Тема: «Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России»

Цель:Усвоить содержание понятий «геополитическое положение», «геоэкономическое положение»; особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, направления его возможного развития.

Литература:1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

2.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3. В.П. Максаковский. Атлас. Экономическая и социальная география мира, с.16, 17, 36.

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Задание 1.С помощью представленной ниже таблицы, отметьте на контурной карте границы России с другими странами.

Задание 2. В тетрадях для практических работ ответьте на вопросы:

1. Положение по отношению к материкам и частям света.

2. Положение страны по отношению у полюсам, полярным кругам, тропикам, экватору, нулевому меридиану.

3. Положение страны по отношению к океанам и морям, омывающих территорию, их природные особенности.

4. Сухопутные и морские соседи страны.

Контрольные вопросы:

1 Используя атлас мира, статистические данные учебника определить положение России в мире по территории и численности населения.

2 Используя атлас мира, статистические данные учебника определить положение России в мире по запасам нефти, природного газа, угля и железных руд.

3 Используя атлас мира, статистические данные учебника выявить крупнейшие гидроэлектростанции России.

4 Используя атлас мира, статистические данные учебника определить положение России в распределении промышленного производства.

5 Используя атлас мира, статистические данные учебника определить роль России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

6.Какие внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.

Практическое занятие №24

Тема: «Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда»

Цель:Изучить хозяйственную специализацию России и ее отдельных регионов мира, направления возможного изменения в пространстве и времени хозяйственной специализации России и ее отдельных регионов.

Литература:1.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

2.Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

3. В.П. Максаковский. Атлас. Экономическая и социальная география мира, с.16, 17, 36.

Критерии оценки

5 (отлично)- работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

4 (хорошо)- работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя

3 (удовлетворительно)- работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка;

2(неудовлетворительно)- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или студент отказался от выполнения работы без предварительного объяснения уважительных причин.

Ход занятия:

Задание 1.Используя материал гл. 5 и 6 учебника, заполните приведенную ниже таблицу, в тетрадях для практических работ.

Международная хозяйственная специализация России

Задание 2. В тетради для практических работ заполните таблицу. Используя материал учебника гл. 14.

Международная хозяйственная специализация регионов России

Задание 3.Используя атлас Минеральные ресурсы мира, Добывающая промышленность мира, на контурной карте отметьте в каких регионах ведется добыча и переработка минеральных ресурсов, используйте традиционные условные обозначения.

Контрольные вопросы:

- какое место занимает Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

-Какое участие принимает Россия в международной торговле и других формах внешних экономических связей.

Практическое занятие №25

Наши рекомендации