Мотивация деятельности человека в организации. Контроль.
Мотивация – это совокупность внешних и внутренних психо-физиологических факторов, направленная на интенсификацию трудовой деятельности, определяющая ее рамки и ориентацию на достижение поставленных целей. Мотивацию можно рассматривать не только как процесс, но и как управленческую функцию, использующую мотивы поведения человека для наиболее успешного его функционирования в организации. Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель мотивации - это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит уменьшению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие.
Основными функциями мотивации являются: 1. побуждение к действию, 2. направление деятельности, 3. контроль и поддержание поведения.
1) Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.
2) Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее - они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.
3) Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным.
Психологи отмечают, что стремление (побуждение) удовлетворить потребность служит мотивом к действию.
Для осуществления мотивации затрачиваются определенные материальные средства и интеллектуальные усилия. Просто мотивировать трудовую деятельность бессмысленно. Мотивация должна быть направлена на определенные составляющие трудовой деятельности. Основными составляющими трудовой деятельности являются: 1) усилия (физические); 2) добросовестность; 3) направленность; 4) инициативность; 5) старание; 6) настойчивость.
Сложность мотивации заключается в том, что каждая личность индивидуальна и требует индивидуального подхода. Но, тем не менее, существуют общие методы и способы, определяющие мотивацию как систему. В основе поведения человека заложен мотив.
Мотив – это феномен сознания, осознанное индивидом как побуждение к деятельности, предрасположенность, склонность человека действовать тем или иным способом.
Функции мотивов: 1) ориентирующая функция – среди всех вариантов поведения человек выбирает свой, только ему присущий; 2) смыслообразующая функция – в поведении каждый человек видит свой личностный смысл; 3) опосредующая функция – она заключается в том, что человек выбирает вариант поведения на стыке внутренних побудительных сил и внешних факторов; 4) мобилизующая - оправдательная – является побуждением к действию, мобилизует человека на то или иное действие, и при выполнении этих действий человек находит оправдательные мотивы на основании логических доводов.
Слово «контроль» заимствовано из французского языка. Полного смыслового аналога этому слову в русском языке нет. Контроль означает: 1) проверку кого-либо или чего-либо, чтобы удостовериться в соответствии чему-либо; 2) надзор, наблюдение в целях проверки; 3) испытание знаний, свойств для выяснения их пригодности к чему-либо. Таким образом, в упрощенном понимании контроль — это целенаправленные практические действия, которые позволяют убедиться в правильности чего-либо.
Контроль в организации.
Главные функции контроля: 1) Ограничительная (блокировка действий, наносящих ущерб предприятию). Эта часть может быть реализована процедурой экспертной оценки ключевых решений, обязательной проверкой правильности оформления документации, составления договоров (подпись юриста), проверкой правомочности платежей и отпуска товара (соответствие договорным условиям, отпуск дебиторам, оплата в рамках и по статьям бюджета - удостоверяется подписью бухгалтера). 2) Информационная (дополнительный канал получения внутренней и внешней информации). Включает контроль за выполнением планов, периодическое исследование покупателей (опрос клиентов, прекративших закупки), поставщиков (реальный уровень цен на продукцию и услуги), конкурентов (цены, сервис, объемы продаж), оценку внутренней обстановки (уровень мотивации, проблемы). 3) Мотивационная (мобилизующая). Обязательность независимой оценки результатов деятельности повышает ответственность, стимулирует самоконтроль руководителей и персонала. (Однако чрезмерная опека снижает мотивацию и сковывает инициативу - здесь следует соблюсти баланс, возможно, поощрять руководителей по результатам проверки).