Политической системы общества
І. Происхождение, признаки и функции государства.
ІІ. Формы государства.
ІІІ.Сущность правового государства, его основные признаки.
І. Основным элементом политической системы общества является государство. Оно обладает наибольшими материальными, политическими и идеологическими средствами воздействия на все стороны жизнедеятельности общества. Государственная власть – это высшая форма политической власти.
В истории политической мысли существовали различные концепции, объясняющие происхождение и сущность государства.
Теория естественного происхождения государства, которую обосновал Аристотель. Мыслитель считал, что в обществе вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает род или селение, объединение же нескольких родов или селений составляет государство. Сущность государства Аристотель видел в политическом общении людей, соединившихся для достижения какого-либо блага. Согласно Аристотелю человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к «совместному жительству», жизнь в государстве – это естественная сущность человека. Общество Аристотель еще не отделял от государства. Последнее как необходимая организация, без которой люди не могут жить, логически предшествует составляющим его индивидам.
Теологические концепции получили наибольшее распространение в средние века и связывали происхождение государства с Божьим установлением. К примеру, Фома Аквинский предпринял попытку приспособить учение Аристотеля к потребностям католической церкви. Как и Аристотель, Фома считал, что государство есть бытие логически более раннее, чем составляющие его граждане. Однако Фома идет дальше: он считает, что государство берет свое начало от Бога, о чем у Аристотеля речи не было. Возникновение государственности аналогично сотворению мироздания Богом.
Близка к аристотелевской концепции патриархальная теория, автором которой был английский политический мыслитель XVIII в. Роберт Филмер. Он считал, что государство – это расширенная форма патриархальной, отеческой, опекунской власти во имя всеобщего блага. Государство возникло в результате соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства.
В Новое время получила распространение договорная теория происхождения государства. Ее авторами были Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др. Основная посылка данной теории: государство – это результат договора между правителем и подданными, которые ради сохранения своей собственности и обеспечения безопасности согласились на подчинение государственной власти. Следует, конечно, учитывать, что существуют значительные различия во взглядах представителей данной теории.
Так, например, Т. Гоббс полагал, что естественное состояние людей, которое существовало до возникновения государства, – это состояние ожесточенной войны всех против всех, что соответствует эгоистической природе человека. Страх смерти, чувство самосохранения склоняют людей к миру, предписывают заключить соглашение друг с другом с целью обеспечения безопасности. Гарантией же последней может быть только абсолютная власть государства. Эта власть земного, а не небесного происхождения. Она возникла в результате общественного договора – добровольного соглашения людей, которые подчинили себя господству одного человека или собрания людей.
Несколько иначе представлял себе процесс происхождения государства Дж. Локк. По его мнению, изначально существовало естественное состояние людей, в котором, однако, отсутствовала гоббсова «война всех против всех». В ту эпоху люди были взаимно доброжелательны, поскольку их интересы почти не сталкивались. Каждый обладал частной собственностью. Люди должны были иметь гарантии своего имущества. Эти гарантии философ усматривает в заключении общественного договора. Заключение последнего происходит тогда, когда неустойчивость мирных отношений между людьми достигает критической точки. Люди передали правительству лишь часть своих прав. При этом правительство не ввело каких-то принципиально новых законов. Оно лишь гарантировало действие ранее сложившихся принципов взаимоотношений между людьми.
Теория завоевания, насилия(Л. Гумплович, Е. Дюринг) рассматривает государство как результат – насилия, вражды, завоевания одних племен другими. Государство – это естественно, т.е. путем насилия, возникшая организация властвования. Вследствие насилия, считал Л. Гумплович, появился и правопорядок, для охраны которого предназначено государство. Насилие – первооснова государства. При этом Гумплович игнорирует экономические отношения, отношения собственности.
Согласно марксистской концепции государство появляется с возникновением частной собственности, в результате раскола общества на антагонистические классы. Государство – это машина для угнетения одного класса другим.
История человеческого общества дает нам примеры различных типов и форм государства. Однако при всем их многообразии, можно найти в них нечто общее, те черты и признаки, которыми характеризуется любое государство. К важнейшим признакам государства относятся следующие:
1) наличие определенной территории и населения. Государство без территории – это то же самое, что человек без тела. Люди, населяющие данную территорию, являются подданными государства и должны выполнять его законы. Граждане других государств также обязаны подчиняться законам страны, на территории которой они находятся;
2) суверенитет, который означает верховенство власти государства на данной территории. Государство самостоятельно определяет курс внутренней и внешней политики. Другие государства обязаны считаться с этим. Если же этого нет, то можно говорить не о государстве, а о протекторате, колонии и т.п. Конечно, следует учитывать, что в современных условиях суверенитет государства не может быть абсолютным, так как любое государство должно считаться с интересами других стран, входящих в состав мирового сообщества. Суверенитет государств ограничен системой международных договоров и соглашений;
3) наличие публичной власти, которая не совпадает с основной частью населения и часто над ним стоит. Сюда относится система государственных органов, посредством которых осуществляется руководство и управление, отдаются приказы и распоряжения, а также осуществляется контроль за их выполнением. Традиционно к публичной власти относят чиновничества различных ведомств, армию, полицию, суд, прокуратуру. Дополнением к этому служат такие необходимые для осуществления власти придатки, как тюрьмы и т.п. Следует учитывать, что современное государство обладает чрезвычайно сложной структурой. Обычно выделяются три ветви государственной власти – исполнительная, законодательная и судебная. В разных странах они имеют разное название и соотношение. Структура государственной власти в решающей степени определяется функциями, которые выполняет государство. Понятно, что структура публичной власти современного государства существенно отличается от органов власти, к примеру, феодального государства;
4) сбор налогов, которые являются источником средств для содержания указанных формирований и учреждений, всего аппарата чиновников.
Государство как политический институт существенно отличается от других политических институтов (например, партий, общественных организаций), входящих в политическую систему общества. Это отличие выражается в следующем: а) только государство обладает функцией нормотворчества, издания законов.
С возникновением государства возникло и право как возведенная в закон воля господствующего класса; б) решения органов государственной власти обязательны для всех членов общества;
в) только государство имеет право выступать от имени всего общества, всех граждан страны; г) государство обладает исключительным правом на применение принуждения.
Сущность и характер государства отчетливо обнаруживаются в его функциях. Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности. Однако прежде чем перейти к конкретной, хотя и краткой характеристике функций государства, есть необходимость сделать два предварительных замечания.
1. Функции государства определяются задачами, которые ход событий, этапы развития общества ставят перед государством. Есть задачи – возникают функции.
2. Функции делятся на внутренние и внешние, поскольку государству приходится решать задачи как внутренней, так и внешней политики. При этом главными, определяющими являются внутренние функции. Внешняя политика государства определяется, в конечном счете, внутренней политикой и обслуживает последнюю.
Внутренние функции государства:
1. Обеспечение социальной стабильности в обществе, разрешение возникающих социальных конфликтов.
2. Регулирование в той или иной мере экономики. Степень вмешательства государства в экономическую жизнь может быть различной: от жесткого регулирования из одного центра всего и вся (как это имело место, например, в бывшем СССР) до разработки общей экономической стратегии и средств ее реализации. Современное государство не ограничивается ролью «ночного сторожа». Оно играет значительную роль в экономической жизни, используя такие средства, как госзаказ, кредитная политика, налоги, ценовая политика, антитрестовское законодательство и т.д.
3. Охрана прав и свобод, обеспечение безопасности граждан, издание соответствующих законов и нормативных актов.
4. Социальная защита отдельных групп населения (пенсии, пособия по безработице и т.п.).
5. Развитие образования, науки, культуры. Опыт многих стран показывает, что высокое искусство, фундаментальная наука не могут успешно развиваться без государственной поддержки.
6. Идеологическая, воспитательная функции. Любое государство заинтересовано в воспитании граждан в духе патриотизма, уважения законов, общечеловеческих норм морали.
7. Охрана окружающей среды. Экологические проблемы, как известно, не являются локальными, региональными. Поэтому они могут быть разрешены только на общенациональном уровне. Государство и выполняет роль общенационального центра, координирующего усилия по защите окружающей среды.
Внешние функции государства:
1. Оборона страны, обеспечение ее территориальной целостности, защита интересов на международной арене.
2. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и народами.
II. Форма государства определяется формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом. Рассмотрим каждый из данных критериев (о политическом режиме речь пойдет в одной из следующих глав). Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, порядок формирования ее органов, взаимоотношений последних с населением. Истории известны следующие основные формы правления.
1. Монархия – власть одного человека, передающаяся по наследству. При этом существует ряд форм монархии:
а) абсолютная монархия. Это практически ничем не ограниченная власть монарха, когда он единолично определяет курс внутренней и внешней политики. Абсолютные монархии были характерны для традиционных обществ (рабовладельческого, феодального). Сегодня они встречаются редко и существуют, к примеру, в Саудовской Аравии, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах и др.;
б) конституционная монархия. Здесь власть монарха ограничена конституцией. Следует отметить, что в рамках конституционной монархии встречаются существенные различия:
– дуалистическая монархия, в которой монарх возглавляет исполнительную власть, а законодательная принадлежит парламенту (Марокко, Иордания, Кувейт);
– парламентская монархия. Здесь монарх выполняет номинальные, декоративные функции, является символом единства нации – царствует, но не властвует (Англия, Бельгия, Нидерланды и др.).
2. Республика означает отсутствие какой-либо невыборной власти. Здесь формирование высших органов государственной власти осуществляется на выборной основе. При этом существуют две основные формы республики: президентская и парламентская. Рассмотрим особенности каждой из них.
Для президентской республики (в ее классическом виде) характерны следующие черты:
а) парламент и президент избираются независимо друг от друга всеобщим голосованием;
б) как следствие этого парламент не может уволить в отставку президента (импичмент объявляется лишь в исключительных случаях), а президент не может распустить парламент;
в) президент является одновременно главой государства и главой правительства;
г) президент формирует правительство и руководит им. Правительство ответственно перед президентом;
д) жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.
Парламентская республика характеризуется следующими особенностями:
а) выборы на общенациональном уровне проводятся только в парламент. В некоторых парламентских республиках всенародно избирается и президент;
б) правительство формируется парламентом из числа лидеров победивших на выборах партий и может быть отправлено в отставку путем выражения вотума недоверия;
в) президент является главой государства и выполняет лишь церемониальные, представительские функции. Функции главы государства и главы правительства разделены;
г) реальная исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра, который является фактически первым лицом в государстве. При определенных обстоятельствах премьер-министр имеет право распустить парламент и назначить досрочные выборы.
Следует отметить, что в реальной жизни президентские и парламентские республики в «чистом виде» встречаются редко. К примеру, во многих президентских республиках предусмотрен пост премьер-министра, а также более широкие полномочия президента, нежели те, о которых речь шла выше.
Форма государственного устройства характеризует территориальное устройство государства, способ его административно-территориального деления, характер взаимодействия составных региональных частей с центральными органами государства. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство – это простое, единое, централизованное государство. Оно не имеет внутри себя обособленных государственных образований. На всей территории страны действуют одна конституция и одни законы. Административно-территориальные единицы не обладают юридической самостоятельностью. Унитарными государствами являются Республика Беларусь, Франция, Италия, Польша, Литва и др.
Федерация – это союзное государство. Субъекты федерации (штаты, земли, республики) юридически обладают определенной политической самостоятельностью, имеют свою конституцию, законы, которые согласуются с федеральными конституцией и законами. Федеральная конституция разграничивает полномочия между федерацией и ее субъектами. К ведению федерации обычно относятся вопросы внешней политики, обороны, финансовая система, гражданство. Субъекты федерации имеют равное представительство в верхней палате федерального парламента. Следует отметить, что для федерации характерно отсутствие права сецессии, т.е. права одностороннего выхода из нее отдельных субъектов. Федеративными государствами являются США, Россия, Индия, ФРГ, Бразилия и др.
Конфедерация – это объединение фактически независимых государств для координации усилий по достижению каких-либо целей (военных, внешнеполитических и др.). В компетенцию наднациональных органов власти входят только те виды государственной деятельности, для координации которых создана конфедерация. Государства-члены конфедерации обладают правом свободного выхода из нее. Они имеют свои вооруженные силы, финансовую и правовую системы. Конфедерация – это неустойчивая форма объединения государств. Она либо предшествует созданию федерации, либо распадается по достижении (или невозможности достижения) конкретных целей.
ІІІ. Важным в данной теме является вопрос о сущности правового государства. Большой вклад в разработку теории правового государства внес немецкий философ И. Кант. Он выступал за такой закон, который своими угрозами ограничивает произвол индивида, но еще раньше и в еще большей мере ограничивает экспансию самого государства. Государство не вправе издать ни одного закона, который противоречил бы принципу, согласно которому «свобода каждого ограничивается лишь условием его согласия со свободой каждого другого». Кант впервые использует понятие «правовой порядок», который основывается на признании свободы каждого члена общества как человека, равенстве его с каждым другим как подданного, самостоятельности каждого члена общества как гражданина.
Современные представления о сущности правового государства исходят из признания следующих важнейших признаков:
а) верховенство (суверенитет) права, закона во всех сферах жизни общества;
б) равенство всех членов общества перед законом;
в) гуманное, демократическое содержание права, выражающееся прежде всего в приоритете естественных прав и свобод человека над правами государства;
г) гарантии основных прав и свобод человека;
д) взаимная ответственность государства и личности, которая обеспечивает ее безопасность и автономию;
е) принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной (чтобы не допустить деспотизма и произвола одной из них);
ж) наличие эффективной системы правоохранительных органов. Нельзя назвать правовым то государство, в котором человек не защищен от преступников.
Важнейшее направление общественно-политического развития Республики Беларусь – формирование правового государства и гражданского общества. При этом следует учитывать, что их становление взаимообусловлено. Формирование гражданского общества – это многоуровневый, нелинейный процесс возникновения и конституирования в социальном пространстве системы институтов и структур, элементов и субъектов гражданского общества, его содержание, способы осуществления, временные сроки детерминируются степенью развития функциональной дифференциации социальной системы.
Основными предпосылками формирования гражданского общества и правового государства являются: характер социально-классовых отношений; уровень развития демократии; состояние правопорядка в обществе; организованность и дисциплина; цивилизованность функционирования политической системы; развитие местного самоуправления; наличие в культурной сфере, в менталитете общества идей согласия, толерантности, взаимоуважения и т.п., обладающей значительной степенью влияния на общественное сознание, чтобы стать основной мотивационной доминантой социального поведения.
В Конституции нашей страны сказано: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст. 1). Одной из важнейших проблем организации жизни общества в правовом государстве является установление такого соотношения интересов индивида и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются права, свободы и достоинство личности, а с другой – устанавливаются пределы государственной власти. Принятым нормам должны подчиняться все субъекты права, в том числе и те государственные органы, которые их издали. Общим правилом должно быть соблюдение правовых норм, сформулированных в актах законодательства, с учетом их иерархии (высшей юридической силой обладает Конституция).
Также отличительным признаком правового государства является разделение властей, т.е. внедрение оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют удерживать ветви единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании.
Правовое государство – это государство, основывающееся на принципах народного суверенитета (ст. 3, 37), незыблемости прав и свобод гражданина и человека (ст. 2, 22, 23, 63), верховенства права (ст. 7), взаимной правовой ответственности государства и граждан (ст. 2), разделения властей (ст. 6), наличия правозащитных институтов и отношений (ст. 34, 40, 59–62), независимости суда (ст. 110). Главное в правовом государстве – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость его действий, защиту граждан от его произвола. Правовое государство «самоограничивает» себя.
В Основном Законе страны зафиксировано, что человек является высшей ценностью общества и государства (ст. 2). Последнее ответственно перед гражданами за создание условий для свободного развития личности, удовлетворения ее разнообразных потребностей. Гражданам страны гарантируются права на жилище, труд, отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, использование достижений культуры, право избирать и быть избранным в государственные органы и др., а также свобода объединений, совести, слова, митингов, уличных шествий и демонстраций. Президент, правительство страны в последнее время уделяют большое внимание укреплению правопорядка, борьбе с коррупцией, совершенствованию стиля и методов работы государственного управления.
ЛЕКЦИЯ VI