Тема 5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти. Цель семинарского (практического) занятия – раскрыть понятие, систему и структуру органов исполнительной власти

Цель семинарского (практического) занятия – раскрыть понятие, систему и структуру органов исполнительной власти.

1. Понятие, функции и основные признаки исполнительной власти.

2. Понятие и содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть. Конституционные полномочия Президента РФ в сфере деятельности исполнительной власти и ее органов. Взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ.

4. Правительство Российской Федерации. Осуществление функций исполнительной власти Правительством РФ. Состав и структура федерального Правительства. Компетенция Правительства РФ и организационные формы его деятельности.

5. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в субъектах федерации. Правовое положение, создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов в субъектах федерации.

Основная литература [1, 2, 3]

Дополнительная литература:

Нормативные правовые акты [1, 2, 10, 49, 50, 51, 66, 67, 68, 83, 84, 89]

Специальная литература [1, 3, 13, 14, 18, 29, 31, 38, 59, 68, 109, 155, 160]

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под единой системой исполнительной власти в РФ? При помощи каких административно-правовых средств она обеспечивается?

2. Какое место занимает Президент РФ в системе исполнительной власти?

3. Назовите признаки, отличающие орган исполнительной власти от других государственных органов и государственных учреждений.

4. Какие виды государственно-властных полномочий Вы знаете?

5. Что понимается под делегированием полномочий и в каких административно-правовых формах оно осуществляется?

6. Каково соотношение понятий «исполнительный орган государственной власти» и «орган государственного управления»?

7. Какие виды органов входят в единую систему исполнительной власти субъекта РФ?

8. Какие виды федеральных органов исполнительной власти созданы в городах и районах?

Задания:

1. Изучить рекомендуемую к данной теме литературу.

2.Перечислите ключевые функции Правительства РФ и раскройте основные полномочия Председателя Правительства РФ. Также попробуйте определить ключевые направления совершенствования деятельности Правительства РФ по стабилизации экономического положения в РФ.

3.Назовите основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Укажите, где они закреплены. Необходимо ли, по вашему мнению, совершенствовать вышеуказанные полномочия? Если да, то раскройте направления и пути их совершенствования.

4.Проанализируйте две конституции и два устава субъектов РФ по выбору и на их основе раскройте правовое положение и систему органов исполнительной власти указанных субъектов.

5.Раскройте систему и структуру органов исполнительной власти области и автономного округа на конкретных субъектах РФ.

6.В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы исполнительной власти могут условно сведены в следующие группы:

органы, осуществляющие руководство отраслями;

Продолжите дальше - 2), 3), 4), 5) ...

7. Дайте правовую характеристику ниже перечисленных органов исполнительной власти по следующим юридическим основаниям - в соответствии с федеративным устройством; по характеру компетенции; по порядку разрешения подведомственных вопросов; по характеру функций и полномочий:

-МВД РФ;

-департамент образования области;

-налоговая инспекция края;

-администрация области;

-Правительство республики;

-Федеральное агентство лесного хозяйства России;

-департамент сельского хозяйства области.

8.Из приведенного ниже перечня органов выберите и укажите органы исполнительной власти и подразделения:

- прокуратура края;

- администрация государственного унитарного предприятия;

- УВД по г. Кемерово;

- школа;

- областная администрация;

- федеральная служба;

- управление транспорта и связи области;

- отдел образования района;

- сельская управа;

- НИИ;

- областная больница;

- администрация города;

- хлебозавод № 12;

- правовое управление области;

- сберегательный банк.

9.На основе нормативных правовых актов, регулирующих систему и структуру органов исполнительной власти субъекта РФ, где Вы проживаете, раскройте схематично структура органов исполнительной власти.

10.Составьте схему подчиненности следующих органов:

а) Правительство РФ, ФСБ, областная администрация, райвоенкомат, Министерство обороны, главное финансовое управление области, финансовый отдел администрации района, областное военкомат, Генеральный штаб;

б) Правительство РФ, администрация края, Пенсионный фонд РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, департамент охраны здоровья населения обл. администрации, пенсионный фонд области, отдел социальной защиты населения области.

11.Председатель Правительства РФ своим решением в форме распоряжения образовал новое министерство и назначил его руководителя, а также по представлению заместителя Председателя Правительства освободил от должности министра юстиции РФ.

Правомерны ли действия Председателя Правительства? Каков порядок образования, реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти? Каков порядок назначения и освобождения руководителей федеральных органов исполнительной власти?

12. Отвечая на занятии, студент Крылов так раскрыл систему федеральных органов исполнительной власти:

- министерства;

- государственные комитеты;

- комитеты;

- службы;

- надзоры;

- инспекции;

- федеральные центры;

- агентства;

- федеральные комиссии;

- главные управления.

Как Вы считаете, прав ли студент Крылов? Дайте правовой анализ ответа.

Наши рекомендации