Древнерусского государства
(IX-XII вв.)
Для истории восточных славян характерен процесс постепенного складывания государственных институтов, развития правовых отношений в обществе. Столетия потребовались нашим предкам, чтобы естественноисторическим путем от родоплеменной общины, через союзы племен, протогосударственные образования, прийти к такой политической организации, которая удовлетворяла бы основным признакам государства. При этом славяне миновали рабовладельческую формацию и начали оформление государственности в условиях раннего феодализма.
Процесс политической консолидации восточных славян и обретения ими государственности завершился в конце IX в. образованием крупного, относительно единого Древнерусского государства – Киевской Руси. Датой образования Древнерусского государства считается 882 г., когда новгородский князь Олег захватил Киев. Таким образом, под властью Киева объединились два крупнейших славянских политических центра – Киевский и Новгородский.
Образование Древнерусского государства было обусловлено рядом внутренних и внешних факторов: территориальной, этнической и культурной общностью восточных славян, экономическими связями и их стремлением объединить силы в борьбе с общими врагами.
Следует отметить, что в исторической науке существует несколько теорий о том, как именно образовалось Древнерусское государство. Одной из них является так называемая норманнская теория, появившаяся в XVIII в. и основанная на знаменитом летописном своде «Повесть временных лет». Эта теория гласит, что в IX в. среди славян не было единства: южные племена платили дань хазарам, а северные – варягам. Передравшись между собой, для установления порядка славяне решили обратиться к иноземным князьям. И тогда была произнесена знаменитая фраза: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжить и володети нами». Варяжские князья пришли на Русь и в 1862 г. сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере.
Впрочем, у многих ученых (например, у М.В. Ломоносова) ещё в момент обнародования указанной теории появились возражения против подобной трактовки образования Русского государства. Не меньше опровержений находится и в современный период. В частности, по своему экономическому и политическому уровню славяне в IX в. стояли выше варягов, а потому позаимствовать государственный опыт у иноземцев они не могли. Кроме того, нельзя согласиться со столь примитивным объяснением процесса образования государства: государство – это продукт долгого и сложного социального развития общества, и его не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся личностей.
Не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшие государства – княжества пригласили их на соответствующие государственные посты, что было для тех лет вполне обычной практикой. К сожалению, до сих пор точно неизвестно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае, они существовали до 862 г. – даты «призвания варягов». Но момент объединения восточнославянских земель в единое государство известен достоверно – 882 г. Затем Олегу удалось присоединить и другие русские земли, создав очень большое по тем временам государство.
Киев выдвинулся в качестве центра объединения русских земель, прежде всего, из-за своего выгодного географического положения, т.к. он контролировал очень важный путь по Днепру «из варяг в греки». Впрочем, Новгород оставался самостоятельным центром государственности, постепенно развиваясь и вплоть до XI в. осуществляя территориальную экспансию.
Русская государственность основывалась на двух формах территориальной пространственной организации. Первую форму представлял огромный конгломерат сельских общин (миров, вервей), население которых традиционно занималось сельским хозяйством. Вторую форму составляло постоянно увеличивающееся население городов и городских поселений, которые возникали или в качестве крепостей, или торговых центров.
В своем развитии Древнерусское государство прошло два основных этапа. Первый охватывает конец IX и X вв., когда завершилось объединение всей древнерусской народности в едином государстве, шел процесс создания и совершенствования его аппарата власти и военной организации. Второй этап – конец X – первая половина XI вв. – период расцвета Киевской Руси. Во второй половине XI в. наметилась тенденция к политической раздробленности, а в конце первой трети XII в. Древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств и земель.
Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но в ней уже вполне отчетливо были видны основные черты феодальных отношений. Постепенно формировалась феодальная собственность на землю, соответственно складывались основные классы феодального общества – феодалы и зависимые крестьяне.
Феодалы были высшим классом. Наиболее крупными феодалами были князья. Ближайшей опорой любого князя являлась дружина. Дружина не имела иного, кроме князя, вождя. Личные служебные обязанности дружинника постепенно начинали связываться с поземельными, владельческими отношениями: за службу князь жалует ему землю, населенную крестьянами и это право включается в договоры князя с дружинниками. Создавалась сложная феодальная иерархия.
В X-XII в. дружина князя дифференцируется на «старшую» и младшую» (по возрасту и социальному положению). Именно из старшей дружины сформировалось боярское сословие. Как особая социальная группа, боярство было призвано выполнять две основные функции: во-первых, оборонять территорию и участвовать в боевых походах князя; во-вторых, активно участвовать в принятии политических и управленческих решений, работать в княжеском совете и княжеском суде.
На начальном этапе своего становления боярство было, прежде всего, элитной частью дружинного войска, получая за это лучшую часть военной добычи. В последующем, с закреплением вотчинного принципа землевладения (наследственного, привязанного к определенной территории владения), «оседанием» дружины на землю, с расширением иммунитетных прав отдельных боярских семей, увеличением количества зависимых крестьян (прежде всего, на основе закупничества), создались предпосылки для автономного существования боярских вотчин. Они превратились в родовые «гнезда» со своим укладом жизни, хозяйством, собственным войском, подданным населением и т.п.
За боярами по своему влиянию и богатству следовали дворцовые слуги: тиуны (управители), мечники, гриди, детские, отроки. Старших дворцовых слуг (дружинников) называли огнищанами (от слова «огнище» – дом, очаг) или «княжими мужами». «Княжи мужи» также часто становились крупными землевладельцами.
Основную массу населения составляли крестьяне-общинники. Значительная их часть еще была свободной и платила дань только князю. Население первоначально носило название «люди», «смерды». Термин «смерд» первоначально означал человека вообще, мужа или людина. В дальнейшем с выделением из общей массы общинников знатных и богатых, для их обозначения появляются специальные слова, а слово «смерды» стало обозначать остальную часть сельского населения, в первую очередь земледельцев. В последующем, из массы смердов стали выделяться «худые смерды», т.е. разорившиеся общинники, и, по мнению некоторых исследователей, слово «смерды» стало обозначать зависимых от феодалов земледельцев.
Кстати, подобную судьбу имеет и слово «крестьянин» («христианин»), которое после принятия Русью христианства, стало обозначать основную массу населения – земледельцев.
В Древнерусском государстве ещё отсутствовало закрепощение крестьян «в чистом виде». Для данной стадии развития феодализма было характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала.
Но множество смердов уже попало в непосредственную, прежде всего, экономическую, зависимость от феодалов. Дань, взимавшаяся со смердов, превратилась в феодальную ренту, которую они платили феодалам (князю, боярину, монастырю). Постепенно феодалами захватываются общинные земли, а крестьяне закабаляются. Решающее значение приобрела рента продуктами, ибо феодал, как правило, не ломал мелкого крестьянского производства.
Среди феодально-зависимых крестьян особое место занимали закупы. Это были смерды, утратившие хозяйственную самостоятельность. Они имели собственное хозяйство, но потеряли возможность вести его без чужой поддержки, и закабалялись феодалом путем выдачи ссуды в денежной или натуральной форме («купы»). Вплоть до полного возврата ссуды закуп был обязан работать в хозяйстве заимодавца-феодала, давшего «купу», причем труд закупа не шел в счет уплаты долга, а выступал как бы в качестве процентов по долгу. К закупу феодал имел право вотчинной юстиции. Впрочем, закуп еще не был превращен в крепостного: если он ухитрялся набрать денег для уплаты долга, то мог немедленно уйти от своего господина. Кроме того, закупа нельзя было бить «не за дело», продавать в холопы, отнимать имущество.
Холопы («невольная челядь») были совершенно бесправной частью населения и находились на положении рабов. Господа могли продавать, наносить побои и даже безнаказанно убивать холопов. Источниками холопства были плен, продажа себя в рабство, женитьба на холопке без предварительного договора, оговаривающего свободу вступающего в брак, поступление в услужение без особого договора. В холопов также превращали закупов, совершивших кражу или пытавшихся убежать от своего господина. Рабом становился и злостный неплательщик долга. Холоп не имел собственности. Он сам был собственностью господина. Раб не имел права заключать от своего имени сделки. Если он обманным путем вступал в какую-нибудь сделку, то имущественную ответственность за сделку нес его господин. При отказе господина отвечать за сделки своего холопа, то холоп переходил в собственность пострадавшего. Если посторонний человек вступал в гражданско-правовые отношения с холопом, зная, что он холоп, то закон отказывал такому человеку в защите. Холоп не подвергался ответственности за преступления. В случае кражи, совершенной им, господин его платил двойное возмещение похищенного.
Всякий, давший «беглому» челядину хлеба или указавший ему путь, должен был заплатить стоимость рядового холопа (5 гривен). За поимку беглого холопа выдавалось вознаграждение в одну гривну. Если поймавший холопа потом упускал его, то должен был уплатить его стоимость за вычетом гривны, полагающейся ему за поимку.
Некоторые холопы по своему положению были близки к зависимым крестьянам. Посаженные на землю холопы имели хозяйственную самостоятельность, но подвергались при этом жесткой феодальной эксплуатации в виде отработочной и продуктовой ренты.
В целом на Руси холопы не составляли основу производства, а рабство было патриархальным, домашним.
Закабаление экономически несостоятельных смердов, превращение общинников в феодально-зависимых проходило в условиях ожесточенного сопротивления масс. Летопись говорит о восстаниях киевлян в 1068 и 1113 гг., ростовских (ныне – Ростов Великий) и новгородских смердов в 70-х гг. XI в.
Это заставляло феодалов иногда идти на отдельные уступки: в частности, было разрешено убивать «в пса место» княжеских слуг, застигнутых при попытке увода коней или рогатого скота у населения, в провозглашении права закупа искать защиты от обид его господина в княжеском суде и т.д.
Хотя население Руси занималось преимущественно сельским хозяйством, в Древнерусском государстве существовали многочисленные и достаточно большие по тем временам города. Так, в XI в. городов было больше 80-ти, а к моменту монголо-татарского нашествия – около 300.
Население городов составляли, прежде всего, торговцы и ремесленники разных рангов, которые объединялись в профессиональные корпорации (гильдии, цехи). Города, как правило, были крепостями и местом пребывания гарнизонов. Наиболее укрепленным местом города был кремль, где жители укрывались в случае опасности.
Городское население составляло городскую общину, которая решала многие вопросы городского управления, податей, распоряжения городским имуществом. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией. Это особенно относилось к «гостям», ведшим иностранную торговлю.
Города являлись центрами культуры. Грамотность здесь была широко распространена не только среди купцов, но и среди ремесленников.
В целом же статус древнерусских городов не был четко определен, и сам способ хозяйственного существования городов мало отличался от сельских поселений – горожане занимались не только торговлей и ремеслом, но и земледелием, огородничеством и т.п.
Таким образом, в Древнерусском государстве, по мнению некоторых ученых, в XI-XII вв. стали складываться сословия, т.е. большие группы людей, объединенные единством правового статуса. Впрочем, другие отечественные и зарубежные авторы утверждают, что сословный строй был свойственен только западному феодализму.