Тема 4. Политические и правовые учения эпохи Средневековья
Возникновение и развитие феодализма. Кризис философско-этической концепции политико-правовой мысли и формирование религиозной (христианской) концепции в Западной Европе. Теократическая теория права и государства. Правовые идеи средневековой схоластики. Учение отцов церкви. Теологическая теория Августина Блаженного о происхождении государства. Учение о свободной воле и пути совершенствования человека и общества. Взаимоотношение церкви и государства.
Учение Фомы Аквинского о трех элементах государственной власти, четырех видах законов и их соподчиненности. Право народа на оказание сопротивления верховной власти. Условия, необходимые для реализации этого права. Выражение интересов средневекового бюргерства.
Политические, правовые и нравственные идеалы средневековых ересей. Критика правовых догматов официального христианства. Особенности и специфика возникновения средневековых ересей в христианской церкви. Правовые источники средневековых еретиков и их труды: Библия и ее понимание еретиками
Формирование и развитие мусульманско-правовой мысли: причины и условия. Политико-правовое учение Ибн-Халдуна. Судьбы мусульманской политико-правовой мысли
Количество часов: 2
Цель занятия: изучить особенности и специфику политико- правововых учений эпохи средневековья.
Задачи занятия: рассмотреть специфические черты возникновения и развития политико-правовых учений, в связи с развитием политической системы этого периода. Понять причины их формирования, основные формы проявления этих учений.
Учебные вопросы, выносимые на семинарское занятие:
1. Понятие «средних веков». Особенности политической системы Европы эпохи средневековья. Роль религии в интеллектуальной мысли средневековья.
2. Теологическая теория Августина Блаженного. Его воззрения на государство и политические отношения
3. Учение Фомы Аквинского.
4. Еретических движений в христианской церкви: причины и условия возникновения. Основные воззрения на государство и политические отношения
5. Особенности и специфика мусульманской правовое мысли: учение Ибн-Халдуна
Темы докладов:
1. Инквизиция: преступление церкви, или борьба за веру.
2. Ян Гус: политический портрет и политические идеи
3. Ариане, вальденсы, альбигойцы(на выбор): политическое учение и программа требований.
4. Политическая ситуация средневековья как условие возникновения правовых теорий средневековья.
5. Политические теории средневековья: общее и особенное
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Политическая система средневековья
2. «Теория двух мечей»
3. Теологическая теория происхождения государства и права
4. Соотношение светской и религиозной властей
5. Роль ересей в интеллектуальной культуре средневековья.
6. Организация борьбы церкви с ересями.
Терминологическое задание: «теория двух мечей», «нити субординации», ереси, анафема, арианство, несторианство, донатизм, I Вселенский собор в Никее 325г., манихейство, Священное писание, «дешевая» церковь, францисканцы, доминиканцы, инквизиция, лолларды, табориты, фикх, свобода иджтихада
Тестовое задание
1. «Град земной», по мнению Августина Блаженного, создан Богом для того, чтобы:
А) Служить церкви и поддерживать земной, временный порядок.
Б) Господствовать над «градом небесным».
В) Управлять человеческими страстями.
Г) Поддерживать порядок в «граде небесном».
2. Ядром мировоззрения феодального общества в Европе была:
А) Христианская религия.
Б) Марксизм
В) Идеи просвещения.
Г) Идеи реформации.
3. Центральной проблемой политико- правовых учений Средневековья были вопросы:
А) Рационального обоснования права.
Б) Определения классовой природы государства.
В) Соотношения веры и разума.
Г) Определения классовой природы права
4.Ересь - это:
А) религиозное учение, прямо противоположное официальной церкви;
Б) движение крупных феодалов против королевской власти;
В) сторонников крестовых походов;
Г) крестьянское движение за землю.
5. Лолларды выступали за:
А)передачу земли крестьянам и ликвидацию крепостного права;
Б) ограничение королевской власти в Англии;
В) продолжение 100-ей войны с Францией;
Г) переход Англии на деньги нового образца.
6. Чем был вызван всплеск еретического движения в Европе ХIV-ХV веков:
А) созданием централизованных государств;
Б) ростом количества крестьян;
В) окончанием крестовых походов;
Г) зарождением средних городских слоев, выступающих за реформы в церкви
Рекомендуемая литература
Рекомендуемая литература (основная)
1. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие./ И.Ф. Мачин.-3 изд., испр. И доп. – М.: 2011. ЭБС.IBOOKS
2. Рубаник В.Е, История политических и правовых учений. Академический курс: Учебник для вузов/В.Е. Рубаник; Рос. Академия правосудия; ответ. ред. В.Е. Рубаник.-2012. ЭБС. Университетская библиотека
3. Рубаник В.Е. История политических и правовых учений. Академический курс: учебник для вузов. - М., 2012.
4. История политических и правовых учений : учеб. для магистров/ В.И. Власов [и др.].- 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Юрайт, 2013. ЭБС. Университетская библиотека
2.Рекомендуемая литература (дополнительная):
1. Аксенов А.В. Ж.Мелье о происхождении и сущности политической власти, государства и права// Труды ВЗЮИ.-т.IV. статьи аспирантов.- М., 1965*.
2. Барнашов А.М. О предпосылках возникновения теории разделения властей.-В книге: доклады итоговой научной конференции юридических факультетов. Декабрь 1970.-Томск, 1971.-с.42-49*.
3. История политических и правовых учений: Древний мир/Отв. Ред. В.С.Нерсесянц.- М.:Наука, 1985*.
4. История политических и правовых учений: Средние века и возрождение/Отв. Ред. В.С.Нерсесянц.- М.:Наука, 1986*.
5. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов. -- М., 2007*.
6. Политические учения: История и современность. Домарксистская политическая мысль.-М.:Наука, 1976*.