Типы правового регулирования
Разрешительный тип. Выражается формулой: “Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом”. Данный тип характерен для тоталитарных, антидемократических государств, делающих основной упор в правовом регулировании на запреты, обязанности, правоограничения, санкции. В цивилизованных, демократических странах запретительный тип регулирования используется, главным образом, в сфере публичного права – уголовного, налогового, административного.
Общедозволительный тип. Выражается формулой: “Дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом”. Подразумевается право лица совершать любые действия, не запрещенные законом. В демократическом государстве разрешительному регулированию отдается безусловный приоритет.
В качестве примера, сравним две правовые нормы, регулирующие отношения собственности разрешительным и общедозволительным образом:
Пример 1. Статья 92 Гражданского Кодекса РСФСР 1964 года: “Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом” (разрешительный тип).
Пример 2. Пункт 2 статьи 209 Гражданского Кодекса РФ 1995 года: “Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц” (общедозволительный тип)
Методы правового регулирования:
Императивный- метод властных предписаний, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять своё поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называют методом субординации.
Диспозитивный метод - предоставление субъектам возможности самостоятельно и по своему усмотрению урегулировать свое поведение в рамках, предусмотренных законодательством. Указанный метод называют еще методом координации.
Сравним две нормы, сформулированные автором произвольно:
1-й вариант: “При несовременном возврате долга, должник обязан уплатить штраф в размере десяти процентов от общей сумы долга”.
2-й вариант: “При несовременном возврате долга, должник обязан уплатить штраф в размере десяти процентов от общей сумы долга, если иное не предусмотрено соглашением сторон”.
Первая норма носит императивный характер, вторая – диспозитивный.
93.Источники права: нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент.
Источники права- официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм. Посредством источников права государственная воля объективируется вовне, приобретает материальное выражение, документально фиксируется. Источники права образуют многоуровневую систему, включающую нормативно-правовые акты, нормативные договоры, правовые обычаи, судебные прецеденты.
Нормативный договор - соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально неопределённого круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения.
Признаки нормативного договора:
1.Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.
2.В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.
3.Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.
4.Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.
5.Многочисленность, неопределённость адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.
6.Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.
7.Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).
8.Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.
9.В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.
Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.
Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры, некоторые межведомственные договоры, которые устанавливают общие правила взаимодействия органов власти между собой.
Правовой обычай- это сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере социальных взаимодействий правило, официально не зафиксированное в каком-либо нормативно-правовом акте.
Этот вид источника права является наиболее древним. Он возник одновременно с государством и на первых этапах социального развития был основным. Обычаи являются наиболее важными союзниками государственной власти. Они возникают, развиваются и становятся необходимыми для определенной части граждан на протяжении длительного исторического развития. Определенная часть из них перестает соответствовать потребностям общества и утрачивает свое значение, "уступая дорогу" другим, более востребованным.
Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.
Обычно выделяют следующие виды правовых обычаев: прогрессивные, консервативные, реакционные (например, принципы талилона). Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат проводимой им политике, а также со сложившимися нравственными основами образа жизни.
Термин "обычай" в современных правовых системах трактуется, как правило, неоднозначно. Нередко наряду с ними используется понятие "обыкновение". Обыкновение, играющее большую роль в регулировании торговых отношений, определяется, как правило, сложившимся на основе столь постоянного единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерений.
Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:
носят локальный характер;
тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);
их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;
их применение обеспечивается санкцией государства;
отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.
В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционно сложившихся норм, но и важный способ создания новых юридически обязательных правил поведения государств в различных сферах деятельности и международного общения. В данном случае обычай может рассматриваться как основание для создания новых норм международного права и как результат такого процесса.
Наиболее широко правовые обычаи применяются в банковской практике, коммерческом обороте, сфере страхования, международной торговле. Указанный источник закрепляет давно сложившиеся общественные отношения, вошедшие в привычку. Государственное санкционирование здесь, как правило, проявляется в том, что государственные органы в своей деятельности используют их в качестве нормативной основы для вынесения властно-распорядительных решений, издания судебных и административных актов. Иногда отсылка к правовому обычаю прямо дается в законе или ином нормативном акте. Участники правовых отношений вправе обосновывать свои требования и защищать права ссылками на сложившиеся правовые обычаи. Inveterata consuetudo pro lege non immerito custoditur et hoc est ius quod dicitur moribus constitutum (перев. с лат.) – укоренившийся обычай применяется как закон и зовется обычным правом (Юлиан).
Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.
Судебный прецедент - правило, сформулированное в решении суда по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение. Прецедентом является не всё судебное решение, а отдельное, вновь сформулированное правоположение общего характера, ранее не зафиксированное в каком-либо нормативном акте. Прецедент служит эталоном (моделью, критерием) при рассмотрении судами аналогичных дел. В странах англо-саксонского права судебный прецедент является ведущим источником права. В российской правовой системе, несмотря на безусловный приоритет нормативно-правового акта, прецедентное право также имеет место. Судебные прецеденты публикуются для всеобщего сведения в официальных изданиях высших судебных органов - в “Вестнике Конституционного Суда РФ”, “Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ”, “Бюллетене Верховного Суда РФ”. Хотя российские судьи формально независимы и не обязаны следовать решениям (указаниям) вышестоящих судов, но на практике сформулированные высшими судебными инстанциями правила неукоснительно соблюдаются нижестоящими судами. Поэтому именно на такие правила ориентируются все остальные участники правоотношений. Это придает судебным прецедентам фактически общеобязательный характер.