На зачете начинаете отвечать с уровня «3», а затем по нарастающей
Вопросы к зачету по обществознанию, 10 класс, профильный уровень
ВНИМАНИЕ! Пояснения для учащихся.
Для ответа на уровень «5» необходимо сначала ответить на вопросы уровня «3» и «4».
На зачете начинаете отвечать с уровня «3», а затем по нарастающей
| Какова взаимосвязь общества и природы? В чем отличие общественных явлений от природных? | На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому, сначала возникло общество, а затем человек. Объясните, кто из учеников прав? | |
| Как доказать, что семья (армия, государство, церковь, школа) является социальным институтом? | Применяя системный подход, проанализируйте русское общество XI века. | |
| Почему сущность человека проявляется в большей степени в трудовой и творческой деятельности? | В чем философский смысл следующего высказывания И.И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Как вы понимает данное высказывание? Сформулируйте ваше отношение к данной позиции, свое мнение аргументируйте. | |
| Укажите не менее трех существенных признаков традиционного, индустриального, постиндустриального общественного развития. Проиллюстрируйте примерами каждый из типов общественных отношений. | Составьте сравнительную характеристику двух типов общественного развития (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) с использованием исторического материала. | |
| Используя перечень понятий, составьте схему. Объясните последовательность расположения понятий. При необходимости добавляйте недостающие понятия. прогресс, регресс, эволюция, революция, исторический процесс субъекты исторического процесса | Используя перечень понятий, составьте устный рассказ, самостоятельно определив его тему. При необходимости добавляйте недостающие понятия. прогресс, регресс, эволюция, революция, исторический процесс субъекты исторического процесса | |
| Исходя из структуры деятельности человека, определите общие и отличительные черты трудовой и игровой деятельности человека. | А.Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание». Поясните эту мысль. Сформулируйте свое отношение к данной позиции. Свой ответ аргументируйте. | |
| На основе структуры деятельности составьте сравнительную характеристику трудовой, игровой, учебной деятельности. | Используя социальный и исторический опыт, определите роль интересов и потребностей в творческой деятельности человека. Составьте схему «Влияние интересов и потребностей человека на его деятельность». | |
| Охарактеризуйте позицию одного из философов по вопросу значения духовных ценностей. Используя социальный и исторический опыт, определите значение духовных ценностей для жизни человека и развития общества | Раскройте суть опредмечивания и распредмечивания в духовной деятельности. В чем выражается общественный характер духовных ценностей? Можно ли утверждать, что духовные ценности носят объективный характер? Свой ответ аргументируйте | |
| Составьте развёрнутый план ответа по теме «Политическая деятельность», объясните выбранную вами последовательность изложения материала. Используя план, основные понятия и термины темы, изложите теоретический материал. | Используя политологическую терминологию, составьте анализ развития политической деятельности на одном из этапов развития российского общества. | |
| Составьте сравнительную характеристику трудовой и духовной деятельности, определив не менее четырех критериев сравнения. | Составьте сравнительную характеристику трудовой и духовной деятельности , определив не менее пяти критериев сравнения. Сформулируйте вывод о соотношении трудовой и духовной деятельности в жизни человека. Позиции вывода аргументируйте. | |