяет более полно и всесторонне учесть наиболее характерные особенности процесса моделирования и прогнозирования, а также находить наиболее эффективные методы в рамках системно-функционального подхода.
Перечисленные выше системы отношений обладают определенной степенью устойчивости, стабильности, инерционности, т. е. тенденцией к сохранению постоянства их структуры и связей. Однако в то же время вся эта огромная система, этот сложнейший механизм отношений в целом и в отдельных ее частях непрерывно изменяется, движется, развивается, а потому в различные периоды может характеризоваться различными состояниями, т.е. различными сочетаниями и взаимодействием определяющих ее факторов.
Вся иерархическая система отношений в целом или отдельные ее части могут рассматриваться в плане исследования различных их состояний во времени. Это значит, что наука об отношениях может заниматься, во-первых, изучением процесса смены состояний этой системы в различные периоды в прошлом (это будет подход, который характерен для исторического метода исследования); во-вторых, исследованием современного состояния и механизма действия системы (это будет подход, характерный для структурного анализа современных отношений); в-третьих, изучением предполагаемого состояния структуры и функционирования глобальной системы отношений или входящих в нее подсистем в различные периоды в будущем (это будет не что иное, как научное прогнозирование развития социальных отношений).
Таким образом, прогноз можно определить как формируемый в сознании людей и описываемый или воспроизводимый в соответствующих средствах имитации образ:
а) предположительного, вероятного состояния системы отношений того или иного уровня в определенный период в будущем;
б) предположительной, вероятной направленности и интенсивности действий той или иной национальной общности людей,
социальной группы, класса, партии или отдельных людей, а так
же государства, правительства и учреждений, направленных на
изменение объективной системы социально-экономических, политических и правовых отношений в соответствии со своими интересами.
Иными словами, прогнозирование — это разработка идеального образа состояния, функционирования, направления и тенденций изменения систем в различные периоды в будущем. Объектом такого рода прогнозов могут быть функционирование и развитие различных социальных систем, начиная от глобальной макросистемы общественных отношений и кончая социальными проблемами отдельных стран.
Вот как комментируют системность глобальных проблем современного мира авторы книги «Синергетика и прогнозы будущего»: «Главной причиной и главным проявлением глобальных проблем окружающей среды является бедность. Бесполезно искать пути преодоления этих проблем, если не рассматривать их в широкой перспективе и в связи с такими явлениями, как бедность большей части населения и социальное неравенство, как в пределах каждой отдельной страны, так и между странами... Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию пришла к заключению, что непрерывный экономический рост, как необходимое условие для устранения массовой бедности, возможен лишь в рамках более справедливого международного экономического порядки. Комиссия призвала перейти к новой эре экономического роста — такого, который бы улучшал ресурсную базу, вместо того чтобы разрушать ее. Теперь мы знаем, что рост и развитие необязательно должны сопровождаться ухудшением окружающей среди, что на самом деле благодаря росту можно создать капитал, необходимый для решения экологических проблем»1. 1 Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. — М., 1997. — С. 5.