Понятие кризиса. Причины и последствия возникновения кризисов.

Понятие кризиса. Причины и последствия возникновения кризисов.

Кризис – максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеят-ти.

Причины кризисов могут подразделяться на объективный и субъективные. Объективные связаны с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации. Субъективные обусловлены ошибками в управлении, воздействие сил природы и проч.

Кроме того, причины кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Внешние связаны с действием макро- и внешнеэкономических факторов. Внутренние причины связаны с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной организационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.

Опасность кризиса существует постоянно, поэтому его необходимо предвидеть и прогнозировать. Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причину и последствия. Так, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации.

Кризис может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Возможность консервации кризисной ситуации. Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или к мягкому выходу, могут быть длительными или непродолжительными, обратимыми или необратимыми и проч. Последствия кризиса определяются эффективностью антикризисного управления (АКУ), которое зависит от профессионализма, системы мотиваций, прогнозирования причин и т.д.

Разновидности кризисов.

Согласно классификации возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, а локальные – 1 или несколько подсистем.

По проблематике кризиса выделяют макро- и микрокризисы. Макрокризисы охватывают всю хозяйственную систему, а микрокризисы распространяются на отдельную проблему или группу проблем.

По структуре отношений в экономической системе установлены следующие виды кризисов(К):

- экономические

- социальные

- организационные

- психологические

- технологические

Экономические К вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы пр-ва и реализации товаров, кризис неплатежей, конкурентных преимуществ, банкротства и проч.

Социальные К возникают при развитии противоречий различных социальных групп. В совокупности социальных К выделяют политический К, который подразумевает К власти, К управления обществом ит.д.

Организационные К возникают вследствие противоречий процессов обособления и интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры. Организационный К проявляется обострением противоречий процессов организации производства и управления. Это может проявляться в излишней бюрократизации.

Психологический К – К психологического состояния человека как стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности работой, страха и т.д.

Технологический К – К новых технологических идей в условиях наличия потребности в новых технологиях.

По причинам возникновения К подразд-тся на природные, экологические, обществ-е. Природные вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, наводнениями. Экологические К возникают при изменении природных условий, вызванных деят-тью человека, истощением ресурсов, загрязнением окружающей среды, возникновением опасных технологий.

К также могут быть предсказуемыми и случайными. Предсказуемые К можно предсказывать и возникают они под действием объективных факторов развития, а именно необходимостью модернизации производства, бизнес процессов и др. Случайные возникают вследствие ошибок в управлении, действий сил природы, активизации социально-экономических процессов.

Разновидностью предсказуемых К являются циклический К, возникающий периодически и имеющий определенные фазы.

Выделяет явные и скрытые К. явные протекают заметно и очень легко распознаются, а скрытые развиваются незаметно и крайне опасны.

К делятся на легкие и глубокие. Глубокие К могут дестабилизировать часть или всю социально-экономическую систему. Мягкие (легкие) К протекают более последовательно и безболезненно.

К также могут быть кратковременные и затяжные. Чем длительнее К, тем он проходит болезненнее. Они как правило связаны с отсутствием навыков управления критической ситуацией, непониманием сути и характера К, его причин и последствий.




Признаки и особенности АКУ

Сущность АК менеджмента определяют следующие характеристики:

1) К можно предвидеть, ожидать и вызывать

2) К можно ускорять, предварять и отодвигать

3) к К можно и необходимо готовиться

4) К можно смягчать

5) У в условиях К требует особых методов, опыта и специальных знаний

6) К можно управлять

7) У процессами выхода из К способно ускорять эти процессы и ликвидировать их последствия

В зависимости от разновидности К будут различаться и механизмы У. приоритетными средствами АКУ должны являться:

1 – мотивирование, ориентированное на АК меры

2 – поддержание оптимизма и уверенности у персонала

3 – интеграция по ценностям профессионализма

4 – развитие инициативы в решении проблем развития

5 – корпоративность

6 – поддержка инноваций

Стиль АКУ характеризуется целеустремленностью, профессиональным доверием, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией и принятием ответственности.

Выделяют 6 функций АК менеджмента. Среди них:

1) предкризисное У

2) У в условиях К

3) У процессами выхода из К

4) стабилизация неустойчивых ситуаций

5) минимизация потерь и упущений возможностей

6) своевременное принятие решений

Для АКУ особое значение имеет перспективность. Возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития. Существуют следующие стратегии АКУ:

1 – стратегия предупреждения К и подготовка к его появлению

2 – ожидание зрелости К для его преодоления

3 – противодействие кризисным явлениям и замедление его процессов

4 – стабилизация ситуации посредством использования резервов и дополнительных ресурсов

5 – последовательный вывод из К

6 – предвидение и создание условий устранения последствий К.

Эффективность АКУ

Эффективность АКУ характеризуется соотношением эффекта, а именно степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования К и затраченных ресурсов.

Факторы, влияющие на эффективность АКУ:

1) профессионализм АКУ и специальная подготовка. В настоящее время в стране создана система обучения АК управляющих, которые способны с наименьшими потерями выводить предприятие из К.

2) искусство управления. Данное от природы и приобретенное в процессе специальной подготовки.

3) методология разработки рискованных решений. Данная методика определяет такие качества УР, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

4) полученный анализ обстановки и прогнозирование тенденций. Это позволяет постоянно осуществлять мониторинг предвидевшегося К.

5) корпоративность. Позволяет среди коллектива людей выработать энтузиазм, внутренний патриотизм, самоотверженно работать для достижения целей.

6) лидерство. Определяется не только личностью менеджеров, но и стилем работы, структурой персонала управления, авторитетом власти, уверенности и проч.

7) оперативность и гибкость У. Изменение У в соответствии с изменением ситуации.

8) стратегия и качество АК программ.

9) человеческий фактор. Обязательное наличие АК команды, которые могут пользоваться доверием АК менеджера.

10) система мониторинга кризисных ситуаций. Организованные действия по непрерывному определению вероятности и реальности наступления К для его своевременного обнаружения.

Роль стратегии в АКУ

В рез.экон.кризиса в РФ число убыточн.предприятий резко возросло, многие предприятия оказались в состоянии неплатежеспособности, при этом нарушение платежеспособн. в совр. условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде. Исследования, проведенные на рос. предприятиях, обнаруживают комплекс причин, из-за которых предприятия попадают в кризис. Их можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние. Факторы внутренней среды – технологии и техника, маркетинг, менеджмент и т.д. Факторы внешней среды – конкуренция, законодательно-правовое обеспечение, инфляционное обеспечение, размер и структура потребностей компании, международные политические факторы и события.

Внутренними причинами эконом.кризиса на рос.предриятиях является исследование вопроса увеличения или уменьшения объема продаж за последние 2 года. Если проблем с продажей продукции нет, то причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если она низкая, то проблема связана с большой длительностью производств.цикла. В этом случае необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров, тогда причину кризиса связывают с ценовой политикой, с условиями договора на продажу товаров и т.д. В свою очередь высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства, тогда следует выявить динамику затрат на производство товаров и причину их роста. Для рос.предприятий следствием высоких издержек являются затраты на энергоносители. При высокой оборачиваемости средств причина экономич.кризиса заключается в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, то причина – в реализации продукции. Дальнейшие причины связаны с наличием запаса готовой нереализованной продукции, потребительскими свойствами товаров, системой распределения и продвижением товара. Вывод: процесс планирования выхода из кризиса можно назвать стратегией и тактикой в АКУ.

Понятие кризиса. Причины и последствия возникновения кризисов.

Наши рекомендации