Понятие и сущность исполнительной власти. Исполнительная власть в Республике Беларусь

Исполнительная власть — это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.

Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство Республики Беларусь — Совет министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Правительство — коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.

Состав правительства: премьер-министр и его заместители, министры; председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Республики Беларусь.

Структура судебных органов, их задачи. Основные принципы правосудия. Судебные органы в Республике Беларусь.

Основные принципы правосудия.

Структура судебных органов:

Конституционный Суд Республики Беларусь — следит за соблюдение норм Конституции в стране;

общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);

хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды);

хозяйственный суд города Минска.

Задачи судебных органов:

защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;

правовое, гражданское воспитание граждан.

Основные принципы правосудия:

независимость судей и их подчинение только закону;

коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;

гласность судебного разбирательства;

обеспечение обвиняемому права на защиту;

обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;

неприкосновенность судей.

Структура органов местного (территориального) управления и самоуправления.

Местное (территориальное) управление — управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.

Местное управление — форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающих на соответствующей территории.

Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы и местные администрации.

Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах — секретарь), члены исполнительного комитета.

Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий делами и члены областногои Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.

Председатель райисполкома и горисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным (городским) Советом депутатов.

Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.

Понятие общественных объединений, их роль в политической жизни общества.

Под общественным объединением понимают добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединяющихся на основе общих интересов для достижения социально значимых целей и имеющие относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Общественные организации и движения появляются как реакция на возникновение социально-значимых проблем в экономической, экологической, политической сфере, отражающие изменения в мировоззрении людей.

Общественные объединения входят в государственную подсистему общества. Они выражают властно-значимые интересы социальных, национальных, религиозных и иных общностей, оказывают влияние на государственные институты с целью реализации интересов.

Формы общественных объединений:

политические партии;

профсоюзы;

общественно-политические движения;

спортивные общества;

женские, молодежные, студенческие организации;

творческие союзы;

ассоциации предпринимателей;

союзы фермеров;

научные общества;

религиозные объединения.

Особым типом общественных объединений являются группы давления Эти группы располагают ресурсами и связями с политиками, заключают сделки с бюрократией, оказывают давление на центры власти с целью принятия выгодных решений.

Наши рекомендации