Сущность, природа и функции политического лидерства

Само слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий». В современной политологии политическими лидерами называют авторитетных субъектов политического процесса, не обязательно занимающих высокие командные посты, но способных к консолидации различных социальных групп для решения проблем общественного развития.

При этом следует подчеркнуть, что лидер может завоевать авторитет при наличии следующих условий:

- если у него есть четкая программа действий, соответствующая тенденциям социального прогресса;

- если его отличает знание проблем, связанных с реализацией программы и готовность нести личную ответственность за результаты и методы работы по ее воплощению в жизнь;

- если он способен создать систему политического руководства и управления, обеспечивающую возможность вести за собой группу последователей на реализацию принятой программы развития;

- лидер должен уметь создавать такой морально-психологический климат, который бы обеспечивал наиболее благоприятные условия политической жизни.

Политическое лидерство представляет собой способ взаимодействия людей, предусматривающий влияние одного человека, группы людей на других в целях организации совместной политической деятельности. Для понимания политического лидерства важное значение имеет исследование его природы. Приоритет здесь принадлежит зарубежным политологам и социологам. Можно выделить три наиболее типичные точки зрения по этому вопросу:

1. Лидер как совокупность необходимых психологических качеств (теория «черт лидера»). Это попытка объяснить лидерство на основе наследственности (основоположник – Ф.Гальтон).

2. Лидер как выразитель интересов группы. Проблема лидерства с неизбежностью ставит вопрос о взаимоотношениях лидера и группы. В этих взаимоотношениях лидер иногда выступает в качестве «функции группы», то есть группа сама выбирает лидера, наделяя его полномочиями выражать ее интересы (Т.Парсонс).

3. Лидер как «функция ситуации». Сторонники ситуационного подхода считают, что каждая ситуация выдвигает своего лидера, который отвечает именно данной ситуации, а не иной другой. Например, человек, действующий в условиях рыночной экономике в выработке у себя качеств, соответствующих конъюнктуре, спросу, стремится дороже продать свои знания и умения. Лидером становится тот, кто лучше исполняет роль в данной конкретной ситуации.

Эволюция политического лидерства на практике проходит несколько стадий:

1) возникновение общественных движений и выделение их лидеров;

2) образование политических партий, выработка их программных установок и организационных принципов;

3) формирование иерархии партийно-политического руководства;

4) борьба за власть, приход партий к власти, участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей. И если то, что предлагает партия или общественно-политическое движение в решении насущных проблем приемлемо для большинства членов общества, то партия или движение и их лидеры приобретают признание, становятся общенациональными лидерами, получают права на власть.

К функциям политического лидера относят:

1) четкую формулировку целей, нахождение и принятие оптимальных политических решений;

2) интеграцию общества, сплочение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу и государству;

3) социальный арбитраж и защиту масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Успешное выполнение этой функции возможно лишь при условии опоры лидера на большинство народа;

4) инициирование обновления, оптимизма и социальной энергии, мобилизацию масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в людей веру в общественные идеалы и ценности;

5) коммуникацию власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии, ее бюрократизации эта функция особенно значима. Такими каналами связи являются средства массовой информации и, прежде всего, телевидение, встречи с избирателями, где президенты и другие политические лидеры имеют широкие возможности непосредственного общения с народом.

Наши рекомендации