Причины и последствия кризисов государственного управления
Кризис государственного управления – особое переломное состояние в развитии и функционировании политической системы общества, государственно - властных структур, характеризуемое:
Ø нестабильностью деятельности политических институтов;
Ø снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами;
Ø обострением политических конфликтов;
Ø нарастанием критической активности масс.
Признаками кризиса гос. управления являются:
1.Обострение экономических и социальных конфликтов, которое приобретает политический характер, где требования адресуются структурам власти для изменения ее
политического курса, стратегии и методов управления;
2.Неспособность гос. власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социально-экономические процессы и отношения прежними традиционными методами;
3. Разбалансированность структурно-функциональной системы управления и политических институтов власти, разрыв взаимодействия, конструктивных связей; крах
легитимности гос. власти; напряженное состояние общества, грозящее политической катастрофой.
Этапы развития кризиса:
1 этап.
Характеризуется многочисленными конфликтами в различных областях общественной жизни. В жестких общественно-политических системах конфликты выполняют дестабилизирующую роль, углубляют политический кризис.
2 этап.
Характеризуется развитием конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда они не могут разрешены путем компромиссов и отражают расстройство деятельности гос. власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления.
3 этап.
Характеризуется развитием и обострением кризиса, включающие распад существующих политических структур и ведущие к энтротопии системы гос.управления, т.е обесценению гос. власти, утрате властными органами своего сущностного качества - оказывать управляющее воздействие на общественные процессы.
Возникновение и прохождение кризиса гос. управления.
Конфликт является объективным элементом человеческих отношений. Это постоянно присутствующий и не поддающийся абсолютному устранению динамический тип социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречивых предпочтений, интересов или ценностей.
В целом конфликт гос. управления или политический конфликт – это всегда противоборство по поводу организации, осуществления или перераспределения власти. Разрешение их является потребностью гос. власти.
Появляется проблема формирования новой современной парадигмы развития гос. управления и превращения гос. власти в стабилизирующий центр общества.
• Управление конфликтом подразумевает урегулирование, разрешение, подавление или даже инициирование некоторых конфликтов в интересах общества
• Разрешить конфликт - значит удовлетворить взаимные интересы конфликтующих сторон или подавить одну их сторон.
Урегулировать – значит ввести конфликт в правовой коридор, подчинив определенным правилам.
Последовательность действий по управлению конфликтом:
институализация– установление норм и правил разрешения конфликта;
легитимизация – постановка институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила;
стуктурирование противоборствующих групп;
создание условий для проявления и организованного закрепления коллективных субъектов – носителей тех или иных интересов;
постепенное ослабление за счет перевода на другой уровень.
Антикризисное управление означает придание конфликтному процессу формы, обеспечивающие минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь. Сглаживание противоречий и гармонизация социально-политических отношений возможны за счет создания механизма адекватной передачи « кризисной ситуации» снизу вверх. Гос. управление должно строится на профилактике, на упреждении конфликтов.
Системный кризис гос. управления означает, что основные компоненты общества (технический, экономика, социальная сфера, политика и др.) пришли в такое несоответствие, что эта разбалансированность системы не может быть преодолена в рамках существующего социально-экономического строя.
Признаки проявления кризиса:
• длительный, скрытый паралич гос. власти, полная потеря гос. структурами возможнос-тей, потенциала управляющего воздействия, стратегической инициативы и творчества, и т.п.;
• повышение критической активности, напор недовольных масс;
• абсолютное и относительное обнищание значительной части населения, резкое падение уровня жизни, разрушение привычного образа жизни, лишившихся работы, достаточного материального благополучия.
Составляющие элементы политического кризиса:
• конституционно-правовой кризис - разрыв правового пространства, ограничение или фактическое прекращение действия Конституции;
• правительственный кризис - потеря авторитета, разрыв вертикали единой исполнительной ветви власти и сокращение гос.- админисиративного управляющего воздействия;
• кризис партийной системы- раскол в артиях,движениях, потеря авторитета и доверия у масс ведущими полити-ческими силами, правящими партиями;
• идеологический кризис - крушение принципов, устоев, нравственности, возрастание преступности;
• внешнеполитический кризис - падение престижа и международного влияния у государства, появление угрозы разного рода международных конфликтов и войн.