Классические труды и учебные курсы по теории государства и права

611. Дебольский Н.Н. Гражданская дееспособность по русскому праву до конца ХVII в. СПб., 1903.

612. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М., 1915.

613. Герваген Л.Л. Обязанности как основание права. СПб., 1908.

614. Гессен В.М. Теория правового государства //Политический строй современных государств. СПб., 1909. Т.1.

615. Гредескул Н.А. Общая теория права. СПб., 1909.

616. Гримм Д.Д. Энциклопедия права. СПб., 1895.

617. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.

618. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1910.

619. Еллинек Г. Право меньшинства. М., 1906.

620. Еллинек Г. Право современного государства. Т.1. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

621. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.

622. Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1904.

623. Капустин М.Н. Юридическая энциклопедия (догматика). СПб., 1893.

624. Кареев Н.И. Происхождение современного народно-правового государства. СПб., 1908.

625. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916.

626. Куницын А. Право естественное. СПб., 1818.

627. Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1898.

628. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914.

629. Котляревский С.А. Предпосылки демократии //Вопросы философии и психологии. 1905. Кн. 77 (II).

630. Котляревский С.А. Юридические предпосылки русских основных законов. М., 1912.

631. Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915.

632. Лебедев А. Общая теория права. СПб., 1909.

633. Миль Дж. Ст. Представительное правление. СПб., 1907.

634. Миль Дж. Ст. О свободе. СПб., 1906.

635. Мишель А. Идея государства. М., 1909.

636. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879.

637. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. Киев, 1839. Т.1.

638. Новгородцев П.И. История философии права. М., 1897.

639. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. М., 1901.

640. Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904.

641. Палиенко Н.И. Учение о сущности права и правовой связанности государства. Харьков, 1908.

642. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. СПб., Т.1. 1907; Т. 2. 1908.

643. Радбух Г. Введение в науку права. М., 1915.

644. Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. СПб., 1889-1890. Т.1– 4.

645. Ренненкампф Н.К. Очерки юридической энциклопедии. Киев, 1880.

646. Рождественский А. Основы общей теории права. М., 1912.

647. Трубецкой Е.Н. Учение Б.Н. Чичерина о сущности и смысле права //Вестник права. 1904. №3.

648. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. М., 1907.

649. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917.

650. Устинов В.М. Учение о народном представительстве. М., 1912.

651. Хвостов В.М. Общая теория права. М., 1914.

652. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

653. Чичерин Б.Н. Собственность и государство: В 2 т. М., 1883.

654. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки: В 3 т. М., 1898.

655. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899.

656. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907.

657. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912.

658. Штаммлер Р. Хозяйство и право. СПб., 1907. Т.1,2.

659. Энгель Г.А. Право и власть. Введение в законоведение. 1915. Ч.1.

660. Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1878.

VI. Цель и содержание семинарских занятий по курсу: «Теория государства и права»

Цель семинарских занятий заключается в закреплении лекционного материала по наиболее важным темам и вопросам общей теории государства и права, в развитии у студентов навыков критического мышления в данной области знания, умений работы с учебной и научной литературой, нормативными материалами. “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами, – призывал немецкий писатель Г.Лессинг и тут, же добавлял: Стремление к истине ценнее, дороже уверенного обладания ею”.

На семинарском занятии желательны дискуссии, коллективные обсуждения имеющихся в науке проблем и возможных способов их разрешения. Могут быть заслушаны научные доклады и сообщения студентов. Именно здесь студенты познают азы ораторского искусства, учатся правильно задавать вопросы и давать на них ответы. Преподаватель может использовать данный вид учебных занятий для проведения разнообразных (ролевых) деловых игр. Кроме всего прочего, семинары являются формой контроля преподавателем учебного процесса в группе, успеваемости и отношения к учебе каждого студента. Студенты работают над моделированием отдельных содержательных блоков курса, над контрольными работами, принимают участие в тестированиях, устных опросах и т.п.

Методические рекомендации призваны оказать существенную помощь студенту при подготовке к семинарским занятиям, перед которыми ему следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, досконально изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебную, методическую и научную литературу, необходимые (российские и международные) нормативно-правовые акты. При этом нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками или учебными пособиями). Особое внимание нужно уделить рассмотрению первоисточников, рекомендованных преподавателем.

Обращение студентов к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, материалам СМИ позволит в значительной мере углубить проблему, разнообразит ее обсуждение. С другой стороны, и преподавателям, и студентам следует помнить, что обучаемый должен не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий, продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Активное и заинтересованное участие студентов в семинарской работе способствует более глубокому изучению содержания теории права и государства, повышению уровня правовой культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания при столкновении с различными юридическими и политическими ситуациями.

Обычно курс теории государства и права рассчитан на два семестра, поэтому предлагаемые планы семинарских занятий разбиты (условно) по семестрам, первый из которых, в основном, охватывает вопросы теории государства, а второй предполагает обсуждение тем, касающихся теории права (юридической догматики, философии и социологии права, ряда проблем сравнительного правоведения).

Семестр 1

Наши рекомендации