Глобалистика – междисциплинарная область знаний о глобальном мире и его проблемах.
Д.Е. Муза
ГЛОБАЛИСТИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Рекомендовано
Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины
Как учебное пособие
Для студентов высших учебных заведений
Донецк, 2012
УДК 30 + 32
ББК 60.03я73 + 66.0я73 + 65.5я73
Рекомендовано
Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины
Как учебное пособие
Для студентов высших учебных заведений
(письмо 1/ 11-14403 от 12. 09. 2012 г.)
Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор Лазарев Ф. В.
(Таврический национальный университет им В.И. Вернадского)
Доктор политических наук, профессор Шепелев М. А.
(Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара)
Доктор философских наук, профессор Журавлев В. И.
(Макеевский экономико-гуманитарный институт)
Муза Д.Е.
М-89 Глобалистика: Учебное пособие / Д.Е. Муза [текст]. – Донецк: Изд-во «Ноулидж» (донецкое отделение), 2012. – 310 с.
В предлагаемом пособии представлен материал учебного курса «Философия глобальных проблем современности» («Глобалистика»). Текст пособия подготовлен в соответствии с требованиями Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, авторской программой курса и содержит семь тем, дающих представление о глобалистике как комплексной науке о современном мире, процессах и проблемах, сопровождающих его структурирование и развитие.
Пособие рассчитано на студентов, изучающих одноименный курс, но может быть полезно магистрантам, аспирантам и всем тем, кто интересуется универсальным эволюционизмом, глобализацией, цивилизационной структурой и динамикой современного мира, природой и спецификой глобальных проблем современности и путями их решения, истоками и формами современного антропологического кризиса, альтернативистикой и проблемой будущего человеческого сообщества.
ISBN 978-617-579-506-4
Муза Д.Е.
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир представляет собой уникальный исторический феномен. Он, этот «заполненный», уплотненный и взрывоопасный мир возник не сегодня и не вчера. Напротив, его формирование связано с рядом предшествующих эпох и происходивших внутри них социальных трансформаций, равно как его устройство складывается из синхронизации некоторых предшествующих тенденций и опытов нынешнего мироустроения.
Тем не менее, одной из важнейших черт нынешней реальности, о которой поэт Вячеслав Сысоев грустно заметил:
Не живется – мечется,
мне и человечеству, –
является нарастающая динамизация многих, если не всех, сторон жизни общества – от технических нововведений и политических решений до скачков биржевых индексов и калейдоскопической смены бытовых форм и стилей. Не случайно британский социолог З. Бауман предложил любопытную метафору «текучей современности», указывая, тем самым, на кардинальные изменения морфологии самого жизненного процесса, его подчеркнутую драматургию неопределенности.
Весьма примечательно, что формы этой неопределенности заданы, с одной стороны, учащающимися флуктуациями беспорядка, вносимого человечеством в жизнь природы (нарастающая опасность глобальной экокатастрофы) и своё собственное бытие («гуманитарные» и «справедливые» войны, теракты в Норвегии, Ираке и Афганистане, бесчинства во Франции и Великобритании, «политическое цунами» в Африке и на Ближнем Востоке...). И, с другой стороны, они порождаются природой, сопротивление которой антропогенному воздействию оборачивается деструкцией и распадом казавшихся незыблемыми научно-технических достижений (недавние события Мексиканском заливе и Японии). Причем подобная неустойчивость уже не может быть описана в логике взаимоисключения порядка и хаоса, напротив, их взаимоотношения предлагается понимать как взаимообусловленные и взаимодополнительные[1].
Причины этой неопределенности видятся по-разному, в зависимости от специализации, а точнее, от мировоззренческих и теоретико-методологических пристрастий исследователей. Они, как весь комплекс наук о глобальном мире от геофизических до гуманитарных, не только наращивали массивы позитивных знаний, но и меняли своё парадигматическое кредо. Вместе с тем, после предыдущих этапов предметного становления и современной эпохи методологической рефлексии глобалистики[2] её нынешнее, постсовременное состояние даёт некоторый шанс для уяснения и оценки подлинных причин прогрессирующей хаотизации жизненного процесса.
Разумеется, здесь речь идет о сущностном (смысловом) пласте актуальной истории, на который наведены различные теоретические фокусы и предложены варианты её истолкования. Из них в качестве своеобразного камертона к предлагаемому тексту мы выбираем несколько наблюдений над скрытыми как от глаз обывателей, так и от устоявшихся методик ученых размерностями мировых процессов.
Во-первых, предлагаем обратить внимание на мнение индийского ученого и общественного деятеля, директора Фонда исследования технологий и экологии В. Шива, который считает, что глобализация не принесла мировому сообществу ни покоя, ни процветания, ни мира. Напротив, воплощаемый глобализацией рыночный фундаментализм «рассматривает жизнь как товар, общество как экономику, а рынок как средство и венец человеческого предпринимательства»[3].
Поэтому вовсе не случайно, что «общество “принудительного потребления” <…> постоянно воспроизводит элиту, способную выживать в состоянии зверской войны всех против всех», как отмечал другой известный эксперт, итальянский журналист и политолог Дж. Кьеза[4].
Данная проблема уже приобрела межцивилизационный, подлинно мировой масштаб, зафиксированный российским политологом А.С. Панариным в формуле «стратегической нестабильности». Смысл «современного глобального сдвига», по мнению Панарина, «состоит в том, что в условиях дефицитности земных ресурсов планету предстоит избавить от лишних ртов и от всех неприспособленных: сцену займут приспособленные». И если отбросить «гуманитарный мистицизм», то перед нами, полагал он, «открывается естественная логика истории»[5], лишенная радужных перспектив для основной массы населения Земли.
Во-вторых, следует, наконец, признать ту простую истину, что западная цивилизация помимо всего прочего распространила практически на весь мир свой цивилизационный код, т.е. экспансионизм и рационализм, индивидуализм и нигилизм (в отношении Другого), либерализм и «мораль успеха». Недвусмысленная оценка последствий этого влияния дана у российского философа В.А. Кутырева: «Запад, Цивилизация, “проклятая доля” (Ж. Батай) которой в том, что все высокие цели и ценности уступили место погоне за богатством и комфортом. При этом она противостоит обществам, в которых сохраняют своё значение религия, мораль, национальное самосознание, семья, половой диморфизм, любовь, дружба и другие формы “традиционной” культуры, и агрессивно атакует их»[6].
И как в этом контексте не вспомнить о закономерности, которая открыта американским социологом Д. Беллом[7] и реализуется благодаря лидерству Запада на современном этапе истории. Согласно Беллу, несовместимость рыночных отношений с традиционными способами поддержания социальности (религия, мораль и искусство) будет нарастать вплоть до момента опрокидывания всей социальности в невиданный ранее хаос, в который будут втянуты все социумы, структурно или функционально связанные с жизнью западной цивилизации.
В этой связи хотелось бы обратить внимание читателя на тот факт, что российская академическая мысль уже системно охарактеризовала и оценила в фундаментальной коллективной монографии степень наступающей с Запада угрозы[8]. Причем, высказанные в первом её варианте опасения и предостережения, а также сделанные прогнозы во многом подтвердились. Вообще же на повестке дня – идея антицивилизации и античеловечества[9].
Разумеется, приведенные выше фрагменты и ссылки на авторитетные источники могут показаться искусственными приемами, разновидностью цитатного метода, когда «нужные» идеи вырываются из соответствующих контекстов и используются чисто схоластически. Полагаем, что в нашем случае все они несут в себе нечто большее, ибо подчиняются принципу сходимости информационных потоков в общую смысловую лакуну, формируемую исторической конкретикой.
Однако такой социально ориентированный подход может претендовать на вскрытие сущности первого порядка (Г.В.Ф. Гегель). В то время как цель зрелой науки – доискиваться предельных (а в случае с философией и запредельных) величин, характеризующих взаимосвязь наблюдаемых мировых процессов и их внутренние субстанциальные основания, форму их протекания и смысловое ядро их содержательного развертывания.
Отсюда вполне осознанное намерение – представить видение глобальной проблематики в подчеркнуто проблемном ключе, но не для излишней драматизации отдельных фактов и ситуации в целом, а для того, чтобы не оставить «в тени» глубинные, сущностные характеристики процесса. По большому счету именно они являются характеристиками бытия западной цивилизации как последовательного генератора беспрецедентных мировых изменений. Во вторую очередь, в виде производных от этого первичного конфликта нужно фиксировать параметры бытия незападных цивилизаций, вступающих преимущественно в монологовые (несимметричные) отношения с Западом. И только после этого можно осмысленно говорить о внутренней логике ансамбля цивилизаций, у которой, похоже, всё меньше содержательных, исторических альтернатив.
Собственно, в этом, по мнению автора, и состоит одна из важнейших задач современной глобалистики, а именно: выявить природу глобальных угроз и опасностей, обозначить наиболее болезненные точки мирового развития, а также стимулировать совместный заинтересованный поиск рецептов по исправлению стремительно ухудшающейся ситуации. За всем этим стоит желание сохранения относительного равновесия биосоциальной целостности, приоритета ценности жизни как таковой над её всевозможными эрзацами, не говоря уже о торжестве смерти, в том числе «смерти человека», упадочно провозглашаемой после «смерти Бога».
Но для решения задачи подобного уровня сложности нужны не только добрая воля большинства и коллективный разум, но и духовное алкание вселенской гармонии, глубокие ценностные трансформации. Актуальный выбор – за всем человечеством и, прежде всего, за обществами, представляющими Запад. Не случайно известный западный интеллектуал А. Мальро предостерегал: либо XXI век будет веком духовности, либо его совсем не будет.
Главная цель, которую преследовал автор в предлагаемом вниманию читателя издании, заключается в стремлении изложить материал учебного курса с позиций современной глобалистики как целостной теории. Для этого было необходимо преодолеть неизбежную односторонность и пристрастность отдельных социальных и гуманитарных наук – политологии, культурологии и макросоциологии, теории международных отношений, международной экономической теории и теории международного права. То есть обобщить и систематизировать данные наук, представители которых уже изложили свою точку зрения относительно понимания природы, структуры и динамики современного мира. К сожалению, во множестве современных изданий, претендующих на всецелую и исчерпывающую интерпретацию предмета глобалистики, дается его подчеркнуто «слабая» версия. Нисколько не отрицая заслуг своих коллег в смежных областях знаний, автор по мере своих сил намеревался учесть опыт их предметной и методологической рефлексии. При этом от деклараций о синтетическом научно-философском понимании глобального мира давно пора переходить к действенной реализации принципа системности. Предлагаемое пособие в какой-то мере претендует на актуализацию подобной теоретической и, одновременно, мировоззренческой задачи.
В связи с этим фокус авторской рефлексии и стратегия проникновения в предмет (осмысление его глубины и объема) определяются: 1) философско-исторической аксиоматикой, а именно, основными положениями цивилизационной теории; 2) оригинальной гипотезой развития истории, пониманием генезиса и исторического оформления глобальных проблем с последующим вторичным их связыванием в систему под действием глобализации; 3) специфической категориальной структурой, основанной на выявлении коренных противоречий и наиболее правдоподобных сценариев преодоления глобальных проблем, коррекции феномена глобализации с учетом ценностно-рациональных начал деятельности.
Вследствие дискуссионности многих высказанных ниже положений заинтересованным читателям по ходу знакомства с материалом придется принять во внимание и по возможности освоить значительный массив специальной литературы. Для этого пособие снабжено двумя списками литературы: основной и дополнительной. В разряд основной литературы вошли соответствующие учебные и справочные издания, а в разряд дополнительной включены оригинальные тексты представителей современной мировой глобалистики и отвечающие развитию представлений о её предмете научные исследования последних лет.
С другой стороны, пособие призвано решить и учебно-методическую задачу. Его материал тесным образом связан с образовательным процессом, точнее, с акцентуацией внимания, прежде всего, технических специалистов, затем, представителей экономических и экологических специальностей на содержании курса, который интегрирует в себе знания и ценностные установки их профильных направлений. В определенной мере они нашли своё отражение в структуре предлагаемого текста. При этом мировоззренческие акценты в рассмотрении тем курса были определяющими, поскольку деятельность молодых специалистов должна протекать в выверенной и этико-аксиологически оправданной системе координат. В этом состоит одна из задач настоящего курса, который пытается интегрировать вокруг культурного ядра, духовных основ социальной активности природный, антропологический, социальный и технический аспекты мировоззренческой конструкции, размещая их в конкретно-историческом контексте. Без уяснения последнего, как показывает трагический опыт ХХ века и, в особенности, православно-славянской цивилизации, невозможно адекватное мироотношение в эпоху глобализации.
Предлагаемое учебное пособие представляет собой углубленный и расширенный вариант презентации спецкурса, читаемого в Донецком национальном техническом университете в течение пяти последних лет. Это – исправленное и дополненное издание учебника, опубликованного в 2010-м году. И поскольку предыдущая работа получила положительные отзывы у специалистов, есть надежда, что и настоящее издание будет востребовано широкой вузовской аудиторией и специалистами в области глобалистики на всем пространстве СНГ.
Разумеется, эта книга не смогла бы увидеть свет без поддержки и важных критических откликов. Они есть и продолжают поступать. Поэтому автор с благодарностью вспоминает своих коллег и слушателей-студентов, в той или иной мере стимулировавших подготовку материалов этого спецкурса. Так, здесь хочу отметить участие старшего преподавателя А.Н. Ищенко в обсуждении рукописи пособия, который своими ценными советами повлиял на конечный результат. Думается, что эта работа во многом приобрела нынешний вид благодаря усилиям доцента А.А. Омельченко, чьи технические советы всегда весьма ценны.
Особую благодарность хочется высказать рецензентам данного труда, профессорам Ф.В. Лазареву, М.А. Шепелеву и В.И. Журавлеву, которые своим заинтересованным и профессиональным отношением дали шанс этому тексту попасть в поле зрения учебной и академической аудитории, специалистов и всех, кому небезразличны судьбы глобального мира.
Тема 1. Предмет, структура и методологический инструментарий
современной глобалистики
Глобалистика – междисциплинарная область знаний о глобальном мире и его проблемах.