История геополитических идей и становление геополитики
Лекция 1. Геополитика как наука
История геополитических идей и становление геополитики
Объект и предмет, функции геополитики
3. Основные законы и методы геополитики
История геополитических идей и становление геополитики
Традиционная геополитика (от греческого "гео" - земля, страна, политика) - это наука, изучающая отношения между внутренней (включая региональный аспект) и внешней политикой государства и теми географическими факторами, которыми оно располагает.
К географическим факторам относятся: размещение государства (континентальное, островное, прибрежное), размеры его территории, наличие природных ресурсов, господствующий вид коммуникаций (морской, сухопутный), преобладающие ландшафты, размеры и структура населения.
Неразрывная взаимосвязь почвы и крови, пространства и власти, географии и политики была отмечена еще древними учеными. Впервые теорию влияния среды на политическую историю излагают уже античные авторы. Во многом их теоретические построения — это результат обобщения событий политической истории того времени, но некоторые идеи, востребованным и в наши дни. Несмотря на наивность общих научных представлений античности, геополитические идеи греческих и римских авторов и сегодня зачастую поражают своей глубиной и меткостью.
Парменид (VI в. до н. э.) выдвинул идею пяти температурных зон, или поясов, земли: два холодных, два умеренных и один жаркий (в центре), каждый из которых обладает своими политическими особенностями. Эту точку зрения разделял и Аристотель, писавший о политическом превосходстве промежуточной зоны, населенной греками. Жители южных стран получают от самой природы пищу и одежду почти в готовом виде, удовлетворяя насущные потребности легко и свободно, поэтому они не имеют внутреннего стремления к развитию (в том числе и территориальному) своих государств. Жители севера, напротив, слишком много энергии должны затрачивать на поддержание жизни на своих территориях, поэтому у них не хватает сил для развития. И только в умеренном климате можно найти идеальный природный баланс, способствующий расцвету государств.
Платон, Гиппократ, Полибий, Цицерон в своих сочинениях также указывали, что географическая среда влияет на политическую деятельность людей, свойства их политического темперамента, обычаи, нравы и даже общественный строй. Существовало мнение, что жаркий климат расслабляет характеры и люди легко попадают в рабство, а северный, напротив, закаляет людей, что способствует развитию демократических форм правления. Внимание философов и политиков к географии не было умозрительным, вместе с ростом городов-государств (полисов) возникали серьезные геополитические проблемы: как наиболее удобным и легкодоступным способом расширить жизненное пространство, провести колонизацию свободных территорий, защитить свои владения от нашествия врагов.
Античные геополитические воззрения в средние века были сохранены и преумножены в основном арабскими мыслителями: именно мусульманская культура явилась важным связующим звеном между античностью и эпохой Возрождения в Европе. Среди арабских ученых необходимо выделить геополитическое наследие ИбнХальдуна (1332-1406). Этот ученый разделял античную идею о климатических зонах, играющих стратегическое значение, и был убежден в преимуществах умеренного климата для развития государств. Оригинальным дополнением этих теорий является созданная им концепция исторических циклов.
Идея геополитического преимущества кочевников в мировой истории получила достаточно широкое распространение в более поздних научных исследованиях, особенно в Новое время. В России эта идея развивалась П. Савицким, Н. Вернадским и Л. Гумилевым.
Следующим этапом в развитии геополитических идей стала эпоха Просвещения. К проблеме влияния географического фактора на политическое развитие народов обращались Монтескье, Дидро, Руссо,
Д' Аламбер, Ламетри. Сама концепция географического детерминизма в общественных науках во многом сформировалась под влиянием их идей и сыграла в Европе решающую роль при возникновении геополитики как науки.
Шарль Монтескье в своей известной работе «О духе законов» (1748) сформулировал кредо географического детерминизма: •Власть климата есть первейшая власть на земле». Именно климат оказывает, по мнению Монтескье, прямое воздействие на физиологическое состояние людей, а значит, и на их психологию, что в свою очередь играет решающее значение при организации общественного устройства и учреждении политических порядков: «малодушие народов жаркого климата всегда приводило их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу»1.
По мнению Монтескье, законы страны (точнее, «дух законов») должны соответствовать условиям географической среды, только тогда государство способно гармонично и успешно развиваться во времени и в пространстве.