Объектом толкования выступает нормативный правовой акт или их совокупность
1..обыденным, когда оно дается любым лицом, ознакомившимся с правовой нормой,
2.профессиональным (компетентным), когда оно дается лицами-специалистами в праве,
3.доктринальным, когда оно дается юридической наукой. Доктринальное толкование формирует правовую доктрину в данном государстве. Оно может происходить в виде создания научных и научно-практических комментариев, написания статей. Как правило, сюда же относят материалы обсуждения проектов нормативных правовых актов.
Официальное толкование юридических текстов может быть:
· аутентичным, когда оно дается органом, издавшим толкуемый акт, и не исключает принятие специального акта толкования,
· легальным (неаутентичным), когда оно осуществляется органом, которому право толкования данного акта было специально предоставлено органом, издавшим данный акт.
Так, в соответствии со статьей 125 Конституции РФ официальное толкование Конституции РФ осуществляет Конституционный суд РФ. Помимо этого, за Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ действующим законодательством РФ косвенно признается право толкования и разъяснения правовых норм в связи с вопросами, возникающими при разрешении дел в судах общей и специальной юрисдикции.
Наконец, толкование принято классифицировать по объему на адекватное, расширительное и ограничительное. Примером необходимости расширительного толкования может служить норма части 1 статьи 120 Конституции РФ, так, как если толковать данную норму адекватно, судьи в Российской Федерации могут не подчиняться, например, Конституции или Уставу субъекта РФ или законам данного субъекта РФ.
Ограничительное толкование необходимо, если речь идет, например, о норме пункта 1 раздела 2 Конституции РФ, касающейся несоответствия федеративного договора и Конституции РФ. В силу статьи 11 Конституции РФ допускается разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, при котором допускается противоречие федеративного договора Конституции РФ. Для решения данной коллизии необходимо принять во внимание то, что в пункте 1 раздела 2 Конституции РФ имеются в виду не все федеративные договоры, а те, которые были заключены до принятия Конституции РФ, и целью данной нормы было облегчить вписывание Конституции РФ в правовую систему России. С вопросом о классификации видов толкования юридических текстов по объему тесно связана проблема адекватности толкования.
Коллизии правовых норм.
Коллизии, обусловленные объективными факторами, вызываются также особенностями характера общественных отношений и необходимостью их дифференцированного регулирования.
Субъективные причины обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях. Субъективные причины возникают также в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписаний, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости.
Иногда называют коллизии между нормами права и нормами морали, религиозными нормами, правом и идеологией и др. Но они не имеют непосредственно юридического характера и значения.
В литературе исследуются главным образом коллизии норм права и коллизии между нормативными правовыми актами. Однако существуют следующие виды коллизий:
• между нормами права:
— темпоральные (характеризуются расхождением норм во временных пределах);
— пространственные (обусловлены действием правовых норм в стро-тих территориальных границах);
— иерархические (отличаются несогласованностью норм разной юридической силы);
— содержательные (возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений);
• между нормативно-правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов федерации. Коллизии между законами и подзаконными актами носят массовый характер и причиняют наибольший вред интересам государства и граждан (причем общий объем подзаконных актов продолжает расти). Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой;
• компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц;
• при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;
• актов толкования;
• юридических процедур;
• между национальным и международным правом.
В литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий:
-принятие нового акта взамен коллизирующего акта;
• отмена одного из противоречащих друг другу актов;
• внесение изменений или уточнений в действующие акты;
• разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы;
• судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское;
• судебные толкования, позволяющие устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д.;
• систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;
• обжалование актов или действия в судебном или административном порядке; • согласительно-примирительные процедуры;
• временные или специальные режимы, включающие приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица; • оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики; • международные процедуры.
Юридическая техника.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – совокупность приемов, правил и средств, которые используются для создания и оформления нормативно-правовых, правоприменительных правовых актов, а также актов толкования права.
Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.
Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества. Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.
К техническим правилам относятся:
1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
3) последовательность в изложении юридической информации;
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).
Юридическая техника подразделяется на следующие виды:
законодательная (правотворческая);
систематизация нормативных актов;
учет нормативных актов;
правоприменительная.
Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.
Юридическая техника- совокупность средств, приёмов и правил, которые используются для создания и оформления нормативно-правовых, правоприменительных, интерпретационных и иных актов. Некоторые ее требования (например, целесообразность, законность, грамотность, правильная форма, рациональная структура, наличие внешних атрибутов и т.п.) являются общими как для нормативных, так и для индивидуальных актов.
Уровень юридической техники в первую очередь свидетельствует о юридической культуре, во многом обусловливает и соблюдение законности, и эффективность права. При издании правовых актов важно так их сформулировать, изложить и разложить, чтобы воля законодателя стала ясной и доступной, чтобы истинный смысл ее не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было двусмысленности и пробельное™ актов. Юридическая техника как раз и связана в основном с организацией правового материала, его внешним изложением.
В юридической технике большое значение имеет терминология. Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство и тождественность использования терминов в разных правовых актах, использование общепризнанных терминов, стабильность и устойчивость принятых обозначений. Используются три вида терминов - общеупотребительные, специальные юридические, специальные неюридические.
К средствам юридической техники, наряду с терминологией, относятся юридические конструкции. Это построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов.
Точность, лаконичность и строгость стиля являются характерными чертами языка нормативных актов. Законодательному тексту не свойственны эмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка.
В качестве юридической техники выступает текст документа с его реквизитами. Для нормативных актов характерны единые унифицированные стереотипы, формальные реквизиты, заранее установленные структурные части. Без таких официальных атрибутов, как указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного акта, его заголовка, подписей официальных лиц, а для ряда актов и порядкового номера издания, не может быть нормативного акта как официального документа. Большое внимание уделяется и структуре документа. При издании больших кодифицированных актов обычно выделяют общую и особенные части.
Важную роль в юридической технике отводят средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включения в нормативный акт только однородного материала. Правилами диктуется издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сначала - общих норм, затем -конкретизирующих и т.п.
Законодательные акты обычно делятся на статьи - это первичная структура текста с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). Правила требуют однородности ее содержания. Поэтому в статье чаще всего выражена одна правовая норма. Значительные по объему акты (кодифицированные) делятся на главы, разделы, части. Некоторые снабжаются преамбулами, приложениями. Статьи, главы и разделы снабжаются заголовками, нумерацией и т.п.
Среди технико-юридических приемов выражения и изложения законодательной воли следует назвать:
А) абстрактный, когда вся совокупность возможных юридических фактов и связей охватывается обобщенными родовыми понятиями;
Б) казуистический, при котором фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные, индивидуальные признаки.
Абстрактный прием соответствует более высокому уровню юридической культуры. Однако иногда нельзя обойтись и без казуистического изложения нормативного предписания.
Различаются три способа изложения элементов правовой нормы: прямой, отсылочный и бланкетный. При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта; при отсылочном - отсылка к другим нормам; при бланкетном способе изложения конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы формулируются в каких-либо специальных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например, норма, устанавливающая ответственность за нарушение правил техники безопасности).
Начитка (Чухвичев):
2 подхода к пониманию ЮТ: 1) узкое (все остальные на кафедре) - ЮТ - система приемов и способов познания, совершенствования и систематизации НПА и системы законодательства в целом. ЮТ: приемы и способы: - структуризации НПА; - предписаний НПА; - методика логического единства НПА; - необходимость принятия и изменения НПА; обеспечение эффективности зако-ва. Весь законодат процесс включается в ЮТ.
2.широкое (Чухвичев, Муромцев)-ЮТ-система приемов и способов прав регул-я общ отношений.
Элементы: - законод техника; - за рамками зак процесса: методика реализации прав предписаний, приемы и способы толкования зак-ва, методика применения права; межд прав воспитание, прав образование и прочих форм воздействия на правосознание человека и др юр методики.
81. Правомерное поведение: понятие и виды.
Мотивы правомерного поведения:
1)осознание долга перед обществом и государством;
2)внутренняя убежденность в справедливости юридических обязанностей;
3)привычка исполнять закон;
4)подражание поведению других лиц;
5)желание получить определенные выгоды, награды;
6)страх перед наказанием.
По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения:
1)социально – активное поведение;
активность участия в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов), возникших на основе общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности. Эта активность ставит целью воздействовать на поддержку, функционирование или изменение государственно-правовых структур, осуществление реформ, защиту гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами;
- активность участия в государственных организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации (участие в обсуждении и принятии законопроектов, участие в выборах представительных органов власти и т. д.);
- активность участия в создании и деятельности альтернативных или параллельных общественных и общественно-государственных структур (комитеты или советы общественного самоуправления по месту жительства и т. д.);
Привычное поведение;
Представляет собой повседневную жизнь, не выходящую за рамки законов и других нормативных актов. Основывается на традиции, привычке поступать так, а не иначе.
Человек путем проб и ошибок привыкает повторять именно те действия, за которыми следует устраивающий его результат. Правовые привычки как поведенческие регуляторы играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает высокий уровень развития личности, если исполнение требований происходит не бездумно, хотя и привычно, а со знанием дела.