Сущность, основные виды и принципы политического прогнозирования

Исследование будущего, в том числе анализ, оценка и про­гнозирование политических процессов, получило широкое рас­пространение в западном обществоведении во второй половине

ЕС

XX в. и стало признанным направлением научных изыскании. В отечественной же практике такие исследования проводились в то время в очень ограниченном объеме, так как наука о будущем (футурология) объявлялась буржуазной «лженаукой». В насто­ящее время прогнозирование стало неотъемлемой функцией отечественных социально-гуманитарных наук и частью практи­ческой деятельности людей в различных сферах жизни россий­ского общества.

В самом общем виде прогнозирование - это опережающее определение тенденций развития окружающей человека социаль­ной действительности. Оно является разновидностью интеллек­туальной деятельности людей, одной из основных функций чело­веческого сознания. Главная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущие состояния которых он не знает, но они имеют большое значение для принятия им решений в настоящее время. Поэтому люди и стремятся проникнуть мысленно в это возмож­ное будущее.

Стремление человека предвидеть будущее связано с тем, что всякая будущая ситуация в той или иной мере относительна и практически всегда неопределенна. Поэтому, чтобы снизить уро­вень этой неопределенности и на этой основе выработать опти­мальные модели действии, важно заранее предусмотреть воз­можные варианты развития будущей ситуации.

Прогнозирование (от греч. рго§пош - предвидение, предска­зание) - это научное исследование динамики и перспектив раз­вития социальных процессов и явлений. Его главное предназначе­ние состоит в том, чтобы обеспечить повышение научной обос­нованности и эффективности социального планирования, про­граммирования, проектирования и управления в целом.

Кроме того, прогнозирование - это и процесс разработки прогнозов. Прогноз представляет собой вероятностное научное суждение о возможных перспективах состояния того или иного явления, процесса и (или) альтернативных путях и сроках их осуществления. Суть прогноза заключается в том, что на основе уже имеющейся исходной информации о каком-либо явлении, процессе, событии выводится вторичная научно обоснованная информация о их будущем состоянии. Прогноз - это основанная на расчетах характеристика предстоящих изменений какой-либо сферы, явления, процесса, события в общественной жизни при тех или иных исходных условиях. Основная задача прогноза дать достоверное научное представление о том, «что и как будет» при соответствующих условиях.

Более общим процессом по отношению к прогнозированию является предвидение. Оно объединяет не только прогноз, но и другие способы получения информации о возможном будущем. Принципы научного предвидения выступают методологической основой прогнозирования. Согласно им прогнозирование пер­спектив общества и его отдельных сфер возможно лишь в резуль­тате изучения и учета законов их развития, анализа и оценки прошлых и настоящих состояний.

Предвидение осуществляется в двух основных, взаимосвя­занных видах: предсказания и предуказания1. Предсказание пред­ставляет собой описание возможных или желательных состояний и перспектив их развития. Конкретными формами предсказания являются: предчувствие - простое предвосхищение; предугады­вание - сложное предвосхищение; собственно прогноз - научное исследование будущих состояний и перспектив развития явле­ний, процессов, событий.

Предуказание заключается в определении технологии дейст­вий, которые возможны в связи с будущим состоянием и пер­спективами развития того или иного явления, процесса, события, смоделированных в результате предсказания. Оно включает в себя: целеполагание - установление идеально предполагаемого результата деятельности; планирование - проектирование содер­жания человеческой деятельности для достижения заранее по­ставленной цели; программирование - определение последова­тельности осуществления конкретных мероприятий для достиже­ния предполагаемого результата деятельности; проектирование -определение конкретного образа будущего, программ и методов управленческой деятельности по воплощению его в жизнь.

Ядром предсказания выступает прогноз - вероятностное опи­сание возможного или желательного состояния будущего, а ядром предуказания - план, т.е. директивное определение меро­приятий по достижению возможного или желательного состояния будущего. Прогнозы предшествуют планам и отличаются от них способом оперирования информацией о будущем. В этом контек­сте прогнозирование включает не только описание будущих со­стояний исследуемых явлений, процессов, событий, но и опреде­ление содержания и технологий деятельности по их достижению Прогнозирование осуществляется во всех сферах жизнедея­тельности общества. Одной из основных его разновидностей яв­ляется политическое прогнозирование1. Политическое прогно­зирование - это выработка научно обоснованного суждения, предсказания о возможных вариантах развития политических явлений, процессов, событий в будущем.

Политическое прогнозирование по сравнению с другими ви­дами социального прогнозирования обладает рядом специфиче­ских признаков.

Во-первых, объект политического прогнозирования (полити­ка, политическая власть, состояние и возможные тенденции их развития, будущие состояния и варианты развития различных политических событий, явлений и процессов) - одно из самых сложных явлений социальной жизни. Его исследование требует применения комбинированных методик, комплекса интуитивных и формализованных методов.

Во-вторых, ввиду сложности объекта прогнозирования поли­тические прогнозы в большей степени, чем другие социальные прогнозы, носят вероятностный, гипотетический характер. Они, как правило, не могут дать картину будущего в точности, в дета­лях. В лучшем случае политические прогнозы показывают лишь общие контуры тех социально-политических процессов, явлении и событий, которые предположительно должны произойти.

В-третьих, в разработке политических прогнозов опреде­ляющая роль принадлежит субъекту прогнозирования, поскольку ожидаемый результат и реализация прогноза в основном зависят от целенаправленной деятельности человека, а он может ускорять или замедлять протекание тех или иных процессов, предотврщать опасности или сводить их к минимуму. В этих случаях про­является полная зависимость будущего состояния объекта про­гнозирования от субъекта.

В-четвертых, степень достоверности и точности политиче­ских прогнозов значительно снижается при увеличении времен­ного периода предвидения будущего, поскольку исследователь не может учесть действие большого числа переменных величин влияющих на объект прогнозирования.

В-пятых, политические прогнозы - это, как правило, прогно­зы с обратной информационной связью, поэтому обмен инфор­мацией между субъектом и объектом прогнозирования дает воз­можность в определенных (иногда ограниченных) пределах кон­тролировать исходные, промежуточные и конечные условия функционирования и развития прогнозируемого явления, процес­са, события.

Политическое прогнозирование осуществляется во внутрипо­литической и во внешнеполитической сферах общественной жиз­ни. Более частными по отношению к ним сферами политического прогнозирования являются: экономико-политическая, социально-политическая, государственно-правовая, политико-идеологиичес-кая, военно-политическая и др. В соответствии со сферами поли­тического прогнозирования выделяются его основные направле­ния - внутриполитическое и внешнеполитическое.

Наиболее общим объектом внутриполитического прогнози­рования является внутренняя политика, которая, как известно, охватывает все наиболее важные формы и направления жизне­деятельности общества и отражает все политические отношения внутри страны.

Вся совокупность внутриполитических отношений в концен­трированном виде реализуется через политическую систему обще­ства, которую образуют институциональная, нормативная, комму­никативная и идеологическая подсистемы. Благодаря политиче­ской системе общество интегрируется в единый политический ор­ганизм. Политическая система и каждый из ее компонентов функ­ционируют во взаимодействии с окружающей ее внешней средой.

Поэтому субъекты политики всегда находятся в тесных взаимоот­ношениях между собой в рамках политической системы, испыты­вают воздействие широкой социальной среды. В связи с этим при определении целей своей деятельности, средств и методов ее дос­тижения они всегда должны учитывать сложившуюся обстановку, возможную реакцию среды на свои действия, прогнозировать хотя бы в первом приближении возможности и степень достижения по­ставленной политической цели.

Каждый политик, каждый государственный или партийный деятель сталкиваются с проблемами политического предвиде­ния повседневно. Например: получит ли поддержку населения страны, региона подготовленное администрацией решение или, напротив, его принятие вызовет угрожающую волну протестов? Может ли депутатская фракция рассчитывать на то, что ее зако­нопроект найдет поддержку большинства в представительном органе или же его ожидает провал? Есть ли у данного кандидата в депутаты или на пост президента шансы на победу и каковы они? И наконец, что надо сделать для положительного решения вопроса, если в данном виде проект решения администрации, законопроект, предвыборная программа дают слишком мало шансов на успех?

Можно, конечно, не задаваться всеми этими вопросахми и действовать сообразно своим интересам или собственным пред­ставлениям о благе окружающих. Но в этом случае следует быть готовым и к определенным разочарованиям и неудачам, по­скольку реакция среды на действия субъекта политики всегда находится в прямой зависимости от содержания и характера этого действия, его соответствия интересам и потребностям со­циального объекта.

Взаимодействие политического субъекта и среды порождает еще один немаловажный для субъекта вопрос: «До каких пор не­благоприятная реакция среды остается в разумных пределах и не грозит ли она его положению в качестве Иными словами, политический субъект должен знать, насколько может быть велик для него риск утраты политической власти в

результате попыток реализации поставленной цели и как [
риск уменьшить. как этот

Все перечисленные проблемы и вопросы во внутриполитиче ских отношениях требуют от субъекта политики постоянного анализа складывающейся политической ситуации, выявлен возможных вариантов и перспектив ее развития в б'лижайшеГи отдаленном будущем. На этой основе возможны оптимальное определение целей деятельности субъектов политической власти в различных сферах общественной жизни и социальных отноше­ний, путей, средств и способов их достижения; выработка поли­тических программ и платформ на будущее.

Внутриполитическое прогнозирование - это специальные на­учные исследования, имеющие целью выявление перспективных тенденций, путей, сроков, этапов политического развития обще­ства, совершенствования политической системы и политических отношений. Различают два аспекта внутриполитического прогно­зирования. Первый из них связан с прогнозными оценками теку­щих политических явлений, процессов и событий. В этом случае политическое прогнозирование имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе непосредственной политической деятельности ее субъектами: государством, поли­тическими партиями, политической элитой, политическими ли­дерами и т.д. Второй аспект внутриполитического прогнозирова­ния заключается в том, что в процессе разработки прогноза ана­лизируются наиболее общие проблемы функционирования и раз­вития политической системы, деятельности политических инсти­тутов общества, внутриполитического процесса. Здесь разработ­чиком прогноза выступает, как правило, научный коллектив, спе­циализирующийся на изучении политической жизни общества. В таких прогнозах определяются перспективы развития государ­ства, политической демократии в обществе, повышения полити­ческого и правового статуса личности, совершенствования меха­низма социального контроля над Деятельн;ст^иний тенденции развития и возможные модели будущих состояний

различных политических институтов и объединений, элементов политического процесса.

Политическое прогнозирование охватывает практически все аспекты внутриполитической жизни общества. Исходя из этого оно выполняет следующие основные задачи: выявляет тенденции политического развития общества; определяет перспективные и оптимальные формы его политической организации, эффектив­ные методы и способы политического руководства и управления; устанавливает отжившие и устаревшие формы общественно-по­литического развития, условия их ликвидации и замены новыми-содействует формированию концепции политического и идеоло­гического развития общества, укреплению планового начала в общественно-политическом развитии.

Научность и обоснованность внутриполитического прогно­зирования обеспечиваются учетом при его осуществлении зако­номерностей функционирования и развития политических сис­тем. Первые из них характеризуют реальные процессы жизнедея­тельности политических институтов общества, вторые - направ­ления изменений в содержании политического процесса. Внутри­политическое прогнозирование основывается также на выявле­нии и комплексном анализе социально-экономических факторов, прямо или опосредованно воздействующих на политическую систему общества. Результаты анализа этих «базовых» перемен­ных повышают объективность и аргументированность выводов об основных тенденциях развития внутренней политики в на­стоящий исторический период. Определение этих тенденций яв­ляется ключом для формирования прогностических выводов и связанных с ними научных рекомендаций по повышению эффек­тивности политического управления обществом.

Большое значение в современной политической теории и практике имеет внешнеполитическое прогнозирование. зано е тем, что современная эпоха характеризуется значительно возросшей ролью международных отношений в жизни челов®4®' ской цивилизации в целом и народов отдельных стран в час сти, В процессе внешнеполитического прогнозирования оценива-

ется социально-политическая обстановка в мире и т
гионах; изучаются возможные тенденции и ОТдельнь« ре-

правления мирового и регионального развития иТф^оТ ^
торые определяют это развитие; выясняются возможж^' *°"
ления новых факторов, влияющих на развитие межГн™
отношений. межДУнародных

Учитывая максимальную, по сравнению с другими объекта ми социального прогнозирования, неопределенность многих ела" гаемых в международных и региональных политических явлени ях, процессах и событиях, особое значение в прогнозировании международных политических отношений и явлений имеет по­вышенное внимание к условиям и факторам (природная среда, демографическая ситуация, способ производства, устойчивость и тип государства, его внешняя политика, расстановка политиче­ских сил в мире, в том или ином регионе и т.д.), лежащим в осно­ве внешнеполитических отношений. Изучение этих условий и факторов, анализ мирового политического процесса способству­ют выявлению общих тенденций развития международных отно­шений и прогнозированию тенденций внешнеполитической дея­тельности отдельных государств и их союзов и блоков, междуна­родных организаций и возможных отклонений от них.

Содержание внешнеполитического прогнозирования состав­ляют конкретные прогнозы относительно состояния внешнеполи­тических отношений, оптимальных вариантов действий субъек­тов мировой политики. Использование результатов внешнеполи­тического прогнозирования повышает эффективность внешней политики государств, результативность деятельности других субъектов международных отношений, способствует прогрессу человеческой цивилизации.

Политическое прогнозирование является неотъемлемой ча­стью политической деятельности субъектов политики. В совре­менных условиях выдвигается и обосновывается значителыю количество прогнозов, относящихся к различным *™™™В^ риполитической жизни отдельных стран и^р; тических отношений. Более полное представление о р

зии и характере современных политических прогнозов можно составить на основе выделения их типов.

Классификация современных политических прогнозов осу­ществляется по различным основаниям. Так, по срокам действия периоду упреждения выделяются следующие прогнозы: опера­тивный (до 1 месяца) - рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений в объектах про­гнозирования; краткосрочный (от 1 месяца до 1 года) - учитывает только количественные изменения в характеристике исследуемо­го объекта; среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 15 лет) - учитывают не столько количественные, сколько преимущественно качественные изменения в объекте; сверхдол­госрочный (свыше 15 лет) - прогноз с учетом ожидания значи­тельных качественных изменений в объекте, дающий лишь самые общие представления о перспективах его развития.

В соответствии с периодами реализации политические про­гнозы подразделяются на стратегические, оперативные и такти­ческие, а по масштабам — на глобальные, региональные, нацио­нально-государственные и административно-территориальные.

Определяющим основанием для типологии политических прогнозов принято считать проблемно-целевой критерий, отве­чающий на вопрос: «Для чего разрабатывается прогноз?» В этом случае в политическом прогнозировании различают два типа прогноза - поисковый и нормативный.

Поисковый прогноз - это определение возможных состояний явления, процесса, события в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее путем экстраполяции тенденций разви­тия изучаемого политического явления, процесса, события в прошлом и настоящем. При этом субъекты прогноза полностью абстрагируются от возможных решений и действий, которые спо­собны изменить тенденции и вызвать в ряде случаев ст00СУ^ ствление или саморазрушение прогноза. Такой прогноз явл*е идеальным и отвечает на вопрос: «Что вероятнее всего"произой­дет при условий сохранения существующих тенденций^>^™ тивиый прогноз - это определение путей и сроков достижения

возможных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: «Какими пу­тями можно достичь желаемого?»

Политическое прогнозирование является своеобразным на­учным исследованием. Поэтому для обеспечения надежности, обоснованности и точности прогнозов оно должно проводиться и осуществляться в соответствии с определенными принципами. К основным из них относятся: системность, альтернативность, непрерывность, верификация, природная специфичность, опти­мальность, достоверность, согласованность и др. Рассмотрим не­которые из них. Так, например, принцип системности предпола­гает построение прогноза на основе системы методов и моделей с определенной иерархией и последовательностью их применения. Смысл данного принципа заключается в необходимости рассмот­рения политики, с одной стороны, как единого объекта, а с дру­гой - как совокупности относительно самостоятельных направ­лений прогнозирования. Соблюдение требований принципа по­зволяет разработать согласованный и непротиворечивый вариант развития явлений, процессов и событий политической жизни.

Принцип альтернативности ориентирует субъекта прогно­зирования на возможность развития политической жизни по раз­личным вариантам. Поэтому его соблюдение предполагает отде­ление реальных вариантов развития от тех, которые при опреде­ленных условиях могут остаться нереализованными. Необходи­мость учета требований принципа связана с возможностью изме­нения качества объекта исследования и характера влияния внеш­них факторов на него.

Принцип непрерывности обязывает разработчика прогноза осуществлять непрерывную корректировку прогнозных данных с учетом поступающей новой информации. Что касается принципа верификации (проверяемости), то он направлен на определение достоверности разработанного прогноза и выполняет роль свое­образного критерия ее оценки.

Принципы политического прогнозирования взаимосвязаны между собой и реализуются с помощью методов научно-

прогностического исследования. В настоящее время в политиче­ском прогнозировании используется около 150 различных мето­дов, которые условно можно разделить на следующие основные группы: методы морфологического анализа («дерево и сети це­лей»); методы экстраполяции; методы игротехники и построе­ния сценариев; методы моделирования и экспертной оценки (ме­тодика «Дельфи»). Последовательность перечисления групп ме­тодов политического прогнозирования определяется степенью их распространенности и популярности: от менее используемых к часто используемым, от неизвестных к известным. Эти группы методов и отдельные методы, входящие в эти группы, применя­ются в политическом прогнозировании в различных сочетаниях и вариантах, что обеспечивает их высокую эффективность.

Политическое прогнозирование, результатом которого явля­ется прогноз, представляет собой теоретико-техническую проце­дуру, осуществляемую его субъектами в определенной последо­вательности, поэтапно.

Наши рекомендации