И начало его коренных изменений
К началу 60х годов реформы, проведенные Петром I, принесли значительные результаты. Окрепла экономика России. Выросло городское население, в том числе мещанское сословие. Ряды интеллигенции пополнились образованными разночинцами. Из толщи народа вышли талантливые изобретатели-самоучки: Ползунов, Кулибин. В 1764 г. по инициативе И. И. Бецкого организуется первое в России женское учебное заведение — Смольный институт для благородных девиц. Годом позже при нем создается отделение для «мещанских девиц». В дополнение к Академии наук в 1783 г. была открыта Российская Академия, которой было поручено заботиться о совершенствовании русского языка и литературы. Печатным органом новой академии стал журнал «Собеседник любителей российского слова». Президентом обеих академий была назначена княгиня Е. Р. Дашкова.
Серьезные успехи были достигнуты в русском изобразительном искусстве и архитектуре. В живописи прославились портретисты Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, Ф. С. Рокотов. Их работы отличались тонкой передачей индивидуального облика, характера изображаемых лиц. Автором выразительных скульптурных портретов был Ф. И. Шубин. Москва и Петербург украсились зданиями, созданными видными русскими архитекторами — В. И. Баженовым, М. Ф. Казаковым.
Вырастает международный престиж России. В Семилетней войне (1756-1763) она одержала блестящую победу над Пруссией и только по вине Петра III не воспользовалась ее плодами. В последующие десятилетия в войне с Турцией был отвоеван Крым. Началось заселение берегов Черного моря. В ходе военных операций блестяще зарекомендовали себя выдающиеся полководцы — Румянцев, Потемкин, Суворов.
Вместе с тем в последние десятилетия XVIII в. резко обостряются социальные противоречия русского общества. После указа о вольности дворянства дворяне освобождаются от обязательной службы. Последующие указы, изданные правительством, разрешали помещикам без суда ссылать крестьян на каторжные работы. Усиление крепостнического гнета вызвало недовольство крестьянских масс. В 1773-1775 гг. разразилось Пугачевское восстание, поддержанное уральскими рабочими и представителями национальных меньшинств России — башкирами, калмыками. Восстание было потоплено в крови, после чего в стране установилась реакция.
Широкий резонанс в России имела революция в Америке 1775-1783 гг., завершившаяся отделением североамериканских штатов от монархической Англии и провозглашением самостоятельной американской республики. Большое влияние на русскую общественную мысль оказала Великая французская революция 1789-1793 гг. Оба события свидетельствовали о шаткости, непрочности феодального мира. Одним из проявлений освободительной мысли XVIII в. стало мощное идеологическое движение, получившее название эпохи Просвещения. Словом «Просвещение» стали называть не обычное распространение знаний, а воинствующую идеологию, направленную против феодально-абсолютистского общества. Идеология просветителей подготовила Великую французскую революцию. Просветители, по словам Ф. Энгельса, подвергли беспощадной критике устои феодального мира: «...Все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам»[47].
Просвещение прошло в своем развитии несколько этапов. На самом раннем из них оно выдвинуло идею «просвещенного» абсолютизма, одним из приверженцев которого был Вольтер. Ее разделяли и наши классицисты, в том числе Ломоносов и Сумароков. В дальнейшем, во второй половине XVIII в., просветительство резко активизируется. Среди его сторонников особенно известны Дидро, Руссо, Гольбах, Даламбер, Гельвеций. Энциклопедия, издававшаяся под. руководством Дидро и Даламбера, стала сводом новых знаний, подрывавших основы абсолютистского государства.
Просвещение обогащается новыми идеями, получившими распространение во многих странах. Среди них широкой популярностью пользовалась теория естественного права, направленная против феодального законодательства за равенство граждан перед законом. Естественное право, по мысли просветителей, дается всем людям самой природой, независимо от их сословной принадлежности. Это право на свободу, на пищу, на жилье, на свободное передвижение и свободное выражение своих мнении. Все они оказались грубо попранными. Но у человека, указывали просветители, есть еще одно право — право на самозащиту. «Если закон, — писал Радищев, — или не в силах его (человека. — П. О.)заступить, или того не хочет... тогда пользуется гражданин природным правом защищения... Ибо гражданин, становяся гражданином, не перестает быть человеком, коего первая обязанность, из сложения его происходящая, есть собственная сохранность, защита, благосостояние»[48].
С теорией естественного права была тесно связана еще одна просветительская мысль — о внесословной ценности человеческой личности. В феодальном мире достоинство человека, степень уважения к нему находились в прямой зависимости от его социального положения. «Благородными» называли себя дворяне, «подлыми» считались представители демократических слоев. Просветители восстали против этой унизительной градации. Достоинство человека определялось ими не социальной принадлежностью, а его личными качествами — умом, чувствами, пользой, которую он приносит обществу.
Средневековой идее божественного происхождения царской власти просветители противопоставили сугубо земную, светскую теорию общественного договора. Одним из ее создателей был Жан Жак Руссо. Теория эта носила чисто умозрительный характер, но она подрывала авторитет абсолютизма, уничтожала окружающий его ореол. Суть ее состояла в следующем. В первоначальном, «естественном» состоянии каждый человек руководствовался своей волей, своими желаниями, что создавало для него же самого массу неудобств, поскольку эти желания не всегда совпадали с намерениями других людей. Тогда, во имя общей пользы, люди перешли от естественного состояния к гражданскому обществу и начали подчиняться общим для всех законам, поступившись частью своих 1 «естественных» прав. Хранителем законов и общественного порядка был избран царь. Граждане и монарх заключили между собой общественный договор о взаимном уважении законов. Было решено, что, если монарх нарушит закон, посягнет на права граждан, народ расторгает с ним общественный договор, судит и наказывает его, как рядового члена общества. Тем самым утверждалось право народа на насильственное ниспровержение деспотической власти.
Авторитет просветителей был настолько высок, что им решили воспользоваться в своих целях даже некоторые европейские монархи, в том числе Екатерина II. Русская императрица вела оживленную переписку с Вольтером и Дидро. Она купила у Дидро его библиотеку и оставила ее владельцу в пожизненное пользование. Гонимому во Франции Руссо было предложено убежище в России, правда, он не воспользовался этим приглашением. Разумеется, все это было рассчитано на чисто внешний эффект и не оказало влияния на общественную жизнь России. Более того, начав с либеральных обещаний пересмотреть русское законодательство и предоставить свободу книгопечатания, Екатерина завершила свое царствование разгромом масонских лож, арестом Новикова и ссылкой Радищева.
Просветительство нашло выражение во всех сферах идеологии — в философии, юриспруденции, искусстве. В России особенно ярко оно проявило себя в художественной литературе и прежде всего в творчестве Новикова, Фонвизина, Державина, Радищева, Карамзина. Под его воздействием радикализируется классицизм и складывается новое литературное направление — сентиментализм. Г. П. Макогоненко была выдвинута мысль о наличии в России этого времени еще одного литературного направления — просветительского реализма, к которому он причислил почти всех крупных писателей второй половины XVIII в.[49] Между тем от такой нивелировки разных авторов под знаменем реализма решительно предостерегал в свое время известный исследователь литературы Г. А. Гуковский. «Нет ничего вреднее для науки, — писал он, — чем безразличное выкрашивание всего в один цвет... Именно потому необходимо всячески протестовать против слишком распространенной в нашей научной и учебной литературе тенденции все явления прошлого красить в цвета реализма».[50]Идея, предложенная Г. П. Макогоненко, не нашла широкого признания в научных кругах и вызвала ряд справедливых критических замечаний.[51]
В 80 —90е годы XVIII в. под благотворным влиянием просветительских идей на новую ступень развития поднимается русский классицизм. Более глубоким и смелым становится общественный пафос литературных произведений. Особенно заметными были успехи в жанре комедии. В предшествующий период комедия была представлена в России только пьесами Сумарокова, продолжавшими традиции интермедий и театра дельарте и не дававших широкого представления о подлинно классицистическом репертуаре. На погрешности Сумарокова против правил классицизма указывал еще Тредиаковский. «Комедия сия, — писал он о пьесе «Тресотиниус», — недостойна имени комедии и всеконечно неправильная, да и вся противна регулам театра...»[52] В последние десятилетия XVIII в. появляются лучшие образцы русской классицистической комедии: «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина, «Хвастун» Княжнина, «Ябеда» Капниста. Они резко отличаются от комедий Сумарокова, имевших домашний, камерный характер, широким общественным содержанием и просветительским пафосом. В них обличаются не страсти отдельных людей, а помещичий произвол, продажное судопроизводство, хищничество и взяточничество чиновников. Причем эти явления не просто упоминаются, что было и в пьесах Сумарокова, а становятся основой сюжета, самого сценического действия. В произведениях Фонвизина, Княжнина, Капниста наблюдается четкая организация сценического действия. Княжнин и Капнист создают стихотворные комедия, считавшиеся у классицистов лучшими образцами этого жанра.
На новую ступень поднимается и классицистическая трагедия, разрабатывающая тираноборческие («Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Сорена и Замир» Николева) иреспубликанские («Вадим Новгородский» Княжнина) темы.
В лирической поэзии на первом месте по-прежнему остается ода. Лучшие ее образцы в последние десятилетия XVIII в. принадлежат Державину и Радищеву. Традиционную по форме оду «Вольность» Радищев наполнил революционным содержанием, прославив в ней народное возмущение против деспотической власти. Перед нами — яркий образец просветительского революционного классицизма, продолжателями которого в XIX в. станут поэты-декабристы и молодой Пушкин. Вершиной классицистической поэзии считалась эпическая поэма. Но во вторую треть XVIII в. этот жанр еще не был представлен ни одним произведением. Ломоносов начал писать своего «Петра Великого» в начале 60х годов, только в 1769 г. появилась «Тилемахида» Тредиаковского. Несколько позже вышла в свет «Россияда» Хераскова (1779).
Своеобразие русского классицизма второго этапа заключалось также и в том, что его художественные принципы распространяются в последнюю треть XVIII в. не только на поэзию и драматургию, но и на прозаические жанры — романы, повести, журнальную сатиру. Здесь, в прозе, также выстраивается иерархия высоких и низких жанров. Для первых послужил образцом широко известный роман Фенелона «Приключения Телемака». Эту книгу высоко ставил Сумароков и даже приравнивал ее к эпическим поэмам. Под влиянием «Телемака» написаны романы Хераскова, и в первую очередь «Нума, или Процветающий Рим». Сюда же следует отнести книгу Ф. Эмина «Похождения Фемистокла». С высокими жанрами классицизма эти произведения связаны своей гражданской, государственной проблематикой, античными героями, использованием торжественного стиля.
В отличие от политико-философского романа журнальная сатира Новикова, Эмина, Крылова ориентируется на низкие жанры классицизма — на стихотворную сатиру, басню, комедию. В сатирических журналах появляются типичные классицистические персонажи — жестокие крепостники, взяточники-судьи, щеголи и щеголихи, галломаны, самодовольные невежды. Характеристики их рационалистичны, назидательны, представлены какой-либо одной чертой, подчеркнутой, как правило, именем или прозвищем героя. Таковы помещики Змеян и Безрассуд в новиковском «Трутне» или вельможи Дурсан, Ослошид и Грабилей в повести Крылова «Каиб».
И вместе с тем своеобразие литературного процесса в России последней трети XVIII в, состояло в том, что расцвет русского классицизма оказался одновременно и началом его существенной трансформации. Проявлялась она поразному. Создавались произведения, осмеивающие классицистические штампы. Сюда прежде всего следует отнести сатиру Дмитриева «Чужой толк», а также шутотрагедию Крылова «Трумф». Нарушается закон «чистоты» жанров. Фонвизин в классицистическую по своей основе комедию «Недоросль» вводит серьезные, «слезные» сцены, характерные для «мещанской» драмы. В одах Державина соседствуют хвалебное и сатирическое начала. В поэзии Державина отчетливо выступает биографическое начало, нарушающее принципы классицистической надындивидуальной поэзии. Огромную роль в его стихах играют выразительные бытовые реалии.
И наконец, рядом с классицизмом складывается другое литературное направление — сентиментализм. При этом классицизм и сентиментализм часто уживаются мирно в творчестве одного и того же автора. Так, Херасков создал и слезные драмы, и классицистическую поэму «Россияда». Николев написал сентиментальную комическую оперу «Розана и Любим» и «высокую» трагедию «Сорена и Замир». Автору прославленных сентиментальных повестей Карамзину принадлежит «Историческое похвальное слово Екатерине II», а Радищеву — яркая классицистическая ода «Вольность», Мирное сосуществование классицизма и сентиментализма объясняется тем, что оба этих литературных направления стали выражением просветительской идеологии и в ряде случаев как бы дополняли друг друга в критическом отношении их авторов к самодержавно-крепостническим порядкам.
Заметным явлением в общественной жизни второй половины XVIII в. стали полутайные организации, именовавшиеся масонскими ложами. Особенно известной среди них была ложа московских розенкрейцеров — рыцарей златорозового креста. В их число входили видные писатели: Н. И. Новиков, М. М. Херасков, В. И. Майков, И. В, Лопухин, А. М. Кутузов, Н. М. Карамзин. Масонов называли также мартинистами по имени французского писателя-мистика СенМартена, автора известной в России книги «О заблуждениях и истине». Пушкин писал о масонах: «В то время существовали в России люди, известные под именем мартинистов... Странная смесь мистической набожности и философического вольнодумства, бескорыстная любовь к просвещению, практическая филантропия ярко отличали их от поколения, к которому они принадлежали».[53] Вначале русские масоны разделяли умеренные взгляды просветителей, но после 1789 г. резко от них отошли.
Масоны критиковали низкий нравственный уровень представителей власти и подавляющей массы дворянства. Товарищ Радищева по лейпцигскому университету А. М. Кутузов превратил свои примечания к переводу «Ночных дум» Э. Юнга в страстное обличение дворянского общества. «Многие ли из нас, — вопрошал он, — могут назваться человеками? Не все ли подобны зверям диким? Не все ли желания наши устремлены к пожранию ближних наших?»[54] Гневное осуждение вызывает у Кутузова воспитание дворянами своих детей: «С самых юных лет... приучают уже нас к праздности... Все старание воспитателей наших состоит в том, чтоб научить нас говорить много, красиво и проворно».[55] На чисто религиозной основе (равенство всех людей перед Богом) Кутузов приходит к мысли о внесословной ценности человеческой личности: «Богатство, знатность, почтение нимало не составляют для человека... Сделаться истинным человеком — вот титло, которого никто на земле сей отнять не может».[56]
Критику двора и распущенных придворных нравов содержала анонимная статья «О государях». Как скоро государь отдается любви — говорилось в ней, — то весь его двор почитает чувствовать ту же страсть... Любовницы государя, министров и временщиков... станут раздавать чины, и все дела расположат по своим прихотям...»[57] В масонском журнале «Покоящийся трудолюбец» было помещено стихотворение, рисующее бедственное положение крепостных крестьян:
Кровавый пот они, трудяся, проливают
И пищу нужную для нас приготовляют,
Для нашей роскоши, для прихоти своей
Мы мучим, не стыдясь, подобных нам людей...[58]
Корни всех этих уродств и злодеяний масоны видели в греховности всего человеческого рода и поэтому в качестве рецепта предлагали не политическую борьбу, а религиозно-нравственное самосовершенствование. Средствами такого самовоспитания объявлялось чтение специально подобранных книг, ежедневный контроль над своими мыслями и поступками, самоотверженная филантропическая деятельность. Из общественно полезных дел розенкрейцеров следует отметить поистине титаническую издательскую работу Типографической компании во главе с Н. И. Новиковым, создание в Москве и Петербурге училищ для детей недворянского происхождения, помощь голодающим крестьянам в 1787 г. Екатерина II чувствовала скрытую оппозицию масонов, с подозрением наблюдала за их деятельностью, но от решительных мер против них некоторое время воздерживалась. Расправа наступила после начала революции во Франции. В 1792 г. последовал разгром масонских лож. Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость, его друзья высланы из Москвы в принадлежащие им имения.