Механизмы функционирования и реализация политической власти. Ее ресурсы, принципы и нормы организации. Политическое господство и легитимность.
Важнейший элемент механизма власти – разделение власти на её оставляющие элементы. Первое крупное разделение власти произошло в период начала Нового Времени, когда власть разделилась на политическую и религиозную власть. Далее политическая власть стала разделяться на законодательную, исполнительную и судебную власть. Отличия между этими властями регулируются законами. Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать над другими властями ослабляет государство и сводит разделение властей к чисто формальной процедуре. Власть разделяется не только между легальными структурами, но и между тем структурами, которые действуют полулегально и даже нелегально (теневые структуры и т.д.).
Полулегальные структуры – частные струкруты, на которых строится реальная политика, и власть не хочет, чтобы основные её моменты и элементы были известны обществу.
Тайными рычагами власти управляют теневые структуры – нелегальные власти.
Механизм политической власти имеет сложную структуру. В основании политической власти – общество в целом. Ближе к основанию – господствующие политические силы и организации. На вершине – структуры власти (парламент, правительство, глава государства, руководительные органы и контролирующие органы)
Содержательная деятельность власти заключается, прежде всего, в руководстве и управлении. Руководство заключается в выработке и принятии правящей группой принципиально важных для общества решений, а управление – это практическое проявление воли правящей власти и прежде всего требований к различным субъектам. Управление связано с воздействием, чтобы получить желаемый результат. Отсюда, если руководство – это принятие общих решение, то управление – орган, который должен реализовать решения на практике.
Важное значение для руководства и управления имеют ресурсы власти.
Классификация ресурсов власти:
- экономические (утилитарные)
- социальные
- культурно-информационные
- силовые (принудительные)
Все эти ресурсы направлены на завоевание власти, удержание и реализацию её цели.
Экономические ресурсы власти:
- материальные ценности, необходимые для личного и общественного потребление
- деньги
- техника
- плодородные земли (те земли, которые наиболее выгоды)
- полезные ископаемые
Социальные ресурсы включают в себя след. показатели:
- должность
- престиж
- образование
- медицинское обслуживание
- социальное обеспечение
Культурно-информационные ресурсы:
- СМИ
- компьютерные технологии
- интернет
Силовые ресурсы:
- армия
- полиция
- служба безопасности
- суд
- прокуратура
Процесс властвования:
- условие:
- наличие субъекта и объекта ресурсов
- способы:
- побуждение объекта к действиям, нужным субъекту
- обеспечение бездействия субъекта
- механизмы:
- пропагандистско-идеологические
- карательно-административные
Классификация властных отношений:
- по характеру использования ресурсов власти:
- экономические
- политические
- социальные
- культурные
- информационные
- принудительные
- по способам воздействия субъекта и объекта власти:
- демократические
- авторитарные
- тоталитарные
- по доминирующему субъекту власти:
- автократические (самодержавные)
- олигархические – самоуправленческие
- по сферам проявления:
- государственные
- партийные
- профсоюзные
- армейские
- по функциям органов власти:
- законодательные
- исполнительные
- судебные
Политическое господство – определённый порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Но не исключено, что те, которые командуют, могут находиться под контролем других.
Виды политического господства:
· политическое (связано с монополией на власть)
· экономическое (правящая элита определяет правила игры в области экономических отношений)
· идеологическое (когда осуществляется монополия в области идеологии)
Понятия политическое господство связано с понятием легитимнойвласти.
Легитимность (от франц. «законность власти») – легальность власти и соответствие её закону.
Сравнительная характеристики типов легитимности по М. Веберу.
Характеристика | Традиционный | Рациональный | Харизматический |
Источник власти | Обычаи, традиции | Законы и нормы | Особые свойства (харизма) политического лидера |
Основы легитимности | Уважение, почтение, традиции | Разум, интерес | Вера (эмоции) |
Властвующий субъект | Повелитель, монарх | Высший государственный чиновник | Вождь, руководитель |
Форма правления | Монархия | Парламентская республика | Плебисцитарная диктатура |
Эффективность власти – это её результативность, степень выполнения своих функций в политической системе и обществе, это реализация ожиданий граждан. Многие авторитарные режимы, которые страдали дефицитом легитимности (Чили, Бразилия) вследствие авторитарного правления приобрели очень неплохие экономические показатели.
5. Политическая система: понятие, структура, типология, функции.
Понятие «политическая система» (от древнегреч. politia).
Политическая система общества – совокупность институтов, куда входят государства, политические партии и т.д., которые действуют на основе права и соц норм и которые определяют политические отношения различных субъектов. В рамках этих отношений проходит политическая жизнь общества.
По сравнению с понятием политическая система понятие политическая жизнь является более широким понятием. Политическая жизнь охватывает все политические связи. Еще более широкое понятие – политический строй. Политическая организация общества – более узкое понятие по сравнению с политической системой.
Существует два подхода:
Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, он рассматривает социальные нормы, по которым действуют эти институты. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации и структуры (их возникновение, развитие и т.д.).
Системный подход обращает внимание на всю сферу политической деятельности. При системном подходе предметом анализа является не какой-то отдельный институт или государственная структура, а социальное взаимодействие, в которое вступают политические институты, социальные группы, индивиды.
Политическая система претендует на конечный контроль за выполнением какого-то принуждения, полит система претендует на законный контроль, на законное право.
Политическая система имеет ряд особенностей:
· через нее осуществляется власть, принуждение
· она универсальна и доминирует над другими средствами общества
· внутреннее регулирование осуществляется на основе правовых и политических норм
· политическая система относительно самостоятельна в силу наличия механизмов взаимодействия структурных элементов
· мобилизирует ресурсы для достижения общезначимых целей
· контролирует применение принуждения
Структура политической системы:
· Институциональная система: совокупность институтов, связанных с функционированием власти.
· Нормативная подсистема: совокупность норм, регулирующих политические отношения.
· Функциональная подсистема: способы и метода взаимодействия власти и общества.
· Коммуникативная подсистема: совокупность отношений и форм взаимодействия по поводу осуществления власти.
· Культурная подсистема: система ценностей субкультур, предающая значимость политическим действиям.
· Территориальная подсистема.
Любая модель политической системы включает в себя способы, методы взаимодействия со средой.