Группы давления (интересов)
Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшуюполитическую властьв системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.
В число таких групп входят:
· профсоюзы рабочих и служащих;
· фермерские (крестьянские) организации и союзы;
· профессиональные ассоциации предпринимателей;
· феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;
· союзы ветеранов;
· философские клубы и общества и др.
Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:
· широкого и специализированного профиля;
· представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;
· массовые и кадровые;
· частные и общественные.
В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:
· во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;
· во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.
При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.
Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:
1. Воздействие на саму власть.
2. Воздействие на партии, контролирующие власть.
3. Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.
Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.
Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:
· общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
· управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
· отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
· изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.
С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.
В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:
· выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
· представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
· проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
· организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.
К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:
· взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
· шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.
В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.
Коррупция—крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме. Чаще существует угроза коллективной коррупции путем финансирования партий и избирательных кампаний. В то же время в западных странах используется целый комплекс мер по ее предотвращению. В отношении избирательной кампании — это гласность расходов на ее проведение, установление их потолка и финансирование за счет государства. В отношении лоббирования — практика регистрации лоббистов и жесткий правовой контроль их деятельности и др.