Институт конституционного контроля

Закон, договор, судебный или административный акт должен находиться в соответствии с К государства. Если норма, изданная государственными органами, противоречит К, то она не будет иметь юридической силы и не должна применяться, поэтому является недействительной. Теория Конституционного контроля в современном понимании впервые появилась в США в деле W. Marbury v.J. Madison в 1803г. В юридической литературе применяют два термина: конституционный надзор и конституционный контроль. Конституционный надзор заключается в проверке акта на его конституционность. При выявлении нарушающего Конституцию закона или иного НПА орган конституционного надзора не правомочен отменить его. Конституционный контроль- это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Конституционный контроль предполагает, что соответствующие органы, правомочны своей властью отменить его. Объектами конституционного контроля (надзора) м.б. конституционные и обычные законы, поправки и конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти – правительственные декреты, указы президента (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В федеративных государствах объектом конституционного контроля являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации и разрешение споров между этими субъектами. Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта. В федеративных государствах этим правом обладают органы государственной власти соответствующего субъекта. По содержанию конституционный контроль м.б. 1)формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов); 2)материальными (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу Конституции); 3)абстрактными (осуществляется по инициативе к.-л. из уполномоченных субъектов без конкретного повода); 4)конкретным (осуществляется только в связи с к-л определенным судебным делом). По времени проведения: последующий и предварительный конституционный контроль. При последующем конституционном контроле проверке подвергаются законы или иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ). Признанные неконституционными законы формально утрачивают юридическую силу. При предварительном конституционном контроле проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента. Это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т.е. обнародования, опубликования главой государства (в Швеции, Франции, Финляндии). Проверкой соответствия законодательных актов конституционным установлениям занимаются специальные государственные институты- органы конституционного контроля, которые созданы во многих ЗС. Конституционный контроль (надзор) может осуществляться: 1)судами общей юрисдикции. В США, Аргентине, Дании, Мексике. Норвегии, Японии вопрос о конституционности того или иного закона на основании которого возникло судебное дело может быть поставлен судом любой инстанции. Окончательное решение по этому вопросу принимает только высшая судебная инстанция (например, ВС США) В ряде стран конституционный контроль осуществляется только ВС, являющемся высшей судебной инстанцией данной страны (например, Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария, ЮАР). Это децентрализованная или американская система. 2) специальными конституционными судами. Они не входят в систему судов общей юрисдикции. Они могут формироваться как с участием, так и без участия парламента (Австрия, ФРГ, Италия, Испания, Турция, Кипр, Болгария). Это централизованная или европейская система. 3) особым органом несудебного характера (например, конституционный совет во Франции, состав которого определяется президентом и парламентом).

Наши рекомендации