Принципы права (пп). их классифцация.
ПП – это основополагающее начало руководящей идеи , харктериз-е сущность права, его содерж-е и назначение в обществе. ПП отлич-ся в завис-ти от его сущности, историч. этапов развития, сложившихся правовых систем, политических режимов.
Классификацмя ПП:
Общеправовые
а) пр-п демократизма – единственный источник власти в РБ явл. народ, кот.осущ.власть в формах и пределах, опред-х Конституцией.
б) пр-п социальной справедливости- интересы всех слоев общества обесп-ся в макс.степени;
в) пр-п гуманизма – зак-ся в правовых гарантиях уважения кажд.личности, ее достоинству, чести, правам и свободам;
г) пр-п законности – закл-ся в строгой иерархии НПА и выражающийся в правовом госуд-ве и требовании верховенства закона;
д) пр-п равноправия – равенство всех перед законом;
е) пр-п единства прав и обязанностей – закрепляемые за чел.права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями
ж) пр-п юридич.ответственности – наступает только за виновное противоправное действие;
Названные принципы характерны для всей системы права.
2. Межотраслевые принципы – действуют в нескольких его отраслях, имеющих некоторые общие черты. К ним относятся: принцип состязательности и гласности в гражданском процессуальном и уголовно-процесс. праве.
3. Общеотраслевые принципы– действуют в рамках только одной отрасли. В гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях. В уголовном процессе – презумпция невиновности, в административ.праве – пр-п субординации и т.п.
ППоказывают определяющее воздействие на организацию и деятельность гос.аппарата и правоохранительных органов, закрепляются в законодательстве(Конституции, законе). Соблюдение принципов явл.необходимой гарантией обеспечения правопорядка в стране.
34.Социальное действие: понятие, структура и сущность. Социальное действие права и его субъекты.
Социальное действие — это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и проч.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.
Понятие «социальное действие» было введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей. Основными признаками социального действия (по М. Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1) целерациональное действие — осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;
2) ценностно-рациональное действие — действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.);
3) традиционное действие — действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы идем по улице и не задумываемся о том, как необходимо переставлять свои ноги. Мышление «подключается» лишь тогда, когда возникают какие-либо трудности в передвижении. По мнению М. Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и других наук, но не социологии;
4) аффективное действие — действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т. е. не подлежащее социологическому анализу.
Социальная система решает проблемы социального взаимодействия и интеграции общества; культурная система — сохранения и воспроизводства образов; личностная система — исполнение целедостиженческих функций.
Субъектами права на соответствующие виды социального обеспечения в Республике Беларусь выступают все граждане. Для того, чтобы конкретный гражданин стал субъектом субъективного права на конкретный вид социального обеспечения, у него должны быть в наличии определенные социально-юридические свойства. Одним из таких свойств, которым наше государство наделяет своих граждан в сфере отношений по социальному обеспечению, является правосубъектность.Правосубъектность у граждан Республики Беларусь в сфере социального обеспечения предполагает наличие у них таких социально-юридических свойств, которые делают их способными к обладанию субъективным правом на конкретные виды социального обеспечения, т.е. они приобретают качество субъекта права на эти виды социального обеспечения. Быть субъектом права на соответствующие виды социального обеспечения является главным условием возможности обладания субъективным правом на эти виды социального обеспечения. Признав лицо субъектом права на конкретный вид социального обеспечения, наделив его социально-юридическим свойством в сфере правовых отношений по социальному обеспечению - правосубъектностью, нормы законодательства о социальном обеспечении закрепляют за ним всю совокупность неотъемлемых и неотчуждаемых прав на различные виды социального обеспечения с момента его рождения. Именно с момента рождения у граждан возникает и правосубъектность на конкретные виды социального обеспечения.
35.Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие, структура, субъекты. Предмет, метод, способы, объект правового регулирования.
Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей. Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние. Во-вторых, если правовое регулирование, как специально- юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе — необязательно.
Способ правового регулирования - формально определенное государственно-властное веление, устанавливающее с помощью правовых средств необходимый порядок связей, деяний и процессов, отражающих правовую позицию правотворческого органа по разграничению сталкивающихся интересов в определенных сферах общественной жизни. Такое разграничение и установление необходимого паритета интересов возможно с помощью запретов, обязываний и дозволений, являющихся первичными элементами правовой материи. Запрет означает возложение на субъекта пассивной обязанности не совершать определенных социально вредных деяний. Обязывание предполагает императивно адресное возложение обязанности на определенного субъекта. Оно свидетельствует о необходимости активного выполнения конкретных социально полезных действий под страхом наказания. Этот способ является своеобразным профилактическим средством против игнорирования общезначимого интереса, проявления неорганизованности и возможного причинения вреда. Дозволение выражается в предоставлении субъекту возможности совершать определенные деяния по удовлетворению личного или общественного интереса. Реализация такой возможности, формально выраженной в правах, свободах и законных интересах, происходит лишь по усмотрению самого адресата. Ее существование свидетельствует лишь о начальном этапе предполагаемого направления юридически значимого поведения, которое может и не состояться.
При комбинированном использовании основных способов регулятивного воздействия, отражающих позитивную или негативную оценку юридически значимого поведения, регулятивную и охранительную функции права, складываются общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования, обеспечивающие достижение общих целей.При общедозволительном - участникам регулируемых отношений дозволено все, за исключением конкретных случаев запрета, указанных в законе (объектами свободной купли-прода- жи являются все веши, за исключением наркотиков, огнестрельного оружия и т. д.).При разрешительном - участникам отношений запрещено все, кроме конкретно разрешенного. Действия данного типа позволяют экономить правовые запреты, поскольку их не нужно перечислять в конкретном законе.
36.Механизм правового регулирования: понятие и общая характеристика. Основные элементы механизма правового регулирования.
МПР - процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведении субъектов через систему специальных юридических средств.Механизмом правового регулирования называют сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.Процесс правового регулирования, начинаясь с создания правовых норм и завершаясь формированием правопорядка, содержит внутренние структурные элементы, которые выражаются категорией механизма правового регулирования (механизма действия юридических норм).Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:1) правовые нормы (соответствуют 1 стадии правового регулирования); 2) правоприменительные акты (соответствуют 2 стадии ПР); 3) правовые отношения; (соответствуют 3 стадии ПР); 4) акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами. (соответствуют 4 ст. ПР). В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.
Нормы права – это основа всего механизма правового регулирования. Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Акты применения права - индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений.. Акты реализации права – это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права.. Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение смысла правовых норм. В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования. Существуют следующие виды механизма правового регулирования:1) простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;2) сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов. Основными стадиями (этапами) механизма правового регулирования и используемыми на каждой их них специальными юридическими средствами являются: стадия общей регламентации правового положения (статуса) субъектов права, на которой индивидуальные и коллективные участники социальных процессов наделяются юридическими нормами правоспособностью и дееспособностью;стадия индивидуализации юридических норм, на которой при возникновении юридических фактов субъекты права вступают в правоотношения, приобретают взаимные субъективные права и субъективные юридические обязанности;стадия реализации права (реализации правоотношений), на которой вступившие в правоотношения субъекты путем собственных действий или посредством применения права осуществляют субъективные права и обязанности, достигая цели механизма действия юридических норм - правомерного поведения.
37. Государство в системе правового регулирования. Государственное управление и правовое регулирование. Правовая политика как элемент правового регулирования.Государство посредством органов государственной власти регулирует определенные сферы общественных процессов и отношений, устанавливая правила и порядок поведения и деятельности субъектов этих отношений. Для этого оно использует весь находящийся в его распоряжении арсенал возможностей юридического воздействия на социум. Такое воздействие, имея правовой характер и выражение, осуществляется при помощи механизма правового регулирования. Он приводится в действие в результате применения взаимоувязанных и согласованно функционирующих элементов, условно образующих в своей совокупности сам этот механизм.Механизм правового регулирования отношений государственного управления это единая система юридических элементов, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в сфере осуществления властно-управленческих функций государства, которые организуются в соответствии с задачами общества. Структура данного механизма включает такие элементы, как нормы права и его принципы, объективированные в законах, подзаконных нормативных и иных правовых актах; правовые отношения; правовая ответственность; правовое сознание; юридические факты; акты применения норм права, акты реализации прав и обязанностей; государственно-правовые институты, оргструктуры, организационно-правовые меры, средства, методы, формы и другие элементы юридического опосредствования социально значимых явлений, процессов и отношений. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, отвечающее установленному правопорядку. Отклоняющееся от юридически властных предписаний поведение образует правонарушения. Пояснение к схеме. Государство (посредством органов государственной власти), используя механизм правового регулирования (состоящий из: государственно-правовых институтов; структур (органов) власти; организационно-правовых средств и мер; правовых форм и методов; норм права; правовой ответственности; правового сознания; юридических фактов), воздействует на общественные отношения (складывающиеся как вовне, так и внутри государственного аппарата), субъектами которых являются народ, граждане, их организации и сами органы государственной власти, должностные лица, представители власти, государственные служащие
Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как 1.наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина,2.укрепление дисциплины, законности и правопорядка,3.формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.Правовая политика есть обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни. Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия; это комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.
38. Личность и право. Правовой статус личности: общая характеристика и структура
Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи.
Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса.
Различают следующие виды правового статуса:
а) общий, или конституционный, статус гражданина;
б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;
в) индивидуальный статус;
г) статус физических и юридических лиц;
д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;
е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;
ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;
з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).
Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией РБ и не зависит от различных текущих, является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью.
Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.
Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы.
В структуру этого понятия входят следующие элементы:
а) основные права и обязанности;
б) законные интересы;
в) правосубъектность;
г) гражданство;
д) юридическая ответственность;
е) правовые принципы;
ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус;
з) правоотношения общего (статусного) типа.