Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
ПО ИСТОРИИ в 2016/2017 учебном году.
ЗАДАНИЯ. 10-11 КЛАССЫ.
Время выполнения работы: 3 учебных часа (135 мин.)
Максимальное количество баллов:Всего 125 баллов (100 за задания и 25 за эссе).
Задание 1.Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните
(3 балла за каждое правильно указанное лишнее понятие с пояснением. Принимается только полный ответ. Максимальный балл - 12).
1.1. Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.А. Вознесенский, Н.С. Хрущев ______________________________ _________________.
1.2. А.В. Колчак, А.И. Деникин, Л.Г.Корнилов, П.Н. Врангель, М.В. Алексеев ______________
_________________.
1.3. В.И. Суриков, И.К. Айвазовский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, Г.Г. Мясоедов
_____________
_____________.
1.4.Декрет о мире, Декрет о земле, Декрет о власти, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемогонарода, избрание ВЦИК и Совнаркома ______________________________ ________________.
Задание 2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
(2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл - 8)
2.1. 1807 г., 1809 г., 1812 г., 1813 г., 1815 г.
______________.
2.2. И.В.Сталин, Л.И.Брежнев, Ю.В.Андопов, К.У. Черненко, М.С.Горбачев
______________.
2.3. Великокняжеский Судебник, Царский Судебник, Соборное Уложение ______________.
2.4. Реорганизация СЕИВК, реформа государственных крестьян, деятельность Секретных комитетов, Кодификация законов, указ «об обязанных крестьянах»_____________________
_______________.
Задание 3. Расположите события в хронологической последовательности операции РККА. Ответы запишите в таблицу (Максимальный балл – 6, за каждую ошибку – минус 1 балл).
А. Сталинградская битва;
Б. Берлинская операция;
В. Оборона Севастополя;
Г.Форсирование Днепра;
Д.Битва на Курской дуге.
Задание 4. Дайте определение историческим терминам: что означает, когда применялся на практике, каковы результаты (по 3 балла за полное определение каждого термина; максимум за задание 15 баллов).
4.1. Политика «умиротворения агрессора» - ________________________________________
__________________
__________________
__________________.
4.2. «Десять сталинских ударов» - ______________________________________________________
________________
________________
________________.
4.3. «Генеральная линия партии» - ______________________________________________________
________________
________________
____________________.
4.4. «Правый уклон» - _______________________________________________________________
_________________
_________________
_________________.
4.5. «Форсированная индустриализация» - _______________________________________________
_________________
_________________
_________________.
Задание 5. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы (по 1 баллу за правильное соотношение; за полностью правильно выполненное задание; максимум 5 баллов).
Гос. деятель | Фрагменты биографии |
1. Г.М. Маленков | А. В послевоенный период стал известен резкими выступлениями на идеологическом фронте. В августе 1946 года он выступил с докладом, осуждающим А.А. Ахматову и М.М. Зощенко; этот доклад лег в основу постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград». В июне 1947 года он руководил проведением философской дискуссии. |
2. А.А. Жданов | Б. Советский полководец (1896-1968), польский государственный и военный деятель, маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945); министр национальной обороны и заместитель председателя Совета министров Польши, член Политбюро ЦК Польской объединенной рабочей партии (1949-1956), заместитель министра обороны СССР (1956-1957, 1958-1962); в годы Великой Отечественной войны командующий рядом фронтов. 24 июня 1945 года командовал Парадом Победы. |
3. М.А. Суслов | В. Советский государственный и политический деятель; председатель Совета министров СССР (1953-1955), член Политбюро (Президиума) ЦК партии (1946-1957), секретарь ЦК партии (1939-1946, 1948-1953). Он входил в ближайшее политическое окружение И.В. Сталина. При Н.С. Хрущеве входил в так называемую «антипартийную группу». |
4. В.М. Молотов | Г. На Октябрьском пленуме 1964 года именно он выступил с докладом об ошибках Хрущева, в своей обличительной речи он решительно развенчивал еще вчера непререкаемый авторитет партийного лидера. После смещения Хрущева при Л. И. Брежневе он отвечал за все вопросы идеологической политики в стране (общественные науки, культура, искусство, пресса, книгоиздание, высшее и среднее образование, политика по отношению к церкви), под его руководством была разработана теория «развитого социализма» новой Конституции СССР (1977). |
5. К.К. Рокоссовский | Д. Председатель Совнаркома СССР (1930-1941), нарком иностранных дел (1939-1949), министр иностранных дел (1953-1956), член Политбюро (Президиума) ЦК ВКП(б) (КПСС) (1926-1957) |
Задание 6. Рассмотрите схему и выполните задания (по 2 балла за правильный ответ; за полностью правильно выполненное задание максимум 10 баллов).
6.1.На карте отмечены промышленно развитые регионы Российской империи, какая национальная окраина наиболее промышленно развита (обозначена римской цифрой)? «___» ___________________________ (укажите номер на карте и современное название страны).
6.2. Какой процесс в промышленности отражает данная схема?_____________________________, в чье правление этот процесс начинался? ________________________________________________.
6.3.С какими промышленными предприятиями закономерно соседствуют угледобывающие предприятия? _________________________________________.
6.4. В каком регионе страны наиболее развита тяжелая промышленность? ___________________.
6.5. Напишите, как до революции называлась железная дорога, обозначенная на схеме литерой «А»? _______________.
Задание 7. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? (до 2 баллов за каждый элемент ответа; максимальный балл – 12)
Назовите: