Суть современного положения системы социального обеспечения в России.
Вопрос
2. Характеристика законодательства России в области социальной защиты.
Обеспечение социальных прав граждан – важное направление, в котором
Государственная Дума второго созыва проделала значительную работу. По
своему духу социальные законы этого периода существенно отличаются от
принятых в 1993–1995 годах. Во-первых, они упорядочивают довольно хаотичную
систему государственной социальной помощи, сложившуюся к середине 90-х. Во-
вторых, в них закрепляется переход к адресным принципам социальной помощи.
В-третьих, предпринимается попытка упорядочить саму реализацию тех
социальных прав, которые зафиксированы в ранее принятых законах.
Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" был
принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в октябре 1997
года. Данный Закон сам по себе не вводит каких-либо новых социальных прав.
Однако в нем закрепляется имеющий исключительно важное значение принцип
взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно,
и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и
величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя из
которой устанавливается не только минимальная заработная плата, но и все
социальные выплаты (п. 1 ст. 5).
В Законе указывается, что минимальный размер пенсии по старости
"поэтапно повышается до величины прожиточного минимума" (п. 2 ст. 5). В ст.
6 устанавливаются основания для получения государственной социальной
помощи. Малоимущим (малоимущей) признается тот гражданин (семья),
среднедушевой доход которого (которой) ниже величины прожиточного минимума.
Такие малоимущие имеют право на получение государственной социальной помощи
(п. 1 ст. 6).
Были приняты еще два Федеральных закона, затрагивающих ту же сферу, "О
государственной социальной помощи" и "О внесении изменения в статью 16
Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей""
(оба вступили в силу в июле 1999 года). В данных актах закрепляется переход
к адресному принципу оказания социальной помощи. Так, в соответствии с
законом "О внесении изменения в статью 16Е" право на ежемесячное пособие на
ребенка распространяется на одного из родителей (усыновителей, опекунов,
попечителей) только в тех семьях, среднедушевой доход которых "не превышает
величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской
Федерации" (ст. 1). Ранее Федеральный закон "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей" неоднократно подвергался критике именно за то,
что пособия получали все родители (усыновители, опекуны, попечители),
независимо от величины доходов. В Федеральном законе "О государственной
социальной помощи" четко сформулированы цели предоставления государственной
социальной помощи: это "поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также
малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже
величины прожиточного минимума", а также "адресное и рациональное
использование бюджетных средств" (ст. 3).
Подчеркивается, что получателями государственной социальной помощи
могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не достигают
прожиточного уровня по не зависящим от них причинам (ч. 2 ст. 6). В ст. 5
также определены источники оказания государственной социальной помощи. При
этом отмечается, что "в случае недостаточности средств субъектов Российской
Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной
помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам
местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня
бюджетной системы" (ч. 2 ст. 5).
Важным представляется положение, в соответствии с которым
государственная социальная помощь оказывается лишь временно (ч. 1 ст. 6).
Другой существенной новацией является то, что Закон предусматривает
возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки
(комиссионного обследования), направленной на подтверждение сведений,
которые представлены в заявлении о предоставлении государственной
социальной помощи (п. 2 ст. 8). Здесь же регламентируются порядок и сроки
принятия решения по таким заявлениям (п. 3 ст. 8).
Закон весьма подробно указывает причины отказа в государственной
социальной помощи (ч. 1 ст. 9), а также основания для прекращения таковой
(п. 1 ст. 10). При этом Закон устанавливает обязанности не только
государственных органов, оказывающих социальную помощь от имени государства
(как это обычно делается в социальных законах), но и обязанности
получателей социальной помощи.
Таким образом, последние социальные законы свидетельствуют о желании
законодателя избавиться от патерналистского подхода к предоставлению
государственной социальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу
иждивенчество.
Справедливости ради стоит отметить, что в социальных законах,
наработанных Государственной Думой второго созыва, встречались и чисто
декларативные документы. Показательным в этом смысле является Федеральный
закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Он был
принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в июле 1998 года.
Это первый российский нормативный акт, направленный на закрепление и защиту
прав ребенка. Он "регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией
основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации"
(ст. 2).
Рассматриваемый закон не только и не столько закрепляет права ребенка,
сколько устанавливает (или, по замыслу разработчиков, должен устанавливать)
гарантии их обеспечения. В частности, он предусматривает обеспечение
следующих прав ребенка:
– на охрану здоровья (ст. 10);
– на профессиональную подготовку и занятость (ст. 11);
\– на отдых и оздоровление (ст. 12);
– на пользование социальной инфраструктурой для детей (ст. 13);
– на защиту от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и
физическому развитию (ст. 14);
– на защиту в трудной жизненной ситуации (ст. 15).
Гарантии обеспечения перечисленных прав опираются на государственные
минимальные стандарты качества жизни детей, закрепленные в ст. 8. Однако
содержание этой статьи вызывает большие сомнения, поскольку указанные
стандарты включают в себя: бесплатное медицинское обслуживание;
гарантированную профессиональную ориентацию, трудоустройство, охрану труда,
оплату труда; квалифицированную юридическую помощь. Думается, нет нужды
говорить об утопичности подобных "минимальных стандартов" в современных
российских условиях. В результате Закон во многом просто теряет смысл.
Суть современного положения системы социального обеспечения в России.
Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные
особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право
на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и
представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и
законодательных мер.
В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и
малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным
направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.[7]
Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:
- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за
выслугу лет, социальные):
- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам,
многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и
военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных
учреждениях (домах-интернатах):
профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:
- протезно-ортопедическую помощь
врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов
- льготы и преимущества инвалидам.[8]
И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в
то же время каждый вид имеет свои особенности.
Эффективность работы социальной системы во многом зависит от
продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию
производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в
виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет
ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В
итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего,
в государственной службе и в фонде социального страхования.
Существующая система социальных служб включает государственную,
муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы
ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными
видами социальных услуг.
В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими
осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:
а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как
учет, выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги
нуждающимся и т. д.;
б) функция консультирования включающая консультации специалистов по
различным вопросам, касающихся социальных аспектов;
в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования
социальных нужд;
г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных
программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и
социальных конфликтов.
Следует отметить важность следующих четырех принципов:
- принципа приоритета государственных начал в организации социальной
службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:
- принципа опоры на общественное участие:
- принципа территориальности:
- принципа информированности: означающего право на сбор информации и
сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.
Также необходимо отметить для успешного функционирования системы
социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В
настоящее время управление социальной службой осуществляется органами
социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного
образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными
органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными
органами управления, а также с общественными, религиозными,
благотворительными организациями и фондами.[9] В перспективе большую помощь
по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может
осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей
заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.
Вопрос
Основные положения региональной политики в социальной сфере
Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности.
2.1 Задачи региональной социальной политики
Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:
- противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения;
предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;
- сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;
\- регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;
- содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;
- оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.
Особое место в региональной социальной политике занимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя:
- регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;
- регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;
- осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.