Виды международных отношений

 
  виды международных отношений - student2.ru

виды международных отношений - student2.ru виды международных отношений - student2.ru

виды международных отношений - student2.ru виды международных отношений - student2.ru ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ

виды международных отношений - student2.ru виды международных отношений - student2.ru

виды международных отношений - student2.ru ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

виды международных отношений - student2.ru виды международных отношений - student2.ru

виды международных отношений - student2.ru КУЛЬТУРНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ

Ведущая роль политических отношений в системе международных отношений обусловлена совокупностью факторов:

· Взаимозависимостью внутренней и внешней политики национальных государств. Военные конфликты, угроза международной безопасности, экологические и сырьевые проблемы, последствия природных катаклизмов, расширение контактов между людьми объективно требуют согласования политических позиций и совместных политических действий мирового сообщества.

· Государства как главные субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями качественного преобразования мира, формирования нового, более справедливого и демократичного мирового порядка.

· Международные отношения имеют тенденцию к глобализации, усложнению и расширению. Это повышает роль политических механизмов в их регулировании. Главный их регулятор – баланс сил между государствами или блоками государств, соблюдение норм международного права и принципов отношений между странами и народами, сформулированных в заключительном акте СБСЕ в середине 1970-х гг.

· В ядерную эпоху вектор мировой политики направлен на разрешение проблем безопасности человечества. Сегодня это «главный приоритет» международных политических отношений.

· В основе мировой политики – конкурентная борьба государства за власть и влияние в мировом сообществе, что непрерывно угрожает безопасности человечества. Поэтому предупреждением своевременное разрешение противоречий, конфликтов между государствами, поддержание баланса политических сил на мировой арене составляет сердцевину международных отношений.

Многообразие и противоречивость современного мира, усиливающаяся тенденция к его целостности требовали создания соответствующих правил и норм межгосударственного общения, которые нашли свое отражение в Уставе ООН, заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парижской хартии для новой Европы и в ряде других документов. Это основополагающие принципы современных международных отношений, включающие в себя:

· Признание суверенного равенства государства;

· Нерушимость установленных границ;

· Принцип неприменения силы или угрозы силой;

· Мирное урегулирование споров;

· Невмешательство во внутренние дела других государств;

· Уважение прав человека и основных свобод;

· Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

· Необходимость сотрудничества между государствами;

· Признание территориальной целостности государств;

· Добросовестное выполнение обязательств по международному праву;

· Отказ от всяких действий, несовместимых с целями ООН.

Для реализации выше обозначенных принципов современных международных отношений необходим для условий: во-первых, дальнейшее совершенствование и развитие институтов, от которых в значительной степени зависит международный порядок (ООН), международное право, дипломатия; во-вторых, по мере развития мировых интеграционных процессов национальная безопасность немыслима без международной, равной для всех стран; в-третьих, в рамках международной всеобщей безопасности вырабатываются взаимоприемлемые договоренности экономического, политического, военного, экономического и гуманитарного порядка.

Характерные черты современных международных политических отношений:

· Противоречивость перехода к многополюсному миру. Субъектами мировой политики являются более 200 суверенных государств, но сохраняется доминирующая роль США. Мировая политика слабопредсказуема и нестабильна. Проявляются противоречия между основными международными центрами силы: США - Западной Европой – Россией – Китаем – Японией, а также между западной, восточной и исламской цивилизациями.

· Глобализация политических и экономических отношений. Возрастает роль общих закономерностей общественного прогресса и в то же время сохраняется многообразие моделей социально-политического развития.

· Противоречивость и низкие темпы социально-экономических и политических преобразований в России, Беларуси и других бывших советских республиках. Влияние этих государств на мировые политические процессы минимально и неадекватно национальным интересам, социально-экономическому и военно-политическому потенциалу.

· Неустойчивость тенденции к демократизации и гуманизации мировой политики. Распад СССР, расширение числа субъектов мировой политики не ускорили «движение» международного сообщества к ненасильственному, безъядерному миру, новому, более справедливому мировому порядку.

Изменение границ в конце 1980-х – начала 1990-х гг. в связи с «бархатными революциями» в Восточной Европе и распадом СССР изменило баланс сил в мире в пользу США и НАТО. Они навязывают миру насильственные критерии и методы регулирования международных отношений. Их концепция «транснационализма» оправдывает вмешательство США и НАТО во внутреннюю жизнь суверенных государств (военная акция в Косово, война в Ираке), не совместимая с нормами международного права.

В современных условиях просматриваются новые тенденции в развитии международных отношений, находящие выражение в:

· Рассредоточении власти, обусловленном изменениями в расстановке сил по мировой арене, формированием многополюсного мира и отсутствием абсолютного лидерства какого-либо государства;

· Глобализация международной жизни, находящей отражение в интернационализации экономики, политики, культуры, в активизации деятельности и росте авторитета международных организаций и ослаблении функций национальных государств;

· Усиливающейся поляризации стран мира;

· Разработка предупреждающего не военного инструментария разрешения международных конфликтных и спорных ситуаций, основанного по знании, праве и демократических принципах;

· Демократизации международных отношений, широкого использования диалога общественности;

· Расширение сферы национальной безопасности, включение в нее, наряду с военной проблем экологического, экономического, научно-технического, антитеррористического порядка.

Наши рекомендации