Концептуальные подходы в прогнозировании

Для российского общества, переживающего острый социаль­но-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение дефективности управления социальными процессами и в этой связи выработка прогнозного видения развития перспектив стали актуальными задачами в области как теоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики, а также важ­нейшими условиями выживания, восстановления и развития.

Ученые и практики, осознав возможность влияния человека на развитие общества, мира в целом, стремятся уточнить соотноше­ние объективных процессов и субъективной роли человеческого воздействия на них. От этого зависит и концептуальное видение будущего, его прогнозирование: или это лишь обозначение раз­вивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влия­ния человека на обозначившиеся тенденции развития.

Отличительной чертой современного мира, несмотря на пред­принимаемые меры и усилия, является его разбалансированность, нарастание экономических, политических, социальных катаклиз­мов. Существующая парадигма развития цивилизации является ущербной, гибельной для будущего и нуждается в замене. Обще­ству нужно решить, какую наиболее гуманную модель развития выбрать, увидеть некую общую картину технологических транс­формаций, движущих сил, культурных последствий. В том числе по-прежнему больше вопросов, чем ответов на самую актуальную проблему: что представляет собой информационное общество, ко­торому якобы нет альтернатив и которое, казалось, призвано раз­решить самые острые социальные вопросы.

В связи с этим представляют интерес основные концеп­ции и гипотезы прогностического характера, зна­чимые для всех регионов и областей человеческой деятельности, сформулированные ведущими учеными Римского клуба и Меж­дународного института прикладных социальных исследований (МИПСИ).

^ Не существует ни одной известной физической или техни­ческой причины, по которой основные потребности населения не могли бы быть удовлетворены в обозримом будущем.

^ Численность населения и объем материальных благ не могут возрастать постоянно, потому что есть пределы.

^ Отсутствует надежная и полная информация о том, в какой степени природные условия могут отвечать потребностям демо­графического роста и экономического развития. (Должной инфор­мации нет, в результате - оптимистичные и пессимистичные взгляды на будущее.)

^ Существующая политика не сулит в ближайшие десятилетия ни желаемого будущего, ни тем более социальной справедливо­сти, создания для людей достойного образа жизни. Она приведет к увеличению пропасти между богатыми и бедными, к проблемам истощения природных богатств и ухудшения экономических ус­ловий.

^ Продолжение современных тенденций едва ли возможно в будущем. В ближайшее будущее социально-экономические систе­мы будут находиться на стадии перехода к некоему состоянию, которое не только количественно, но и качественно будет отли­чаться от существующего.

^ По сравнению с техническими усовершенствованиями пере­стройка социально-экономических, политических систем более эффективна в достижении желаемого будущего.

^ Пространственно-временные связи между народами и стра­нами гораздо сильнее, чем это считается; действия в какой-либо части планеты имеют далеко идущие последствия. Решения долж­ны приниматься в максимально широком контексте с учетом про­странственно-временных факторов с опорой на данные из разных областей знаний.

Исследование этих глобальных проблем является предметом меж­дисциплинарных и международных научных изысканий. Без их про­гнозного видения и осмысления бесперспективна самая энергич­ная практическая деятельность в любой стране, в самых различных аспектах социальной сферы, на всех уровнях управления.

Прогностика — наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах его исследования. В ее задачи входит: изучение прогнозирования как особого научного исследования; обоснова­ние принципов оптимального подбора методов прогнозирования; изучение способов и разработка критериев оценки достоверности прогнозов; выявление роли моделирования в системе прогности­ческих исследований; выработка системы принципов прогнози­рования; анализ профессиональных, организационных, методо­логических, нравственно-этических аспектов прогнозирования. Раз­работка теории и методологии прогностических исследований со­ставляет одну из главных задач прогностики как науки, ставящей своей задачей предусмотреть возможные варианты развития, из­менения тех социальных процессов, событий и явлений, которые обозначены в качестве предмета и объекта анализа.

Методология — это общая система принципов и регулятивов че­ловеческой деятельности, процессов познания и философского обо­снования способов и приемов организации всего многообразия видов человеческой деятельности и учение об этой системе.Основой ее является диалектика, выполняющая эвристическую, аксиологи­ческую, мировоззренческую и ориентирующую функции. Мето­дологический аспект объективно присущ, в принципе, любой деятельности, руководству, управлению, социальной работе в силу органичной и многоплановой взаимосвязи между различными сферами общественной жизни, непрерывного усиления взаимо­действия между ними и динамичного развития и изменения всех социальных процессов.

Наши рекомендации