Место учебной дисциплины в структуре ООП
Как историческая наука «История отечественного государства и права» изучает процесс закономерной смены различных типов и форм российской государственности, отечественных правовых систем за определенный исторический отрезок времени.
Как наука юридическая она является одной из базовых фундаментальных правовых учебных дисциплин, которая формирует свою часть понятийного аппарата юриспруденции, обеспечивает направленность обучения на реализацию правовых норм и обеспечения правопорядка в различных сферах жизни общества.
Входные знания, умения и компетенции студента формируются в ходе изучения предметов средней школы. К таким относятся: «Обществознание», «История», «Всемирная история» и др.
Дисциплина изучается совместно с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, такими как «Философия», «История», «Культурология».
Учебная дисциплина «История отечественного государства и права» изучается в тесной связи с дисциплинами профессионального цикла подготовки юристов: теорией государства и права, историей государства и права зарубежных стран и др. Изучение дисциплины способствует формированию мировоззренческой целостности восприятия цикла гуманитарных, социальных наук и цикла профессиональных дисциплин. Изучение истории отечественного государства и права осуществляется на лекциях, семинарах и практических занятиях, а также путем самостоятельного освоения студентами рекомендуемой учебной литературы. Лекции и семинарские занятия по дисциплине должны быть посвящены актуальным вопросам истории отечественного государства и права.
Цикл учебного плана
История отечественного государства и права относится к базовой части дисциплин профессионального цикла. Она имеет свой предмет, базируется на научной основе и позволяет всесторонне раскрыть наиболее важные проблемы истории российской государственно-политической и правовой систем.
Место учебной дисциплины в структурно-логической схеме
Учебная дисциплина реализуется в 1 и 2 семестрах (очная форма), в 1,2 и 3 семестрах (заочная форма).
Изучению учебной дисциплины предшествует обязательное изучение следующих дисциплин и практик:
№ п/п | Наименование предшествующих дисциплин, практик | № разделов и тем | Краткое описание порогового уровня освоения студентом предшествующей учебной дисциплины, практики |
1. | Обществознание | Весь курс | Студент должен а) знать основы юриспруденции, а именно: базовые юридические понятия, категории и институты права, юридические составы в) владеть основами государствоведения |
2. | История | Весь курс | Студент должен знать особенности возникновения и развития государства и права России; социальную структуру общества и основные черты формы правления российского государства на различных этапах его развития. |
3. | Всемирная история | Весь курс | Студент должен знать факторы, определяющие место и роль истории России во всемирной истории |
Учебная дисциплина обеспечивает в последующем освоение студентами следующих учебных дисциплин и практик:
№ п/п | Наименование обеспечиваемых дисциплин, практик | № разделов и тем |
1. | Гражданское право | Тема 1 |
2. | Конституционное право | Темы 1 и 2 |
3. | Уголовное право | Тема 1 |
4. | Наследственное право | Тема 1 |
5. | Семейное право | Тема 1 |
6. | Теория государства и права | Темы 2,3,5-9,11,13,20 |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ООП (компетенциями выпускника)
Компетенция | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций | |
код | наименование | |
ОК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | Обладает понятиями и представлениями о будущей профессиональной деятельности, имеет сформированное убеждение о ее социальной значимости, знает традиции, складывающиеся в среде профессионалов- юристов |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Оперировать юридическими понятиями и категориями; | |
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Юридической терминологией; | |
ОК-3 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Обладает определенным уровнем развития мыслительных способностей по усвоению содержания и логики истории |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Особенности государственного и правового развития России; | |
Методы анализа и обобщения историко-правовой информации; | ||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Учитывать в профессиональной деятельности опыт исторического прошлого России, касающийся государственно-правовых явлений; | |
На основе анализа исторического опыта развития российского государства и правовой системы России вычленять главное в деятельности механизма государства и выбирать оптимальные пути его совершенствования; | ||
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Культурой восприятия и обработки информации; | |
ОК-7 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Рефлексивное отношение к уровню собственной подготовки, готовность развивать свою компетенцию в процессе трудовой деятельности и социального взаимодействия |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Основополагающие догмы права по крупнейшим историческим памятникам Руси и России, общий уровень правовой культуры общества для каждого исторического периода как мировоззренческую и методологическую основу юридического мышления; | |
Социальную значимость саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства; | ||
Способы выявления наиболее важных исторически значимых проблем государственного строительства; | ||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Творчески подходить к осмыслению важнейших процессов, происходивших на протяжении всей истории российской государственности и правовых отношений в обществе; | |
Анализировать исторически значимые государственно-правовые процессы и явления России; | ||
Учитывать в профессиональной деятельности опыт исторического прошлого России; | ||
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Практическим опытом восприятия и обработки информации; | |
Методами анализа и оценки исторической информации, отдельных государственно-правовых проблем и процессов исторического прошлого России; | ||
Научной методологией анализа исторического прошлого российского государства, эволюции его правовых актов и норм; | ||
ОК-8 | способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | Способность к анализу социально-правовых и политических и экономических проблем и их решение на основе гуманистического мировоззрения с использованием основных методов научного познания |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; | |
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; | |
ОК-9 | способен анализировать социально значимые проблемы и процессы | Способность формировать и отстаивать активную позицию по вопросам социально-политической и правовой жизни, основываясь на анализе информации и фактах и событиях в мире |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Способы выявления наиболее важных исторически значимых проблем государственного строительства | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Анализировать исторически значимые государственно-правовые процессы и явления России; | |
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Методами анализа и оценки исторической информации, отдельных государственно-правовых проблем и процессов исторического прошлого России | |
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Умеет пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Основополагающие догмы права по крупнейшим историческим памятникам Руси и России, общий уровень правовой культуры общества для каждого периода; | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Творчески подходить к осмыслению важнейших процессов, происходивших на протяжении всей истории российской государственности и правовых отношений в обществе; | |
Юридически правильно квалифицировать те факты и обстоятельства, которые произошли во всех сферах социально-экономического и общественно-политического развития Российской Федерации в условиях ее суверенного развития; | ||
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Юридической терминологией как элементом правовой культуры; | |
Научной методологией анализа исторического прошлого российского государства, эволюции его правовых актов и норм; | ||
ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Способность к грамотной правовой оценке процессов явлений событий, происходящих в обществе |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; | |
Правовые средства анализа и квалификации фактов и обстоятельств, сформировавшиеся благодаря изучению исторического опыта России; | ||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Оперировать юридическими понятиями и категориями; | |
Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; | ||
Осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; | ||
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Навыками работы с правовыми актами; | |
Приемами правильной квалификации фактов и обстоятельств; | ||
Способами выделения юридически значимых признаков того либо иного явления, подвергнутого квалификации; | ||
ПК-17 | Способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | способность передавать знания в области права с применением современных образовательных технологий |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; | |
Методику преподавания истории государства и права России в колледже | ||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Творчески подходить к осмыслению важнейших процессов, происходивших на протяжении всей истории российской государственности и правовых отношений в обществе; | |
Анализировать исторически значимые государственно-правовые процессы и явления России с целью передачи знаний обучаемым; | ||
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | Современными образовательными технологиями преподавания истории государства и права России; | |
Методами анализа и оценки исторической информации, отдельных государственно-правовых проблем и процессов исторического прошлого России; | ||
ПК-19 | Способен эффективно осуществлять правовое воспитание | способность воздействовать на личность и общественные отношения в целях развития правового сознания и правовой культуры индивида и общества, используя эффективные психолого-педагогические методы |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | Методику правового воспитания на основе изучения исторического прошлого России; | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | Творчески использовать исторически значимые государственно-правовые процессы и явления России для правового воспитания молодежи |