МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Жизненные обстоятельства вынуждают человека среднего возраста не просто менять

Жизненные обстоятельства вынуждают человека среднего возраста не просто менять работу, но и осваивать новые сферы деятельности, требую­щие новых знаний, с целью приспособления к меняющимся условиям тру­да. Иными словами, основным мотиватором ученичества в среднем возрасте является складывающаяся жизненная ситуация,когда человек просто вы­нужден переучиваться. Это происходит либо вследствие потери рабочего места, раннего ухода на пенсию, переезда и т. д., либо после взросления детей, когда, например, женщины вынуждены возвращаться на рынок тру­да. Особенно это касается тех, кто занят или хочет быть занят в сферах деятельности, характеризующихся устареванием профессиональных зна­ний. Например, в таких отраслях, как компьютерные технологии, медици­на, техника, в которых около половины знаний устаревают примерно через 3-4 года.

Проблема устаревания знаний особенно актуальна для людей среднего возраста, потому что, во-первых, школьное и профессиональное образова­ние они получили уже много лет назад, а во-вторых — и это не менее важ­но,— продолжительность трудовой деятельности большинства взрослых людей в нашем столетии заметно увеличилась — в среднем с 21 года в 1900 году до 37 лет к 1980 году (Крайг Г., 2000).

Как показывают психологические исследования, для людей среднего возраста наиболее значимыми в процессе профессионального переобучения являются мотивы развития личностии познавательные мотивы.При этом доминируют познавательные мотивы, а мотивы развития личности, такие, как стремление расширить свой кругозор и эрудицию, повысить общекуль­турный уровень, занимают в структуре мотивации учения человека второе место (Городецкая И. М., 1998).

В блоке опосредованных мотивов наибольшую значимость имеют сти-мульные мотивы,такие, как возможность самореализации в профессио­нальном плане, профессионализм преподавателей и т. д.

Кроме того, на структуру мотивации учения людей после 40 лет влияет и уровень образования. Для человека со средним специальным образованием особую значимость имеют познавательные мотивы,включающие в себя интерес к изучаемым предметам, желание повысить свой социальный ста­тус и стремление получить глубокие знания.

Для человека с высшим образованием характерны мотивы развития личности и мотивы достижения.Однако какими бы ни были мотивы воз-

Мотивы развития личности — внутреннее побуждение личности расширить свой кру­гозор, повысить эрудицию и общекультурный уровень, то есть потребность заниматься са­мосовершенствованием.

Познавательные мотивы — стремление человека знать, уметь понимать и исследовать в той или иной области деятельности.

Опосредованные мотивы — мотивы, возникшие в связи с внешними обстоятельствами, например в рамках изменяющихся требований со стороны общества или рынка труда ради получения диплома, который расширит возможности трудоустройства. Стимульные мотивы — мотивы, подразумевающие наличие определенного стимула, по­буждающего к действию, например такого, как престижность профессии, профессионализм преподавателей и т. д.



ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 517

вращения человека в процесс обучения, наблюдения показывают, что боль­шинство «учеников среднего возраста» относятся к своей учебе с повышен­ной ответственностью. Они регулярно посещают занятия и демонстрируют в учебе даже лучшие результаты, чем молодые.

Для того чтобы человек снова решился стать студентом, он должен при­нять во внимание целый ряд факторов и, как правило, заручиться поддерж­кой своей семьи. Подобное решение предполагает оценку своих способ­ностей и возможностей, поскольку студент как учащийся находится в зависимом положении.

Кроме того, взрослый человек может оказаться среди большой группы людей, которые намного моложе его; возможно, он будет старше даже сво­их преподавателей. Разница в возрасте может стать причиной того, что на первых порах человек будет испытывать определенное чувство сомнения и дискомфорта. Тем не менее осознание той значимости и полезности, кото­рое приносит работа, помогает человеку среднего возраста преодолеть труд­ности, связанные с профессиональным переобучением, будь то овладение новой профессией или же обычные курсы повышения квалификации.

РЕЗЮМЕ

Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образу­ющие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребнос­тей.

Среди них основными являются: реализация своего творческого потен­циала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректи­ровка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных воз­можностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте.

В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жиз­ни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связан­ных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.

Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, та­кие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отка­зом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также опреде­лить последующий путь мотивационного развития личности.

Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря чело­веком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, преодолеть кото­рый ему помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоува­жении и самореализации.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Жизненные обстоятельства вынуждают человека среднего возраста не просто менять - student2.ru ГЛАВА 4

Наши рекомендации