Типология кризисов. Причины возникновения и возможные последствия кризисов.

По масштабам проявления выделяют общие (глобальные) и локальные кризисы. Масштаб общих (глобальных) кризисов значительно больше, чем масштаб деятельности отдельной организации, охватывают всю социально-экономическую систему, локальные кризисы охватывают только часть ее. Например, к общим кризисам относятся военные конфликты (как международные, так и внутренние), изменения международных отношений (например, ужесточение или упрощение таможенного режима), кардинальные изменения в руководстве страны, нормативные акты федерального значения, экономические кризисные явления (изменения курса рубля, инфляция, дефицит бюджета) и т. п.

К локальным относят кризисы, охватывающие отдельные регионы. Интересно, что их влияние порой даже сильнее, чем у глобальных факторов, поскольку ориентировано на гораздо меньшую аудиторию. Сюда входят, например, персональные изменения в руководстве субъекта Федерации и муниципального образования, последствия принятия нормативных актов субъектов Федерации, постановления их глав и органов местного самоуправления, местные экологические проблемы и экономические сложности и локальная специфика. Может случиться так, что ваша деятельность становится совершенно неактуальной из-за чисто специфических местных факторов, совершенно не укладывающихся в рамки здравого смысла. Допустим, в регионе из-за наплыва беженцев развилось резко негативное отношение к определенным национальностям: продукцию, название которой хоть как-то ассоциируется с ними, реализовать будет уже сложнее .

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем. Неуправляемый кризис, даже будучи локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. На возникновение макрокризиса отдельное предприятие повлиять не может, но оно может прогнозировать свои действия в кризисной обстановке.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, специалистов различных профессий, персонала и менеджеров и др.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации функционирования отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

Психологические кризисы - это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной социальной группы.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса — обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.

Причины возникновения кризисов, по Э. М. Короткову, могут быть объективными и субъективными. Объективный кризис вызывают обстоятельствами, находящимися вне контроля базисного PR-субъекта. Например, избрание нового губернатора, стихийные природные явления, теракты. Одним из признаков объективного кризиса является то, что он негативно сказывается на довольно широкой аудитории, а не только на базисном PR-субъекте. К признакам такого кризиса относится также неожиданность, паническое состояние жертв воздействий и кажущаяся безысходность.

Основные проблемы у организации возникают не в результате самих объективных кризисов, а в результате адаптации к новым условиям. Таким образом, вторичное порождение объективного кризиса — это кризис адаптации.

Субъективный кризис может быть вызван как объективными обстоятельствами, имеющими значение исключительно для базисного PR-субъекта, так и субъективными обстоятельствами. Так, А.С. Ольшевский говорит об индивидуально-обусловленных кризисах, которые вызывают некие объективные обстоятельства, возникшие независимо от вас, но влияющие более всего именно на вас (допустим, метеорит упал именно на здание вашего торгового центра, которое не было застраховано). И о персональных. Сюда относятся всевозможные трагические события личного плана — допустим, умер один из основных сотрудников вашей компании.

Сферы протекания кризисных процессов разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относят землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Природные кризисы включают в себя последствия любых стихийных бедствий. Например, наводнение уничтожило весь урожай на полях базисного PR-субъекта.

Причиной кризисов могут быть и общественные отношения во всех формах их выражения. Например, законодательные (принят новый закон об ипотеке) или политические, которые обычно бывают вызваны сменой каких-либо ключевых политических фигур, от Президента РФ до депутата местного самоуправления, а также приходом к власти новых политических сил.

Имеет место преобразование организации или ее сохранение, а изменения могут носить как долгосрочный, так и временный характер. При этом изменения могут быть качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса обусловлены не только его характером, но и методикой антикризисного управления.

Подготовка и реализация программы антикризисных коммуникаций как метод антикризисных PR. Содержание эффективного сообщения во время кризиса. Выдвижение оперативной версии как ключевой момент в нейтрализации последствий кризиса. Нормативы формирования и деятельности пресс-службы в кризисной ситуации.

Основа антикризисных PR – это разработка антикризисной программы для компании, предприятия или организации. Антикризисная программа представляет собой стратегический документ, который, упрощенно говоря, является «планом действий» на случай возникновения различных кризисных ситуаций. Обычно она трактует кризис стратегически – то есть нацелена не только на его преодоление, а и на профилактику, а также на посткризисное реагирование.

Любой кризисный план будет содержать как минимум 4 основные части – перечисление всех вероятных рисков, выбор стратегии поведения для каждой конкретной проблемы, составление детализированного сценария действий и формирование команды, которая эти действия воплощает.

Выбор стратегии поведения – это второй шаг по созданию антикризисного плана базисного PR-субъекта. Стратегия должна быть комплексной, чтобы удовлетворять потребностям в информации ваших клиентов, акционеров, регулирующих органов, персонала, других целевых аудиторий. Демонстрация информационной прозрачности организации не усугубит проблему, но продемонстрирует журналистам ваше желание ее решать. Наконец, выбранная стратегия не должна противоречить имиджу компании и наносить ему вред.

Детализированный сценарий действий – это то, какими инструментами вы будете воплощать стратегию в жизнь. В антикризисной программе стоит ограничиться определением только тех мероприятий, которые возможно будет реализовать в первые часы кризиса – проведение пресс-конференции, организация эксклюзивных интервью журналистам, с которыми постоянно сотрудничает организация, выступление перед собственными сотрудниками.

Антикризисный коммуникационный план нуждается в ежегодном пересмотре; от этого он становится более подробным и адекватным реальности.

Кратко схема действия специалиста по связям с общественностью, работающего в сфере антикризисного управления, такова:

1. Комплексный анализ деятельности компании, прогнозирование или диагностика кризиса:

 исследование и анализ позиции компании на рынке;

 анализ внешних факторов, воздействующих на репутацию компании;

 анализ информационных потоков, оказывающих влияние на имидж компании;

 определение вида кризиса, причин его возникновения и текущей стадии.

2. Построение системы профилактики кризисных ситуаций, в том числе, искусственно организованных (недобросовестная конкуренция, утечка информации и т. д.)

3. Разработка и поэтапная реализация антикризисных программ:

 разработка оптимальной стратегии выхода из кризисной ситуации;

 разработка стратегии поддержания и оперативной коррекции имиджа;

 разработка стратегии восстановления положительного имиджа;

 разработка стратегии позиционирования;

 разработка коммуникационных планов и сценариев поведения в кризисной ситуации;

 определение эффективных каналов коммуникации;

 антикризисный консалтинг;

 подготовка и реализация PR-программ для оптимизации деятельности компании;

 организация и проведение специальных PR-акций;

 работа со СМИ.

- привлекайте ресурсы третьей стороны

- централизуйте коммуникации

- обеспечьте техническую сторону коммуникации

- адекватно оценивайте кризис на всем его протяжении

- начинайте работу над послекризисным позиционированием компании.

- постоянно ведите мониторинг ситуации и отслеживайте те процессы, которые происходят внутри компании и вовне.

Понятие об антикризисной профилактике. Меры антикризисной профилактики, предпринимаемые в рамках общего менеджмента. Специфика антикризисной профилактики в рамках компетенции PR-службы.

Технологии предотвращения кризисных ситуаций представляют собой антикризисную профилактику. Антикризисной профилактикой является проведение заблаговременной подготовки сотрудников структуры на случай возникновения кризиса и - шире - устранение по мере возможности тех слабых мест в структуре, которые могут сыграть отрицательную для структуры роль в случае возникновения таких ситуаций.

Исходным пунктом любых попыток противодействовать конфликтам и кризисам является максимально быстрое их обнаружение заинтересованными сторонами, когда конфликты, находятся еще в стадии своего зарождения или в самом начале распространения в социальной среде. Поэтому именно на обнаружение кризиса в самом начале и ли на докризисной стадии следует обратить особое внимание. Идеально, когда удается обнаружить еще только назревающий кризис или потенциально кризисную ситуацию.

Необходимо создание в организации соответствующей службы, основной задачей которой является мониторинг «компетентного» состояния фирмы, предупреждение возможных кризисов и локализацию чрезвычайных ситуаций.

Кроме своевременного обнаружения возникающего кризиса важную роль здесь играет также соответствующее восприятие поступающей информации о состоянии организации и потенциальных угрозах. Это восприятие должно быть свободно от субъективизма, упрощений и деформаций, которые могли бы привести к недооценке или переоценке значения кризиса.

Меры антикризисной профилактики, предпринимаемые в рамках общего менеджмента. Важный момент антикризисной профилактики - повышение уровня компетентности сотрудников на ключевых постах управления, своевременное проведение обучения и тренингов, поощрение их инициативности, инвестирование части прибыли в развитие знания и контроль уровня компетентности своих сотрудников на ключевых постах производства.

Немаловажный аспект – кадровая политика. Необходимо определить принципы осуществления необходимой ротации кадров, набора новых сотрудников, критерии расширения штатов. Зачастую именно несоответствие уровней компетентности приводит к необоснованному росту числа служащих.

Следующий аспект - внедрение перспективных технологий и автоматизации компании. Это повысит кризисную устойчивость компании за счет повышения скорости получения оперативной аналитики.

Немаловажным фактором в предупреждении кризисных явлений является эффективное использование соотношения между основными принципами управления: консенсусом, компромиссом и авторитаризмом.

Наши рекомендации