Принципы гражданского права Российской федерации. Общеправовые и межотраслевые принципы и их значение для гражданского права. Общие и специальные принципы гражданского права

Под принципами граж­данского права понимаются основные начала гражданско-правово­го регулирования общественных отношений. Принципы граждан­ского права пронизывают все гражданское законодательство, отра­жая его наиболее существенные свойства.

Принципы гражданского права не только пронизывают на­сквозь все гражданское законодательство, «растворяясь» в его пра­вовых нормах, но и, будучи «извлеченными» из всей массы граж­данского законодательства, нашли свое непосредственное отраже­ние в ст. 1 ГК. Законодательно закрепленные в ГК принципы гражданского права могут непосредственно применяться при регули­ровании общественных отношений, входящих в предмет граждан­ского права.

К принципам гражданского права относятся следующие:

1) принцип дозволительной направленности гражданско-пра­вового регулирования;

2) принцип равенства правового режима для всех субъектов гражданского права;

3) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

4) принцип неприкосновенности собственности;

5) принцип свободы договора;

6) принцип свободного перемещения товаров, услуг и финан­совых средств на всей территории Российской Федерации.

Принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. Рыночная экономика может ус­пешно развиваться только в том случае, если субъекты граждан­ского права обладают необходимой свободой, проявляют пред­приимчивость, инициативу и иную активность в сфере граждан­ского оборота. Последнее было бы невозможно без воплощенного в нормах гражданского права принципа дозволительной направ­ленности гражданско-правового регулирования общественных от­ношений.

Содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права сформулированы на базе общего правила: «разрешено все то, что не запрещено законом». В соответствии с этим правилом субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запре­щенные законом. В частности, граждане и юридические лица, на­деленные общей правоспособностью, могут заниматься любыми видами предпринимательской и иной деятельности, не запрещен­ной законом (ст. 18, 49 ГК).

Другим проявлением рассматриваемого принципа является то обстоятельство, что большинство норм гражданского права носит диспозитивный характер. Применение этих норм всецело зависит от усмотрения участников гражданского оборота. Они могут иск­лючить применение диспозитивной нормы к своим отношениям, могут изменить ее содержание в целом или какой-либо ее части и т.д. Благодаря тому, что в основе гражданского законодательства лежат диспозитивные нормы, субъекты гражданского права могут реализовывать свою правоспособность по своему усмотрению, приобретать субъективные права или не приобретать их, выбирать конкретный способ их приобретения, регулировать по своему ус­мотрению содержание правоотношения, участниками которого они являются, распоряжаться принадлежащими им субъективны­ми правами, прибегать или не прибегать к мерам защиты нару­шенного права и т.д.

Субъекты гражданского права могут приобретать права и воз­лагать на себя обязанности, не только предусмотренные законом и иными правовыми актами, но и такие права и обязанности, кото­рые не предусмотрены гражданским законодательством, если они не противоречат общим началам и смыслу гражданского законо­дательства (ст. 8 ГК).

Наиболее эффективное развитие гражданского оборота проис­ходит тогда, когда его участники вступают в отношения друг с другом и осуществляют свою деятельность в рамках этих отно­шений в соответствии со своими интересами, воплощенными в принадлежащих им правах. С учетом этого гражданское законода­тельство устанавливает, что субъекты гражданского права по свое­му усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК). Усмотрение субъектов гражданского права при осуществлении принадлежащих им прав опирается только на их имущественные и иные интересы. Никто не вправе диктовать участникам гражданских правоотношений, как осуществлять при­надлежащие им права.

Вместе с тем свобода усмотрения участников гражданских пра­воотношений не безгранична и существует в определенных юри­дических рамках. Действующее законодательство устанавливает соответствующие пределы осуществления гражданских прав. Так, в соответствии с п. 1 ст. 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безо­пасности государства. В этих нормах находит отражение наиболее оптимальное сочетание частного и публичного интересов в граж­данском обществе.

Принцип равенства правового режима для всех субъектов граж­данского права. Этот принцип означает, что ни один субъект в гражданском праве не обладает какими-либо преимуществами перед другими субъектами гражданского права. Одним из прояв­лений указанного принципа является то, что одни и те же нормы права распространяются на отношения с участием граждан и на отношения с участием организаций, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Этот принцип проходит через все структурные подразделения гражданского законодательства. Так, если в ранее действовавшем законодательстве предусматривалось два срока исковой давности: три года для отношений с участием граждан и один год для отно­шений между организациями, то в ныне действующем законода­тельстве закреплен единый для всех субъектов гражданского права трехгодичный срок исковой давности. В подотрасли «право собст­венности и другие вещные права» этот принцип воплощен в пра­виле: права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК), что внесло существенные изменения в ранее действо­вавшее законодательство, предусматривавшее повышенную защи­ту социалистических форм собственности.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в част­ные дела. Содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права выражают в первую очередь частные интересы участников гражданского оборота. В соответствии с этим в указанных нормах воплощен принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Это означает, что органы государственной власти и местного самоуправления и любые иные лица не вправе вмеши­ваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства. Так, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе указывать гражданам и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, ка­кие товары (работы, услуги) им производить, на каких условиях и по каким ценам их реализовывать.

Статья 23 Конституции РФ предусматривает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В п. 1 ст. 11 Закона РФ «Об информации, информатизации и за­щите информации» содержится запрет на сбор, хранение, исполь­зование и распространение информации о частной жизни.

Следует иметь в виду, что не допускается только произвольное вмешательство в частные дела. В случаях, когда частные интересы входят в противоречие с публичным интересом, гражданское зако­нодательство допускает вмешательство в частные дела граждан и юридических лиц. В этих случаях в гражданское законодательство вкрапливаются публично-правовые элементы, без которых не мо­жет обойтись ни одно гражданское общество. Так, в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень кото­рых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Принцип неприкосновенности собственности. Данный принцип закладывает основы имущественного порядка в экономике. В со­ответствии с ним нормы гражданского права обеспечивают собст­венникам возможность стабильного осуществления правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом, без чего невозможно функционирование не только рыночной, но и в принципе любой экономики. Ни один субъект гражданского права не может быть лишен своего имущества ина­че как по решению суда (п. 3 ст. 35 Конституции РФ). Чрезвычай­но важным обстоятельством является то, что решение суда о пре­кращении права собственности может быть вынесено только в случаях, прямо предусмотренных законом. Перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника, содержащийся в ст. 235 ГК, является исчерпывающим и расшири­тельному толкованию не подлежит. Нормы гражданского права защищают собственность граждан, юридических лиц и других субъектов гражданского права от посягательства со стороны лю­бых лиц, включая органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления.

Принцип свободы договора. Указанный принцип предусматри­вает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в вы­боре партнеров по договору, так и в выборе вида договора и усло­вий, на которых он будет заключен. Закрепление этого принципа в гражданском праве означает отказ законодателя от понуждения заключению договора на основе обязательных для сторон плано­во-административных актов. Это является чрезвычайно важным условиях рыночной экономики, не допускающей администра­тивного вмешательства в гражданский оборот.

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Единый рынок не терпит каких-либо внутренних границ и барьеров. Поэтому ст. 8 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК устанавливают, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. В соответствии с указанным принципом субъекты РФ и другие лица не вправе устанавливать какие-либо местные правила, препятствующие свободному перемещению товаров, ус­луг и финансовых средств в едином экономическом пространстве РФ. На всей территории РФ должны быть одни и те же «правила игры» при осуществлении предпринимательской или иной дея­тельности, реализуемой в рамках гражданских правоотношений.

На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для сво­бодного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом только в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ).

Наши рекомендации