Критерии оценки уровня знаний студентов на зачете

В конце курса проводится зачет, который имеет целью выявить и оце­нить теоретические знания и практические умения и навыки студентов за полный курс. Зачет проводится в устной форме по билетам, включающим воп­росы по теоретическому материалу дисциплины «Юридическая риторика». Для подготовки к зачету студентам рекомендуется ознакомиться с материалами лекций и с рекомендуемой литературой по курсу.

Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:

«зачет» выставляется, если студент посещает лекционные и практические занятия, активно участвует в обсуждении вопросов, рассматриваемых на занятиях, инициативно выступает с докладами, свободно владеет основным материалом по программе дисциплины, основными понятиями и категориями курса, ориентируется в основной и дополнительной литературе по предмету, демонстрирует практические умения и навыки по составлению и произнесению судебных речей.

«незачет» выставляется, если студент при ответе на заданные вопросы не способен показать знания основных вопросов дисциплины; не владеет основными категориями и понятиями дисциплины, а также практическими умениями и навыками по составлению и произнесению судебных речей.

Методические рекомендации для преподавателей

В процессе проведения лекционных и практических занятий преподаватель должен руководствоваться следующими принципами:

от единичного к общему,

от разрозненных фактов к поиску закономерностей,

от изучения следствия к анализу причин,

от «узкого» предметного мышления к «широкому» системному,

от информации к знаниям и умению их использовать.

Для понимания и усвоения студентами нового материала преподаватель должен создавать ситуации, когда обучаемые могли бы оценить приобретенные знания и воспользоваться ими; стимулировать студентов к поиску причинно-следственных связей; помогать им формировать навыки систематической исследовательской работы, навыки пуб­личных выступлений, развивать способности воздействия на людей своей речью, научить управлению специфическими языковыми барьерами (на профессионально-ориентиро­ванном материале).

Задача преподавателя – не только дать определенные теоретические знания обучаемым, ознакомить с различными ораторскими приемами, но и с помощью различных упражнений закрепить эти знания, определенные навыки, выработать умение использовать теоретические знания на практике. Разнообразить, сделать более содержательными практические занятия, показать тесную связь теоретических знаний с практикой, максимально приблизить учебную ситуацию к жизненной дает использование на занятиях ролевой игры, анализ в логическом и психолого-риторическом аспекте речей известных судебных ораторов, а также современных прокуроров и адвокатов, выполнение студентами заданий, связанных с посещением современных судебных процессов. Вместе с тем практические занятия, запланированные по курсу, способствуют систематизации полученных знаний, помогают выявить прочность усвоенных знаний и умение использовать их в практических ситуациях.

Словарь основных понятий и терминов по юридической риторике, включающий базовые, наиболее употребительные риторические термины и понятия, поможет разобраться в весьма сложной риторической терминологии при чтении соответствующей литературы.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Институт права

Утверждено

на заседании кафедры прав человека и политико-правовых учений

(протокол № 5 от «20» января 2010 г.)

Зав. кафедрой _________________ д.полит.н., проф. М.М. Утяшев

Наши рекомендации