Перегудов С.П. Либерализм XXI века – кризис или обновление? // Полис. Политические исследования. 2015.
- Сафронов А. Капитализм без среднего класса // Свободная мысль. 2012. № 3-4.
- Холодков Н. Глобальный финансово-экономический кризис // Свободная мысль. 2013. №1.
- Черников Г.П., Черникова Д. А. Европа на рубеже XX–XXI веков. М., 2006.
Раздел 2.Тема 2.5. Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР. Учебная дискуссия
Вопросы для обсуждения:
1.Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства?
2.В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли Вы с таким мнением?
3.Считаете ли Вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ.
4.Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли в конце 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы?
5.Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР было можно, но сохранить – нельзя»).
Методические рекомендации для подготовки к учебной дискуссии:
В ходе подготовки к занятию необходимо ознакомиться с содержанием материала, отражающего тематику дискуссии в нескольких учебниках по истории России, которые Вам доступны. Сопоставить оценки периода «перестройки», имеющиеся у них. Осуществить экономический, внешнеполитический, культурный анализ, произошедших в ходе «перестройки» событий. Кроме того, используя средства Интернет, ознакомиться с содержанием Закона СССР «О кооперации в СССР» (26.05. 1988), Закона СССР «О собственности в СССР» (26.03. 1990), Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12.06. 1990), Парижской хартии для новой Европы (21.11. 1990), Соглашения о Создании Содружества Независимых Государств (8.12. 1991). Используйте их в ходе дискуссии в качестве аргументов при ответах на тот или иной вопрос.
К занятию один из студентов готовит сообщение на тему:
- «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников». Сообщение заслушивается в начале занятия.
Литература
Основная
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.
- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. 2-е изд., М., 2013.
- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В., Шестаков В.А. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. СПб., 2010.
- Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988.
Дополнительная
- Галкин А. А., Красин Ю. А. Перестройка – с дистанции в три десятилетия //Полис. Политические исследования. 2015. № 5. С. 160-174.
- Горбачёв М.С. Понять перестройку… М., 2006.
- История России. ХХ век: 1939 – 2007. М., 2009.
- Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012.
- Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий. М., 2004.
- Пастухов В.Б. «Перестройка» - второе издание. Революция и контрреволюция в России // Полис. Политические исследования. 2011. № 11. С. 7-28.
- Современная Россия (1985–2010): Хрестоматия по истории. М., 2014.
- Шубин А.В. Преданная демократия. Неформалы и Перестройка (1986-1989). М.: Европа, 2006.
Раздел 3. Тема 3.3. Практикум. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже ХХ-ХХI вв.: опыт, проблемы, тенденции.
Предусматривает работу с источниками информации.
Методические рекомендации по подготовке к занятию:
1. Ознакомиться с содержанием разделов учебников, посвященных социально-экономическим преобразованиям в период с 1992 по 2013 гг.
2. Используя, в том числе и средства массовой информации, необходимо составить две таблицы:
- таблица №1: «Социально-экономическая ситуация в 90-е гг. в России» и таблица №2: «Социально-экономическое развитие России в 2000-2013 гг.», самостоятельно выбрав основания для характеристики социально-экономического развития России в указанные годы.
3. Подготовить сообщение на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».
Порядок проведения занятия.
1. Выступление одного из студентов с сообщением на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».
2. Изучение документов:
- Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен»;
- Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65«О свободе торговли»;
- Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
По завершении изучения документов студент формулирует ответы на следующие вопросы:
а. Докажите, что экономическая реформа методом «шоковой терапии» была действительно радикальной.
б. Укажите цели, методы, последствия для экономического и социального развития России, вышеперечисленных документов.
в. Укажите тенденции развития социально-экономической ситуации, сложившейся в 90-е годы в России, опираясь на материалы таблицы, подготовленной к занятию. Какие результаты предполагались и какова была реальность социально-экономического курса?
3. Сопоставление статистических сведений, характеризующих социально-экономическое развитие России в 90-е годы со статистической информацией о социально-экономическом развитии России в 2000-2013 гг. Оформление на основе сопоставления таблицы №3: «Приобретения и потери суверенной России в области экономики за последнее десятилетие».
Литература
Основная
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.
- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. См.: Интернет-ресурс: hht://www.government.ru/content/ governmentactiviti?rfgovernmentdecision/?archivi/2008/11/17/2982752.htm
- Современная Россия (1985–2010): Хрестоматия по истории. М., 2014.
Дополнительная
- Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012.
- Кочегарова Т.М. О некоторых проблемах модернизации России // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. № 42. С. 3-10.
- Лопатников Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. СПб., 2010.
- Симонян Р.Х. Некоторые социально-экономические последствия реформ 1990-х годов // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. №35. С. 1-12.
- Симонян Р.Х. Социально-экономическая политика в современной России: её истоки и некоторые итоги // Новая и новейшая история. 2011. № 5. С. 35-57.
- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010.
- Экономические реформы в России в 90-е годы. Путь в ХХI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Отв. ред. Д.С. Львов. М., 1999.
Тема 3.6.Проблемы государственного строительства
суверенной России.Практикум.
Вопросы для обсуждения:
1. Рассмотрение и анализ документального материала (наглядного и текстового), раскрывающего проблемы и противоречия становления российской государственности (1992-2000 гг.).
Указы Президента РФ: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г.; Конституции РФ (1993 г.).
2. Рассмотрение биографий политических деятелей РФ конца ХХ - начала ХХI вв.
3. Выяснение содержания политической модернизации в РФ в начале ХХI в.: задачи, тенденции. Решение проблемных вопросов.
Методические рекомендации по подготовке:
В ходе подготовки обратите внимание на следующие проблемы:
- этапы в противостоянии исполнительной и законодательной ветвей власти. Октябрьские события 1993 г. в Москве. Их последствия. Президентские указы: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.; «О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета Народных депутатов по реформе органов государственной власти и местного самоуправления в г. Москве и Московской области» от 24 октября 1993 г.; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г.;
- новые органы власти, которые были сформированы в России в ходе политической реформы? Объясните, почему Верховный Совет не мог одобрить проект новой Конституции. Чем была продиктована необходимость принятия новой Конституции РФ? Объясните причину опасности оттягивания факта принятия Конституции;
- время возобновления деятельности Государственной думы. Ее основные функции. Результаты парламентских выборов 1999 г. и президентских выборов 2000 г.? Их влияние на общественно-политическую обстановку в стране. Особенности и этапы развития многопартийности в России. Почему становление нового Российского государства было столь трудным?
- содержание реформ политической системы с 2000 по 2013 гг. Объясните, с какой целью были предприняты реформы по усилению роли федерального Центра. Уясните содержание административной, военной реформ, реформы судебной системы. Особенности партийного строительства. Отношение власти и олигархии. Изменения в избирательной системе.Назовите основные достижения россиян в становлении новой российской государственности.
Кроме того, в ходе подготовки к занятию следует подготовить:
- сообщение на тему: «Политический портрет Б.Н. Ельцина»;
- сообщение на тему: «Политический портрет В.В. Путина»;
- в качестве учебного индивидуального задания в письменной форме (объемом 1 страницы) выполнить следующую работу: проанализируйте Конституцию России как первой в истории страны демократической конституции. Укажите статьи Конституции РФ, которые отражают противоречия переходного времени и являются результатом политических компромиссов. Аргументируйте свой ответ.
Литература
Основная
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.
- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В.История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.
- Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ – начала ХХI века. М., 2007.
Современная Россия (1985–2010): Хрестоматия по истории. М., 2014.
Дополнительная
- Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России. М., 2004.
- Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012.
- Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2005.
- Коргунюк Ю. Г. Партийная реформа 2012-2014 гг. и структура электоральных размежеваний в регионах России // Полис. Политические исследования. 2015. № 4. С. 97-113.
- Лапкин В.В. Политическая модернизация России в контексте глобальных изменений: научная монография. М.: ИМЭМО РАН, 2012.
- Макаренко Б.И., Локшин И.М. Современные партийные системы: сценарии эволюции, тенденции развития // Полис. 2015. № 3. С. 85-109.
- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010.
- Разуваева Н.Н. История России: конец ХХ века: курс лекций. Уфа, 2010.
- Шестопал Е.Б. Восприятие В.В. Путина российскими гражданами: 15 лет пребывания во власти // Полис. Политические исследования. 2015. № 6. С. 68-80.
Тема 3.9. Сущность и причины локальных национальных конфликтов на постсоветском пространстве и пути их разрешения. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии
Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Назовите примеры локальных национальных конфликтов, которые имели место на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации, в 90-е годы ХХ в. Обоснуйте свой выбор, перечислите критерии, по которым Вы классифицируете, перечисленные конфликты.
2. Перечислите причины, которые привели к возникновению локальных национальных конфликтов на постсоветском пространстве?
3. Была ли, с Вашей точки зрения, у российских политических лидеров возможность избежать обострения национальных конфликтов в России?
4. В чем причины кризиса в Чеченской республике?
5. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ?
6. Какие эволюционные методы представляются возможными при решении этнополитических проблем? Как Вы понимаете значение понятия «толерантность»? Насколько толерантно сегодня российское общество при решении национальных проблем?
Методические рекомендации по подготовке к дискуссии:
В ходе подготовки к занятию студенту необходимо:
- ознакомится с содержанием вопросов темы дискуссии, изложенных в рекомендованной основной и дополнительной литературе;
- доработать конспект лекций по данной теме;
- разобраться со значением понятий: «этнополитический конфликт», «религиозный конфликт», «толерантность», «национализм», «националистическое движение»;
- выписать в конспект основные события, характеризующие кризис в Чеченской республике, примеры проявления национальной и религиозной нетерпимости, правовые акты, направленные на недопущение национальной и религиозной розни в Российской Федерации.
Литература
Основная
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.
- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В.История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.
- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. М., 2013.
Дополнительная
- Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007.
- Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб., 2004. См.: Интернет-ресурс: virmk.narod.ru›U DISCIPLINA…posobie/BARANOV…28.htm
- Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ – начала ХХI века. М., 2007.
- Здравомыслов В.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. 2-е изд. Часть. 2. М., 1999.
- Маркедонов С. Беловежское наследие. Проблема российского сепаратизма после распада СССР // Россия в глобальной политике. 2012. № 6.
- Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. № 4. С. 83.
- Пантин В. И., Лапкин В. В. Этнополитические и этносоциальные процессы на постсоветском пространстве (на примере России, Белоруссии, Казахстана и Украины) // Полис. Политические исследования. 2015. № 5. С. 75-93.
- Толерантность против ксенофобий / Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М., 2005.
Тема 3.12. Практическое занятие. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
Порядок проведения:
Заслушивание индивидуальных проектно-исследовательских работ студентов. Примерные темы работ:
1. «Роль отечественной современной науки в укреплении государственных традиций».
2. «Роль религиозных институтов современной России в сохранении духовно-нравственного здоровья общества: следование традиции или дань моде?»
3. «Традиции национальных культур народов России и влияние на них идей «массовой культуры».
4. «Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры».
5. «Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований».
6. «Пути и средства формирования духовных ценностей общества современной России».
Методические рекомендации по подготовке к занятию:
Индивидуальная проектно-исследовательская работа представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Она направлена на развитие у студентов навыков сбора информации, умений работы с текстами по истории, в том числе и их конспектирования. Она предполагает сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выбранной из предложенного списка проблем. Проектно-исследовательская работа должна отвечать общим требованиям, предъявляемым к подобного рода работам (соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники, объем до 5-6 страниц листа А-4, размер шрифта 14, полуторный интервал, список, использованной литературы). Плагиат исключается.
Проектно-исследовательская работа выполняется каждым студентом. Тему работы выбирает самостоятельно. В отдельных случаях студент может представить и другую (не представленную в УМК) тему по обсуждаемой проблеме после согласования с преподавателем. Представление данной работы проводится автором в устной форме на занятии, с обязательной демонстрацией фрагментов работы при помощи презентации. Студенты, не выступившие на занятии, сдают свою работу преподавателю для проверки и последующей оценки.
Литература
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.
- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В.История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.
- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. М., 2013.
- Аналитический доклад ИС РАН в сотрудничестве с Фондом Ф. Эберта «Молодежь новой России: ценностные приоритеты». М., 2007. См.: Интернет-ресурс: http://isras.ru/analytical_report_Youth.html 7.
- Выступления Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге 2 июня 2009. См.: Интернет-ресурс: http://www/religare.ru/2_65619/html 6.
- Остановить духовно-нравственный развал в современном обществе. 25.01. 2013. Интернет ресурс: http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/25/ostanovit_duhovnonravs...
- Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М., 2008.
- Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции. М., 1998.
- Эпштейн Д. Реформирование российской науки: результаты и перспективы бюрократических игр // Свободная мысль. 2016. № 2.