Политическая система Республики Беларусь.
Политическая система РБ – система переходного общества, система президентской республики. Президент является главой государства, гарантом Конституции, обладает широкими полномочиями.
Президент в качестве Главы государства не отнесен ни к одной из ветвей власти. Он олицетворяет единство народа и осуществляет посредничество между органами власти. Кроме того, Президент:
- назначает республиканские референдумы и все выборы кроме президентских;
- формирует или участвует в формировании почти всех высших госорганов, кроме Палаты представителей;
- распускает Парламент и может смещать практически всех должностных лиц;
- обращается с посланиями к народу и (или) парламенту о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
- является Главнокомандующим;
- принимает в белорусское гражданство и прекращает его, а также предоставляет убежище;
- устанавливает госпраздники и праздничные дни;
- награждает госнаградами, присваивает классные чины и звания;
- осуществляет помилование;
- участвует в международной политике от имени Беларуси;
- вводит чрезвычайное и военное положение, объявляет мобилизацию;
- откладывает и приостанавливает забастовки;
- подписывает законы или возвращает их в Парламент (полностью либо частично);
- отменяет акты Правительства и многих других госорганов;
- осуществляет всеобъемлющий контроль;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
Органы управления: Палата Представителей, Совет Республики.
Палата Представителей рассматривает проекты законов. Совет Республики одобряет или отклоняет их.
Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (палаты территориального представительства).
Палата представителей (110 депутатов):
- принимает законы, в том числе об изменении норм Конституции, за исключением изменяемых только республиканскими референдумами.
- назначает выборы Президента;
- дает согласие на назначение Премьер-министра;
- одобряет или отклоняет программы деятельности Правительства (в случае отклонения Парламент может быть распущен Президентом), а также рассматривает вопрос о доверии Правительству;
- принимает отставку Президента, выдвигает протии него обвинения в совершении госизмены или иного тяжкого преступления и совместно с Советом Республики может сместить Президента, признанного виновным;
- принимает решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Совет Республики (64 члена по 8 от каждой области, города Минска и Президента):
- одобряет или отклоняет принятые законы;
- согласовывает некоторые Президентские назначения (в судебные, контрольные и некоторые иные высшие госорганы);
- избирает половину Конституционного Суда и Центризбиркома;
- отменяет решения местных Советов, не соответствующие законодательству и распускает эти Советы в случае систематических и грубых правонарушений;
- рассматривает обвинение против Президента и соучаствует в его смещении;
- рассматривает указы о введении чрезвычайного и военного положения, а также о мобилизации;
- принимает решения по другим вопросам согласно Конституции.
Исполнительную властьосуществляет Правительство - Совет Министров ‑ центральный орган государственного управления. Оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. В его состав входят Премьер-министр (руководитель), его заместители, министры, руководители иных республиканских органов госуправления. Правительство:
- руководит системой госуправления, разрабатывает и реализует внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивает единство экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
- выступает от имени собственника в отношении госсобственности;
- обеспечивает исполнение Конституции и законов, декретов, указов и распоряжений Президента;
- осуществляет иные полномочия согласно Конституции, законам и актам Президента.
Судебная власть: Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд, районные и городские суды.
В РБ официально зарегистрировано 15 политических партий. И для того, чтоб её официально зарегистрировать, необходимо, чтобы в партии было не менее 1000 человек.
Судебная власть принадлежит судам. Конституционный суд осуществляет контроль за соответствием нормативных актов Конституции. Хозяйственные судыво главе с Высших Хозяйственным судом рассматривают экономические споры с участием субъектов хозяйствования (юридических лиц и частных предпринимателей). Остальные споры, а также дела о привлечении граждан к уголовной и административной ответственности рассматриваются общими судамиво главе с Верховным судом. Судьи при осуществлении правосудия независимы (подчиняются только закону). Образование чрезвычайных судов запрещено.
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательствавозлагается на Прокуратуру (Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров).
Госконтроль за расходованием госсредств и исполнением актов экономического законодательства осуществляет Комитет государственного контроля.
Банковской деятельностью и денежным обращением руководит Национального банк, обладающий исключительным правом эмиссии денег.
Местное управление и самоуправление осуществляется местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами (исполкомами), органами территориального общественного самоуправления. Местные Советы и исполкомы решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных и местных интересов, а также исполняют решения вышестоящих органов. К исключительной компетенции местных Советов относятся:
- утверждение местных программ социально-экономического развития и местных бюджетов;
- установление местных налогов и сборов;
- определение порядка управления коммунальной собственностью;
- назначение местных референдумов.
В политическую систему Республики Беларусь, помимо госорганов, входят партии, профсоюзы и иные общественные объединения (среди которых особое место занимает республиканское общественное объединение «Белая Русь»).
К политической системе РБ стоит отнести и трудовые коллективы, так как:
· трудовые коллективы имеют право заключать договоры с руководителями предприятий и т.д.
· у трудовых коллективов есть политические функции (они имеют право выдвигать депутатов в Палату Представителей и в местные органы власти).
Особенности белорусской политической системы:
- она находится в стадии формирования, поскольку наше государство суверенно только 18 лет, а ныне действующей редакции белорусской Конституции – 14 лет, да и белорусский этнос (народ) нельзя считать окончательно сформированным;
- в советские годы политическая самостоятельность БССР была мизерной, поэтому не вырабатывались навыки и традиции самостоятельной политики ‑ в результате все в зачаточном состоянии и всем приходится действовать «с чистого листа»;
- абсолютное доминирование Главы государства;
- низкая популярность политических партий, антипартийные настроения у подавляющего большинства белорусских граждан;
- все попытки налаживания диалога между властью и оппозицией закончились провалом или близки к этому.