Технические средства обучения

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Лечебный факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН И.М.Чиж   «___ »____________2015 г. 2010 г.  

Тема № __Общая характеристика и медико-санитарные последствия

Чрезвычайных ситуаций

ЛЕКЦИЯ

для студентов фармацевтического факультета

Обсуждена на заседании кафедры «__ »______________201 г. Протокол №____

Москва – 2015

СЛАЙД 2

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  Введение
1. Понятия и классификация чрезвычайных ситуаций и их источников
2. Фазы (стадии) развития и поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях
3. Последствия чрезвычайных ситуаций
3.1. Медицинские и медико-санитарные последствия
3.2. Чрезвычайная ситуация в медицинской (фармацевтической) организации
  Заключение
Всего:

СЛАЙД 3

Литература

ОСНОВНАЯ

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов мед.вузов, под ред. чл.-корр. РАН, проф. И.М.Чижа. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 302 с.

2. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф: учебное пособие для медицинских вузов / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2011. – 272 с.

3. КекелидзеЗ.И. Медицинские работники в чрезвычайных ситуациях. Материалы ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского / З.И. Кекелидзе, Б.П. Щукина. – М., 2009. - 46 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютер (программное обеспечение MicrosoftPowerPoint 2013)

СЛАЙД 4. Введение

Индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций (ЧС). Продолжают наносить огромный ущерб, опасные природные явления и стихийные бедствия метеорологического, гидрологического и геофизического происхождения. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов гибель людей и материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

В связи с этим, важное социальное и экономическое значение имеет работа, направленная на проведение мероприятий по прогнозированию предупреждению ЧС. Знание руководителями объектов экономики и здравоохранения, всем населением основных характеристик стихийных бедствий, аварий, катастроф, современных средств нападения и их поражающих факторов, умение организовать защиту людей, продовольствия, водоисточников и техники считается важнейшим и необходимым условием деятельности каждого из них в современных условиях, гарантией высокой готовности объекта народного хозяйства и объекта здравоохранения к действиям в экстремальной ситуации.

СЛАЙД 5. 1. Понятия и классификация ЧС и их источников

СЛАЙД 6. Под ЧС следует понимать, прежде всего, обстановку, сложившуюся на определенной территории или акватории в результате какого-либо опасного явления.

Решение о названии обстановки ЧС принимают руководители органов государственной власти и управления или организаций в том случае, если имеются или могут возникнуть человеческие жертвы, если нанесен ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, выявлены значительные материальные потери и нарушены благоприятные условия жизнедеятельности людей. Как правило, ЧС считают закончившейся, если ликвидирована непосредственная угроза жизни и здоровью людей.

Таким образом, ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Территорию, на которой сложилась ЧС, называют зоной ЧС. Границы зоны определяет руководитель работ по ликвидации ЧС по согласованию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых она сложилась.

Опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС принято называть ее источником.

Знание характеристик возможных источников ЧС имеет большое практическое значение так, как позволяет предвидеть вероятные последствия опасного явления и своевременно принимать эффективные меры по их предупреждению и ликвидации.

СЛАЙД 7. Современная классификация источников ЧС предусматривает их распределение на 4 группы: природные, техногенные, биолого-социальные и социально-политические явления или процессы.

Наши рекомендации