Правила, регулирующие квотное назначение
Квотное распределение мест в верхних палатах может быть:
· неограниченным, когда главу государства при назначении сенаторов не лимитируют никакие правила (Алжир, Афганистан, Бахрейн, Белоруссия, Бутан, Зимбабве, Йемен, Казахстан, Камбоджа, Мадагаскар, Малайзия, Оман, Руанда, Свазиленд, Сенегал, Таджикистан, Тунис, Узбекистан),
· и ограниченным, когда глава государства или его полномочный представитель (генерал-губернатор в странах Содружества) назначает сенаторов согласно законодательно оговоренным обязательным или рекомендательным квотам (Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Белиз, Гренада, Индия, Иордания, Италия, Канада, Лесото, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Фиджи, Ямайка).
В Мьянме предусмотрена квота в верхней палате не, как обычно, для главы государства, а для главнокомандующего, который назначаете 56 членов из 224.
В Барбадосе за генерал-губернатором закреплено право и неограниченного, и ограниченного квотирования. 12 сенаторов он назначает по рекомендации премьер-министра, 2 человека по рекомендации лидера оппозиции и 7 человек по своему усмотрению.
Рекомендательные квоты распределяются, как правило, между премьер-министром (т. е. представителем правящей партии или коалиции) и оппозицией.
Такой учет интересов правящих и оппозиционных партий соблюдается в девяти странах: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Фиджи, Ямайка).
В Ирландии, Канаде и Лесото при формировании верхней палаты предусмотрена квота только для премьер-министра, являющегося лидером победившей партии или коалиции, а квота для оппозиционных партий отсутствует.
В некоторых странах (Антигуа и Барбуда, Германия, Канада, Россия) правом рекомендательной инициативы при квотном назначении обладают административно-территориальные единицы.
В верхней палате парламента Антигуа и Барбуда 2 человека из 17 сенаторов, назначаемых генерал-губернатором, являются квотой острова Ротума.
В немецкий Бундесрат входят 69 человек, назначаемых правительствами земель из своего состава с соблюдением ограниченной квоты — от трех до пяти человек в зависимости от численности населения.
В Канаде весь состав сенаторского корпуса формируется генерал-губернатором с обязательным соблюдением существующих для каждой провинции квот.
В России половину состава Совета федераций формируют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.
Правом рекомендательной инициативы при формировании части сенаторского корпуса могут обладать титулованные особы (Большой совет вождей Фиджи), конфессиональные организации (Белиз, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго) и корпорации.
Корпоративное квотирование может быть законодательно закреплено за экономическими и социальными группами (Белиз, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго), профсоюзами (Белиз), университетами (Ирландия, Руанда) и профессиональными союзами (Марокко).
В отдельных случаях при квотном назначении в верхних палатах зарезервированы места для основных этнических групп (Бурунди), нацменьшинств (Бурунди, Колумбия) или граждан страны, проживающих за рубежом (Мавритания).
В Бурунди около 60 % сената избирается косвенным путем, три места зарезервировано для небольшой народности тва, а остальные распределяются с учетом квотного соотношения для основных этнических групп страны: 60% для народности хуту и 40% для тутси.
В верхней палате Колумбии из 102 мест два являются квотой индейских племен.
В верхней палате Зимбабве в сенате 2 места из 80 предусмотрено для людей с ограниченными физическими способностями.
В отдельных странах (Индия, Иордания, Италия, Малайзия) законодательство рекомендует главе государства при назначении части сенаторского корпуса руководствоваться определенными принципами.
Так, например, в Индии президент, назначая 12 человек в верхнюю палату — Совет штатов (Rajya Sabha) обязан учитывать вклад кандидатов в науку, искусство и общественную деятельность.
Монарх Иордании формирует полный состав сената из заслуженных представителей общества.
Аналогичным принципом руководствуется и султан Малайзии, назначая в сенат 40 человек «за выдающуюся общественную деятельность», заслуги «в своей профессии, коммерции, промышленности, сельском хозяйстве, культуре и службе на благо общества».
Президент Италии обладает правом назначить пожизненно пять сенаторов из числа почетных граждан, прославивших страну достижениями в области науки, литературы и искусства.
В Южном Судане при ещё не устоявшейся избирательной системе, состав верхней палаты (50 членов) сформирован путем квотного назначения (30 членов назначены президентом) и занятия места по должности (20 мандатов получили южане – бывшие депутаты парламента Судана).
Титульное назначение как единственный способ формирования верхней палаты используется только в парламенте Маршалловых Островов, где в ее состав входят 12 региональных вождей. Еще в пяти странах титульное назначение используется в сочетании с другими способами
В Зимбабве применяется трехсоставная комбинация способов, в Бельгии, Ботсване, Великобритании и Лесото — двухсоставная.
Сенат Зимбабве формируется путем прямых выборов (от каждой из десяти провинций избираются по шесть сенаторов), квотного назначения (два человека с ограниченными способностями), титульного назначения (18 мест в сенате зарезервировано за традиционными вождями, главой Совета вождей и его заместителем).
В Бельгии практически все места в верхней палате занимают сенаторы, избранные косвенным голосованием, а согласно титульному назначению в состав сената входят дети короля, а в случае его бездетности — принцы и принцессы по крови (с 18-летнего возраста они обладают правом членства в сенате, а с 21 года — и правом голоса).
Часть английской Палаты лордов (House of Lords) формируется на наследственной основе из лордов светских или членов пэрства, занимающих места согласно своим титулам.
В Ботсване в состав верхней палаты — Палаты вождей (House of Chiefs) 8 наследственных вождей входят по праву, т. е. занимают места согласно титулу, а 7 — избираются путем не прямых выборов.
При формировании сената Лесото 22 традиционных вождя становятся сенаторами согласно своим титулам, а 11 членов — по ограниченной квоте короля, назначающего этих сенаторов по рекомендации правящей партии.
Занятие места по должности как единственный способ формирования верхней палаты не используется ни в одном государстве.
В семи странах (Бурунди, Великобритания, Зимбабве, Италия, Казахстан, Руанда и Таджикистан) этот способ применяется в разных сочетаниях.
В большинстве парламентов, использующих при формировании верхней палаты способ занятия места по должности, данным правом могут воспользоваться бывшие главы государств, как правило, пожизненно (Бурунди, Италия, Казахстан, Руанда) или на один срок парламентской каденции (Таджикистан). В Великобритании в верхней Палате лордов 26 мест принадлежит лордам духовным — высшему духовенству (епископам и архиепископам) англиканской церкви, занимающих места согласно должностям.
В Зимбабве занятие места по должности предусмотрено для губернаторов десяти провинций.
Среди способов формирования верхних палат доминирует квотное назначение (не по числу сенаторов, а по частоте встречания), непрямые выборы по своей популярности ненамного уступают квотному назначению, а прямые выборы занимают третью позицию.
Значительную долю (18%) составляют парламенты, в которых при формировании верхней палаты вообще не применяется принцип выборного представительства. Наименьшей «популярностью» пользуются такие способы политического рекрутирования в верхнюю палату как занятие места по должности и титульное назначение.