Понятие и сущность исполнительной власти.
Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.
Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры. Председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.
Основные функции Правительства:
· руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
· разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
· разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;
· обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;
· принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
· выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
· обеспечивает выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряжений Президента.
Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие общую силу на всей территории Республики Беларусь.
Социально-экономические задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, где основными приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее обеспеченных слоев граждан и реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества.
9.5. Структура судебных органов, их задачи. Основные принципы правосудия.
Судебная власть – система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативно-правовых актов.
Судебная власть РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Суд – орган, который применяет государственные санкции.
Функции суда:
- Наказание за уголовное, административное правонарушение
- Рассмотрение споров и конфликтов между личностью и государством
- Разрешение споров между государственными структурами и негосударственными структурами.
Структура судебных органов:
· Конституционный Суд Республики Беларусь – следит за соблюдение норм Конституции в стране;
· Общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);
· Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды);
· Хозяйственный суд города Минска.
Образование чрезвычайных судов в РБ запрещается.
Задачи судебных органов:
· защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;
· правовое, гражданское воспитание граждан.
Основные принципы правосудия:
· независимость судей и их подчинение только закону;
· коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;
· гласность судебного разбирательства;
· обеспечение обвиняемому права на защиту;
· обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;
· неприкосновенность судей.
Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь».
Конституционный суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов конституционного Суда – 70 лет.
Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента конституции Республики Беларусь.
Компетенция, организация и порядок деятельности конституционного Суда определяются законом.
9.6. Контрольно-надзорные органы в политической системе.
К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов Правительства осуществляет Генеральная Прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные и специализированные (транспортная, военная) прокуратуры.
Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.
9.7. Структура органов местного (территориального) управления и самоуправления.
Местное (территориальное) управление – управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.
Местное управление – форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающих на соответствующей территории.
Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы и местные администрации.
Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного комитета.
Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.
Председатель райисполкома и горисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным (городским) Советом депутатов.
Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.
Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.
Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя и оного из форм осуществления власти народа через выборы.
Органы территориального общественного самоуправления избирается гражданами сроком на 4 года.
В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов:
· утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
· установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
· определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
· назначение местных референдумов.
Местные Советы депутатов, как и исполнительно-распорядительные органы, на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Разумеется, если эти решения не противоречат действующему законодательству. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.
Задачи демократической трансформации в Республике Беларусь могут быть решены институтами государственной власти при условии компетентно управления обществом. Страна сделала свой выбор в пользу демократического, правового, социально эффективного, динамично развивающегося государства.
ТЕМА 10: Политические партии и общественные объединения.
10.1. Понятие общественных объединений. Их роль в политической жизни общества.
10.2. Политические партии. Структура, признаки, функции, типы партийных систем.
10.3. Общественные объединения и политические партии Беларуси.
10.1. Понятие общественных объединений. Их роль в политической жизни общества.
Под общественным объединением понимают добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединяющихся на основе общих интересов для достижения социально значимых целей и имеющие относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Общественные организации и движения появляются как реакция на возникновение социально-значимых проблем в экономической, экологической, политической сфере, отражающие изменения в мировоззрении людей.
Польский политолог Е. Вятр выделил V стадий в развитии общественных объединений:
- стадия создания предпосылок движения, которая может возникнуть как «снизу» по инициативе граждан, так и «сверху» по инициативе государственной власти;
- стадия артикуляции стремлений, где формулируются цели движения, идейные и организационные основы;
- стадия агитации – привлечение сторонников и участников, пропаганда целей, разъяснений задач организации;
- стадия развитой политической деятельности – проведение программы движения в жизнь по средствам обращения к общественности, влияние на правительство, осуществление политических действий;
- стадия затухания политического движения, когда цели движения достигнуты или оказались неосуществимы, на этой стадии движение может прекратить свое существование или превратиться в политическую партию.
Общественные объединения входят в государственную подсистему общества. Они выражают властно-значимые интересы социальных, национальных, религиозных и иных общностей, оказывают влияние на государственные институты с целью реализации интересов.
Типы общественных объединений: политические и неполитические.
Политические организации претендуют на власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Периодически проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других структурах, предлагают свои кандидатуры на государственные должности, оказывают влияние на выработку и принятие политических решений.
Неполитические организации не ставят целей завоевания государственной власти. Они в основном выражают и превращают требования граждан в альтернативы государственной социальной политики.
Формы общественных объединений:
· Политические партии
· Профсоюзы
· Общественно-политические движения
· Спортивные общества
· Женские, молодежные, студенческие организации
· Творческие союзы
· Ассоциации предпринимателей
· Союзы фермеров
· Научные общества
· Религиозные объединения.
По масштабам деятельности выделяют:
Международные движения
Республиканские движения
Местные движения
Религиозные движения
Особым типом общественных объединений являются группы давления (термин впервые введен в научный оборот американскими исследователями в 20-е гг. ХХв.) – относительно немногочисленные общественные объединения, добивающиеся удовлетворения своих интересов посредством давления на институты государственной власти, их называют lobby (кулуары).
Эти группы располагают ресурсами и связями с политиками, заключают сделки с бюрократией, оказывают давление на центры власти с целью принятия выгодных решений.
Группы давления оказывают негативные последствия для общества и государства:
· препятствуют удовлетворению общественно-целостных интересов;
· порождают коррумпированность государственных чиновников;
· содействуют укоренению теневых криминальных форм правления;
· дестабилизируют государственную политику, блокируют нужные обществу решения.
Множество неправительственных организаций и движений вместе составляют основу гражданского общества.