Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Уч.год

Класс

Задания части I.

Выбрать правильный ответ.

1. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты:

1) абстрактное мышление 3) разные виды торможения

2) условные рефлексы 4) большие полушария головного мозга

2. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в:

1) камерах сердца

2) артериях большого круга кровообращения

3) венах малого круга кровообращения

4) капиллярах большого круга кровообращения

В каких продуктах содержится наибольшее количество углеводов, необходимых человеку?

1) сыре и твороге

2) хлебе и картофеле

3) мясе и рыбе

4) растительном масле

4. Примером нарушения гуморальной регуляции организма является:

1) задержка роста у детей

2) отдергивание руки от огня

3) дрожь

4) приступ кашля

5. Отличительным признаком покрытосеменных растений является наличие:

1) семени 3) цветка

2) камбия 4) проводящих сосудов

6. На голову, грудь и брюшко тело четко расчленено у:

1) речного рака 3) клеща

2) паука – каракурта 4) мухи

7. Плесень мукор относится к:

1) грибам 3) бактериям

2) растениям 4) лишайникам

8. Какой из процессов происходит в клетках любого строения и функции:

1) синтез белков 3) обмен веществ

2) митоз 4) мейоз

9. При недостатке кислорода в мышцах активнее функционируют:

1) рибосомы 3) митохондрии

2) лизосомы 4) аппарат Гольджи

10. Основными производителями органического вещества в сосновом лесу являются:

1) бактерии 3) белки

2) сосны 4) насекомые

11.Что из перечисленного поступает из пищеварительного тракта млекопитающих в кровь?

1) крахмал 3) глюкоза

2) гликоген 4) белки

12. Развитие с пм превращением называется:

1) метаморфоз 3) дробление

2) эмбриогенез 4) гаструляция

13. Конечными продуктами окисления гликогена в клетке являются:

1) АТФ и вода 3) вода и углекислый газ

2) кислород и углекислый газ 4) АТФ и кислород

14. Историческое развитие организмов называется:

1) онтогенез 3) овогенез

2) гаметогенез 4) филогенез

15. Большой круг кровообращения у человека заканчивается в:

1) правом предсердии 3) левом предсердии

2) правом желудочке 4) левом желудочке

16. Условные рефлексы:

1) одинаковы у всех особей вида

2) постоянны

3) индивидуальны

4) контролируются спинным мозгом

17. Сходство прокариотических и эукариотических организмов заключается в том, что они:

1) многоклеточны 3) состоят из клеток

2) одноклеточны 4) принадлежат одному царству

18. Все существующие виды бактерий – это:

1) паразиты 3) гетеротрофные организмы

2) автотрофные организмы 4) разнообразные по способу питания формы

19. Наиболее древними земноводными считаются:

1) ихтиозавры 3) тритоны

2) стегоцефалы 4) жабы

20. Содержание адреналина в организме регулируется гормоном:

1) щитовидной железы 3) поджелудочной железы

2) надпочечников 4) яичника

21. Экология – это:

1) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой;

2) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой;

3) природа;

4) охрана природы и рациональное природопользование

22. К абиотическим природным факторам относятся:

1) климат;

2) загрязнение окружающей среды человеком;

3) конкуренция за источник питания;

4) паразитизм

23.Территория, занимаемая видом или популяцией, называется:

1) пространством;

2) ареалом;

3) зоной;

4) участком

24. По вине человека в атмосфере уменьшается доля:

1) диоксида серы SO2 ;

2) диоксида углерода СО2 ;

3) кислорода О2 ;

4) диоксида азота NO2

25. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит:

1) к таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;

2) к увеличению радиационного фона на земле;

3) к отравлению организмов;

4) к понижению температуры нижних слоев атмосферы

26. Причина возникновения «озоновых дыр»:

1) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа;

2) увеличение выбросов в атмосферу пыли;

3) уменьшение в атмосфере доли кислорода;

4) увеличение выбросов в атмосферу фреонов

27. Основной источник загрязнения атмосферы:

1) загрязнение от автотранспорта;

2) кислотные дожди;

3) испарение сточных вод;

4) ветровая эрозия почв

28. Все факторы, воздействующие на организм называются:

1) абиотическими;

2) биотическими;

3) антропогенными;

4) экологическими

29. Где сосредоточено наибольшее количество видов живых организмов:

1) в каменной пустыне;

2) на островах;

3) в тропических лесах;

4) в таежных лесах

30. Укажите термин, который выпадает из предложенного ряда:

1) консумент;

2) доминант;

3) редуцент;

4) продуцент

Задания части II

Часть Б. Задание включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. Признаки, характерные для семейства пасленовых:
а) листья простые без прилистников;
б) травянистые растения, полукустарники, а в тропиках кустарники и деревья;
в) плод ягода или коробочка;
г) соцветие кисть, двойной завиток;
д) формула цветка *Ч(5)Л5Т(5)П(2).

2. Признаки характерные для пиявок:

а) хищничество;
б) паразитизм;
в) гермафродитизм;
г) всегда 23 сегмента тела;
д) отсутствие щетинок.

3. Мозжечок хорошо развит у:

а) рыб и амфибий;
б) рыб и птиц;
в) амфибий и рептилий;
г) рептилий и млекопитающих;
д) птиц и млекопитающих.

Соплодия образуют

а) апельсин

б) инжир

в) ананас

г) гранат

д) малина

Задания части III

Задание части IV

В1. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами

Структура анализатора Анализатор
1) улитка 2) наковальня 3) стекловидное тело 4) палочки 5) колбочки 6) евстахиева труба А) Зрительный Б) Слуховой

В2. Установите соответствие между представителями животного царства и их особенностями

Особенности  
  1. включают отряд «Клювоголовые»
  2. включают класс «Хрящевые»
  3. дыхание жаберное и легочное
  4. дыхание легочное
  5. развита боковая линия
  6. у некоторых встречается теменной орган, воспринимающий световые сигналы
А) Рыбы Б) Рептилии

В3. Соотнесите факторы среды с их классификацией

1 Искусственные гнездовья 2 Мазут в озере 3 Влажность воздуха 4 Плотность населения 5 соленость почвы 6 Строительство дорог А) Абиотические Б) Антропогенные
           

В4. Определите последовательность реакций матричного синтеза белка

А) Объединение и-РНК с рибосомой

Б) Ферментативный разрыв водородных связей молекулы ДНК

В) Синтез и-РНК на участке одной из цепей ДНК

Г) Объединение т-РНК с рибосомой и узнавание своего кодона

Д) Присоединение аминокислоты к т - РНК

Е) Отделение белковой цепи от т - РНК

           

Матрица ответов
на задания теоретического тура школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. год
9класс [максимально 67 баллов]

Часть I А. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ]

Выбрать правильный ответ.

 
1-10
11-20
21-30

Часть 2Б. [мах. 20 баллов, по 2балла за каждый верный ответ]

 
1-10 абв абв бд ав бв д бвгд аб авг бвд

Задания части III [мах. 15 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ]

Установите соответствие

 
В1 Б Б А А А Б
В2 Б А А Б А Б
В3 Б Б А Б А Б
В4 Б В А Д Г Е

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Уч.год

Класс

Задания части I.

Выбрать правильный ответ.

1. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты:

1) абстрактное мышление 3) разные виды торможения

2) условные рефлексы 4) большие полушария головного мозга

2. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в:

1) камерах сердца

2) артериях большого круга кровообращения

3) венах малого круга кровообращения

4) капиллярах большого круга кровообращения

Наши рекомендации